Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
статья по физкультуре (9 класс) на тему
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их внешних психических функций, преодолевание двигательных нарушений и недостатков их физического развития.
Физическое воспитание является системной частью этой структуры. Оно разрешает образовательные воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно – оздоровительные задачи. Физическое воспитание в коррекционной школе осуществляется в тесной связи с умственным нравственном, эстетическим воспитанием и профессионально – трудовом обучении, занимает одно из важнейших мест в подготовке школьника к самостоятельной жизни и производственному труду. Конкретными задачами физического воспитания являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование двигательных навыков и умений прикладного характера, развитие двигательных качеств;
- коррекция и компенсация нарушения физического развития и психомоторики;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- поддержание высокой работоспособности;
- формирование познавательных навыков интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к России;
- следствие патриотической подготовки.
Вся работа по вовлечения ребенка в физическое воспитание начинается с ознакомления с его здоровьем. Необходимо еще до начала занятий знать его основное заболевание, степень поражения, сопутствующие заболевания. Совместно с медицинским персоналом определить какую нагрузку ребенок может принять без вреда для здоровья. В ходе занятий необходимо постоянно контролировать состояние ребенка и в случае необходимости снижать нагрузку.
Основная физическая нагрузка происходит на уроках физкультуры 2 часа в неделю на занятия. Азбуки здоровья 1 ч. ЛФК и ритмики, но этого недостаточно. Необходимы физкульт-минутки во время уроков, динамичные перемены, спортивные часы, воспитательские часы., во время прогулки необходимо уделить максимум времени на выполнение домашнего задания по физкультуре – это кроссовый бег, ритмичная ходьба, игры с мячом.
В современной литературе предложено множество методик активизации процесса физического воспитания. Я же выбрал некоторые, которые на мой взгляд самые лучшие. В ходе урока одна из важнейших задач – это чтобы максимальное время ребенок находился в движении и как можно меньше отвлекался. Это достигается на круговой тренировке. Суть этого метода в многократно повторяющихся выполнениях разнообразных упражнений, способствующих формированию различных движений. Цель – эффективное развитие двигательных способностей, обучению движений, совершенствование умений и навыков, увеличение работоспособности организма. Например, в зале или на спортивной площадке, на поляне, на берегу оформляются несколько станций – отжимания от пола, упражнения на пресс, подтягивания, приседания, скакалка, обруч, упражнения для развития мышц спины, упражнения для растяжки, упражнения для мелкой моторики рук, упражнения для глаз и т.п.
Исходя из поставленных задач, оборудования , возможностей, каждый проходит через круг, выполняя упражнения каждой станции в максимальном темпе за определенное время 30-60 сек.. главное распределить упражнения, чтобы они были на разные группы мышц. Нагрузка – расслабление, скорость – выносливость, сила – ловкость.
В ходе каждого занятия стараюсь применять метод - укрупнения дидактических единиц. Сущность данного подхода заключается в том, что на одном уроке может быть пройдено несколько тем программы, близких по смыслу или содержанию, вместо того чтобы их проходить по отдельности. Ими же идет изучение одной какой-то темы и здесь же, параллельно, элементов из других тем. При этом, прохождение материала осуществляется более быстрыми темпами чем при обычной его подаче. И, кроме того, в освободившееся время закрепляется ранее изученные упражнения и задания. Например, на уроке по лыжной подготовке рассматривается тема «Обучение попеременному двухмашному ходу». Параллельно этой теме отрабатываем повороты, способы торможения, подъемы в гору различными способами, различные стойки при спусках с гор. Метод укрупнения дидактических единиц позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс, он наиболее ценен именно в улучшении содержания образования, позволяет на одном уроке сконцентрировать внимание на сравнительно большом дидактическом материале.
В каждом классе ученики очень разнородны по физическим возможностям и отсюда метод индивидуального и дифференцированного подхода. Этот метод основан на разделении класса на группы и микрогруппы и в каждой группе ставится одно и то же задание, но с различной нагрузкой и целью. И более того, начинает работать метод опереживающего обучения, когда при изучении одной и той же темы в нее добавляются элементы из будущих учебных тем. Например, отрабатываем бросок из-под кольца, у кого-то этот элемент пошел сразу, переходим к броску со средней дистанции, затем – с дальней, далее, бросок с шага, с двух и т.д.
Методов активизации физического процесса воспитания много, но самый действенный – это индивидуальная работа с учеником, когда учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности и в соответствии с этим предлагаются адекватные средства и методы его физического образования и воспитания. Но этот метод очень затратен, требует много времени и терпения педагога. И если я во время урока основное внимание уделяю практически всем, то во время секционной работы уже лучшим, тем из кого будет формироваться школьная спортивная команда. А вот с теми, у кого еще что-то не получается, я работаю во время занятий по «Азбуке здоровья». Эта программа направлена на коррекцию физических недостатков учеников. В ходе занятия мы занимаемся тем же на уроке, но упор делается на недостатки – это коррекция бега, упражнения для коррекции прыжков, ходьбы, дыхания и т.д. учитывая необходимость развития различных двигательных способностей у детей используя различные снаряды, тренажеры, упражнения можно корректировать осанку, развивать координацию движений, укреплять различные группы мышц, гибкость.
