Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся
материал на тему
Пояснительная записка.
Введение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.
Данная программа рассчитана на 2 года для учащихся 5-6 классов.
Цели программы:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта,
- формирования принимаемой обществом системы ценностей,
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время,
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
- развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Обучающие задачи: развитие любознательности, познавательного интереса, включение в познавательную деятельность; приобретение новых знаний по окружающему миру, умений самостоятельно и с помощью взрослого работать с источниками информации, обрабатывать её; формирование навыков наблюдений, построения эксперимента, лабораторного опыта; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Тематическое планирование занятий курса «Вокруг света» для 5 класса
№ занятия | Тема занятия | Словарь | Содержание | Предполагаемый результат | Дата |
Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 5 классе.
1 раздел «Планета Земля» 5 часов | |||||
1.
| Планета Земля | Планета Ось Орбита | Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. | Иметь первоначальное представление о планете Земля. |
|
2. | Форма Земли | Экватор Атмосфера | Рассказ учителя о форме планеты. Работа с моделью Земли – глобусом. | Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала. |
|
3. | Строение Земли | Земная кора Мантия | Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета» | Сформировать первичные представления о строении Земли |
|
4. | Возникновение Земли |
| Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом. | Представлять о картину возникновения планеты Земля. |
|
5. | Движение Земли | Материк Вращение | Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и лампой. | Обращать внимание к ежедневным изменениям в небе, приобщить к наблюдениям. |
|
2 раздел «Человек и Космос» 5часов | |||||
6. | Что значит слово «космос» | Космос Вселенная | Рассказ учителя о значении слова «космос» и о родственных ему словах | Знать лексическое значение слова «космос». |
|
7. | Телескоп | Устройства Приближение | Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа. | Уметь составлять целое из частей. |
|
8. | Поглядим на карту неба | Карта Размещение Полушарие | Знакомство с картой звездного неба, полушариями. | Иметь первоначальное представление о карте неба. Знать о разделении карты на полушария. |
|
9. | Сказки о звездном небе | Созвездие | Беседа о созвездиях. Мифы и реальность. | Поддержать интерес к изучению космоса, к науке астрономии. |
|
10. | Кто живет на небе | Небесные тела | Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса. | Иметь первоначальное представление о небесных телах. |
|
3 раздел «Солнце и солнечная система» 6 часов | |||||
11. | Строение Солнца | Строение | Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса. | Познакомить с природой звезд. |
|
12. | Какого цвета Солнце |
| Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса. | Сформировать первичные представления о законах физики. |
|
13. | Как измерить Солнце | Размер | Размер небесного светила. Моделирование Солнца. | Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала. |
|
14. 15. | Температура Солнца | Температура Солнечный ветер | Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел. | Познакомить с природой света. |
|
16. | Игра «Солнечные зайчики». | Отражение | Наблюдение за отражением света от зеркальной, стеклянной, металлической, пластиковой поверхности. | Способствовать развитию кругозора детей, совершенствования координации движений. |
|
4 раздел «Ориентирование» 12 часов | |||||
17. 18. | Ориентирование на местности. | Компас Азимут Стороны горизонта | Изучение строения и правила обращения с компасом | Отработать навык работы с компасом |
|
19. 20. | «Живые ориентиры» | Местные признаки | Знакомство с местными ориентирами, ориентирование по небесным светилам. | Познакомить учащихся с различными способами ориентирования в экстремальных условиях |
|
21. 22. | Масштаб и карта | План местности Масштаб | Проведение измерений расстояний по карте и плану | Отработать навык работы с масштабом |
|
23. 24. | Горизонтали на плане | Горизонталь Относительная высота Абсолютная высота | Определение по картам и планам относительных и абсолютных высот местности | Отработать навык работы в определении относительной и абсолютной высоты |
|
25. 26. | Свойства географической карты | Легенда карты
| Классифицировать карты по различным признакам, древние карты | Понять, чем отличаются древние и современные карты, научиться классифицировать географические карты по различным признакам |
|
27. 28.
| Градусная сетка на карте и глобусе | Параллели и меридианы, координаты | Определение географических координат, направлений и расстояний по карте | Уметь совершать «путешествие» по заданным точкам |
|
5 раздел «Литосфера» 6 часов | |||||
29. | Каменная оболочка Земли | Литосферные плиты | Знакомство с типами земной коры, её строением под океанами и материками | Различать типы земной коры, понимать их отличие |
|
30. | Движение земной коры | Землетрясения Вулканы | Рассмотреть причины возникновения землетрясений и вулканизма и их последствия для жизни людей | Разработать правил безопасного поведения во время стихийных явлений |
|
31. | Рельеф Земли | Горы Равнины Низменности | Рассмотреть способы обозначения форм рельефа на картах, их различия | Знать крупные формы рельефа,уметь находить их на карте |
|
32. | Значение литосферы | Хозяйственная деятельность | Рассмотреть воздействие человека на литосферу, защита литосферы | Научиться беречь природу |
|
33. 34. | Резерв | Экскурсии |
|
|
|
Тематическое планирование занятий курса «Вокруг света» для 6 класса
№ занятия | Тема занятия | Словарь | Содержание | Предполагаемый результат | Дата |
1 раздел «Джунгли» 4 часа
Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 6 классе.
