Внеклассная работа по немецкому языку как часть учебно-воспитательного процесса
статья по немецкому языку

Галина Николаевна Ильина

В статье рассказывается о системе внеклассной работы по немецкому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

Каждому учителю немецкого языка известно, что дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.

Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.

Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку – система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют определенные формы, полностью отражающие содержание внеклассной работы. Содержательный аспект внеклассной работы составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе (массовые, групповые и индивидуальные). Организационный аспект системы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.

Уменьшить падение интереса и уровня мотивации на определенной ступени обучения (чаще это бывает в 6–7 классах) может внеклассная воспитательная работа по предмету. Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

Принцип связи с жизнью.

Принцип коммуникативной активности.

Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Все выше перечисленные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от вышеперечисленных принципов и так же следующих условий:

1) добровольность участия;

2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;

3) четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

5) наличие целевых установок и перспектив деятельности;

6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Массовые формы различают в зависимости от периодичности массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.

Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие кружки).

Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеклассной работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Школьный тур олимпиад по предметам.

Подготовка и участие учащихся школы в олимпиадах внешкольного уровня.

Исследовательская деятельность учащихся (НОУ).

Использование Интернета в обучении иностранным языкам.

Цели внеклассных мероприятий по предмету “иностранный язык”

Воспитание чувства любви и добра у учащихся.

Развитие творческих начал учителей и учащихся школы.

Совершенствование технологий коллективных творческих дел, педагогики сотрудничества, игры, проектов.

Липовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

Внеклассная работа – неотъемлемая часть

учебно-воспитательного процесса

(Выступление на ММО учителей иностранного языка)

Подготовила Г.Н. Ильина, учитель немецкого языка

С. Пичаево

01.11.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по немецкому языку. Кукольный театр

Кукольный театр как форма внеклассной работы дополняет и развивает учебную работу, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка. Данный материал показывает, как можно в непринужденной атмосфере ...

Внеклассная работа по немецкому языку. Николаенко И.П.

Николаенко И.П., учитель МКОУ СОШ с. Дежнево делится опытом внеклассной работы с детьми....

"Внеклассная работа по немецкому языку в условиях инновационной школы".

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и сп...

Внеклассная работа по немецкому языку

Презентация и сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку "Праздник урожая"...

Внеклассная работа по немецкому языку

•Показать способы и приёмы мотивации и стимулирования обучающихся в процессе получения знаний необходимых для успешной сдачи государственной (итоговой) аттестации.•Задействовать участников в процесс, ...

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку

Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...