Рекомендации при работе с девиантыми подростками
статья на тему

Алекс Гаврилов

Материал полезен социальным педагогам, психологам, воспитателям специальных школ и интернатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deviantnye_podrostki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с девиантными подростками.

  1. Единообразие требований воспитателей.

  1. Адекватность требований. Соответствие требований возможностям воспитанника. Предоставление воспитаннику  права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Следует учитывать, что навязывание педагогами и родителями воспитаннику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у подростка  чувства неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии.

  1. Обеспечение эмоционального комфорта воспитаннику. Нежелательно, чтобы подросток  воспринимал взрослого  как чужого человека, настроенного против него. Поэтому можно пожелать педагогу воспринимать трудных школьников такими, какие они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом их негативном высказывании и проступке.

  1. Усиление контроля. В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать чувство раскаяния трудного подростка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за проступок учащегося, отказ от похвалы.

  1. Поощрение активности. Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им свободного времени для безделья.

  1. Избегать приклеивания ярлыков. Пересмотр любым взрослым, который работает с девиантным подростком,  своих негативных суждений о трудных учащихся как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по определению своих недостатков в учебе и общении.

  1. Использование похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за улучшение учебной деятельности, а не только за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за творческие усилия.

  1. Применение наказания. Наказание применяют в ограниченных, но необходимых случаях.

     

     В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:  

     1.Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.

     2.Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.

     3.Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания – «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

     4.Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители. 

     5.Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться доверием, чем оскорбить детей недоверием.

     6.Индивидуальный подход к трудному ученику.       

     Мастерство перевоспитания  включает в себя следующие составные элементы:

     1. Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.

     2. Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемости, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.

     3. Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.

     4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.

     5. Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. 

Приемы, способствующие формированию у воспитанника

правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример.

Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка.

Личный пример – важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Проектная работа " Образ современного подростка в творчестве Тамары Крюковой"

Литературные предпочтения современных подростков мало отличаются друг от друга. Всем интересен острый сюжет, также юного читателя может привлечь наличие в произведении персонажей, отражающ...

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...