| |||||
1. | Где находятся джунгли |
| Знакомство с месторасположением джунглей. | Познакомить с тропическими лесами. |
|
2. | Какие животные обитают в тропиках |
| Знакомство с животными, обитающими в тропиках. | Познакомить детей с тропическими животными, их образом жизни, повадками. |
|
3. | Что угрожает джунглям |
| Рассказ учителя о вырубке тропических лесов, о их выжигании. | Обсудить проблемы вырубки и выжигания тропического леса. |
|
4. | Почему важно сохранить джунгли |
| Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты. | Иметь представление о пользе джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты. |
|
2 раздел «Пустыня и саванна» 5 часа | |||||
5. | Что такое пустыня | Зыбучие пески Мираж | Рассказ учителя о пустыне, используя иллюстрированный материал. | Иметь представление о пустыне. |
|
6. | Какие животные обитают в пустыне |
| Знакомство с животными, обитающими в пустыне. | Познакомить с животными, обитающими в пустыне. |
|
7. | Что такое саванна | Саванна | Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал. | Иметь представление о саванне. |
|
8. 9. | Какие животные обитают в саванне |
| Знакомство с животными, обитающими в саванне. Просмотр фильма «Саванна» | Познакомить с животными, обитающими в пустыне. |
|
3 раздел «Необитаемый остров» 4 часа | |||||
10. | Что такое необитаемый остров |
| Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира. | Иметь общее представление о необитаемом острове. Способствовать формированию общей картины дикого мира.
|
|
11.
| Как выжить на необитаемом острове |
| Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях. | Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.
|
|
12. 13.
| Игра на выживание «Что делать, если ты оказался...» |
| Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания. | Уметь ориентироваться в неизвестном месте; уметь ловко и мастерски выходить из любых ситуаций. |
|
4 раздел «Лес» 4 часа | |||||
14. 15.
| Что такое лес | Лес Древесина Ярус | Лес. Три яруса леса, польза леса. Рассматривание фотоснимков с изображением леса. | Первоначальное представление о жизни леса. |
|
16. 17.
| Круговорот жизни в лесу | Хвоя Обитатели | Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители». | Формирование первичных представлений о лесных законах существования. |
|
5 раздел «Луг» 4 часа | |||||
18. 19.
| Как появился луг | Сорняк | Рассказ учителя о происхождении луга. Игра «Я живу на лугу». | Представление о жизни луга. |
|
20. 21. | Кто живет на лугу | Опыление | Просмотр и обсуждение фильма: «Жизнь на лугу». | Формирование первичных представлений о луговых законах существования. |
|
6 раздел «Мусор» 4 часа | |||||
22. 23. | Что такое мусор | Утилизация | Беседа о происхождении мусора. Конкурс чистоты. | Привлечение внимания к отслужившим вещам. |
|
24. 25. | Бывает ли мусор полезным |
| Просмотр и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки. | Воспитание бережного обращения с использованными вещами, умение дать таким вещам «вторую жизнь». |
|
Обобщение 4 часа | |||||
26. 27. | Поле Чудес «Путешественники» | Барабан Сектор Финал | Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами. | Совершенствование навыков ориентирования в игровых моментах. Развитие памяти, внимания. |
|
28. 29. | Обобщение |
| Конкурс рисунков, беседа. | Обобщение и систематизация знаний об окружающем мире. |
|
Экскурсии 5 часов | |||||
30 – 34 | Экскурсия |
| Исследования местных природных комплексов | Совершенствование навыков, полученных на уроках географии и внеурочной деятельности |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Музей - важная составная часть учебно-воспитательной работы школы"
Проект представляет собой описание работы школьного краеведческого музея как составной части учебно-воспитательной работы...
Методические рекомендации для воспитателей ГПД "Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня посредством театральных игр"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7360501","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"336"}}]]...
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...
Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной работы учащихся по биологии
Результат работы с одаренными детьми....
Организация свободного времени учащихся.
Уважаемые коллеги разрешите представить тему моей работы «Организация свободного времени подростков как социально-педагогическая проблема» Несмот...
Презентация "Мастерская как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса"
Презентация знакомит с основами возникновения мастерской, её типами и приёмами обучения, раскрывает эффективную формулу воздействия данной формы работы на мышление обучающегося....
«Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся »
В статье рассматривается вопрос влияния внеурочной деятельность на творческие способности обучающихся...