Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
статья на тему
В статье описываются проблемы постинтернатной адаптации и социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система постинтернатного сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения, выросшего в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений, находясь на государственном обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.
У вступающего во взрослую жизнь должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации. Несмотря на проводимую с воспитанниками детских домов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применить полученные знания в жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.
Говоря о проблемах постинтернатной социализации, следует отметить такие сферы социального становления личности, как деятельность, общение, семья, самопознание и самореализация.
На этой основе процесс постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот необходимо осуществлять на следующих уровнях:
1) общество (макросреда) – адаптация к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
2) социальная группа (микросреда) – адаптация сироты к конкретной социальной общности (семья, учебный коллектив и др.);
3) сам индивид (адаптация на внутриличностном уровне) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и ее самооценки.
Согласно утвержденному годовому плану работы с воспитанниками – выпускниками проводилась работа по подготовке их к выпуску из детского дома. В 2016 году из детского дома выпускаются 6 воспитанников, окончивших 9 классов. В ходе профориентационной работы для формирования у детей способности к профессиональному самоопределению и самореализации проводился цикл занятий по программе «Школа выпускника». Такие как: информационный час «Куда пойти учиться?» (9 класс), информационный час «Мир профессий» (8 класс), информационный час «Профессии нашего города», профориентационная игра «Один день из жизни…». Так же были проведены экскурсии в учреждения СПО города. Мной велись индивидуальные консультации выпускников по выбору будущей профессии.
На сегодняшний день у меня на постинтернатном сопровождении находятся 4 выпускника разных годов выпуска, которым я стараюсь помочь решить различные вопросы:
- Помощь молодым семьям в решении бытовых, жилищных и социальных вопросов, помощь в социализации молодых семей.
- Помощь выпускниками при оформлении социальных пособий по уходу за ребёнком, продления сроков выплаты пенсии в связи с продолжением обучения в профессиональных образовательных учреждениях.
- Консультации выпускников по вопросам оплаты за жилищно-коммунальные услуги, прописки по месту жительства, оформление документов для субсидии и т.д. Решение вопросов, касающихся жилья выпускников. Оформление приватизации, права собственности и т.д.
- Помощь в формировании пакета документов для поступления в учебное заведение и получения второго профессионального образования.
- Помощь в трудоустройстве молодых специалистов из числа выпускников детского дома.
- Помощь в устройстве выпускников в учреждения, организации и предприятия города для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства.
- Помощь в оформлении документов в нотариальной конторе и БТИ для вступления в наследство выпускниками детского дома.
- Помощь в формировании пакета документов для перерегистрации очереди на жилье в администрации города.
Социальная адаптация выпускников детских домов продолжает оставаться проблемной. Недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками детских домов. Требует дальнейшего развития работа детских домов по подготовке подопечных несовершеннолетних к самостоятельной жизни и созданию системы постинтернатной адаптации.
Поэтому после завершения пребывания воспитанников в детских домах необходимо оказывать выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им более успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить стратегию самостоятельной жизни, создать новые социальные контакты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...
Воспитание как приоритет современного образования. Современные модели социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Отчет об информации полученной на курсах повышения квалификации, по данной теме....
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих и интерпретируют их как враждебные....