Физкультура уникальный предмет учебного цикла, который направлен не только на развитие физического совершенства ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение его словарного запаса, понимание процесса жизнедеятельности организма и т.д. в процессе физического воспитания детей с нарушением интеллекта необходимо руководствовать тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий головного мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности. На уроках физкультуры детям необходимо понять задание, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь и свои действия. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитию речи, обогащению словарного запаса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их внешних психических функций, преодолевание двигательных нарушений и недостатков их физического развития.
Физическое воспитание является системной частью этой структуры. Оно разрешает образовательные воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно – оздоровительные задачи. Физическое воспитание в коррекционной школе осуществляется в тесной связи с умственным нравственном, эстетическим воспитанием и профессионально – трудовом обучении, занимает одно из важнейших мест в подготовке школьника к самостоятельной жизни и производственному труду. Конкретными задачами физического воспитания являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование двигательных навыков и умений прикладного характера, развитие двигательных качеств;
- коррекция и компенсация нарушения физического развития и психомоторики;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- поддержание высокой работоспособности;
- формирование познавательных навыков интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к России;
- следствие патриотической подготовки.
Вся работа по вовлечения ребенка в физическое воспитание начинается с ознакомления с его здоровьем. Необходимо еще до начала занятий знать его основное заболевание, степень поражения, сопутствующие заболевания. Совместно с медицинским персоналом определить какую нагрузку ребенок может принять без вреда для здоровья. В ходе занятий необходимо постоянно контролировать состояние ребенка и в случае необходимости снижать нагрузку.
Основная физическая нагрузка происходит на уроках физкультуры 2 часа в неделю на занятия. Азбуки здоровья 1 ч. ЛФК и ритмики, но этого недостаточно. Необходимы физкульт-минутки во время уроков, динамичные перемены, спортивные часы, воспитательские часы., во время прогулки необходимо уделить максимум времени на выполнение домашнего задания по физкультуре – это кроссовый бег, ритмичная ходьба, игры с мячом.
В современной литературе предложено множество методик активизации процесса физического воспитания. Я же выбрал некоторые, которые на мой взгляд самые лучшие. В ходе урока одна из важнейших задач – это чтобы максимальное время ребенок находился в движении и как можно меньше отвлекался. Это достигается на круговой тренировке. Суть этого метода в многократно повторяющихся выполнениях разнообразных упражнений, способствующих формированию различных движений. Цель – эффективное развитие двигательных способностей, обучению движений, совершенствование умений и навыков, увеличение работоспособности организма. Например, в зале или на спортивной площадке, на поляне, на берегу оформляются несколько станций – отжимания от пола, упражнения на пресс, подтягивания, приседания, скакалка, обруч, упражнения для развития мышц спины, упражнения для растяжки, упражнения для мелкой моторики рук, упражнения для глаз и т.п.
Исходя из поставленных задач, оборудования , возможностей, каждый проходит через круг, выполняя упражнения каждой станции в максимальном темпе за определенное время 30-60 сек.. главное распределить упражнения, чтобы они были на разные группы мышц. Нагрузка – расслабление, скорость – выносливость, сила – ловкость.
В ходе каждого занятия стараюсь применять метод - укрупнения дидактических единиц. Сущность данного подхода заключается в том, что на одном уроке может быть пройдено несколько тем программы, близких по смыслу или содержанию, вместо того чтобы их проходить по отдельности. Ими же идет изучение одной какой-то темы и здесь же, параллельно, элементов из других тем. При этом, прохождение материала осуществляется более быстрыми темпами чем при обычной его подаче. И, кроме того, в освободившееся время закрепляется ранее изученные упражнения и задания. Например, на уроке по лыжной подготовке рассматривается тема «Обучение попеременному двухмашному ходу». Параллельно этой теме отрабатываем повороты, способы торможения, подъемы в гору различными способами, различные стойки при спусках с гор. Метод укрупнения дидактических единиц позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс, он наиболее ценен именно в улучшении содержания образования, позволяет на одном уроке сконцентрировать внимание на сравнительно большом дидактическом материале.
В каждом классе ученики очень разнородны по физическим возможностям и отсюда метод индивидуального и дифференцированного подхода. Этот метод основан на разделении класса на группы и микрогруппы и в каждой группе ставится одно и то же задание, но с различной нагрузкой и целью. И более того, начинает работать метод опереживающего обучения, когда при изучении одной и той же темы в нее добавляются элементы из будущих учебных тем. Например, отрабатываем бросок из-под кольца, у кого-то этот элемент пошел сразу, переходим к броску со средней дистанции, затем – с дальней, далее, бросок с шага, с двух и т.д.
Методов активизации физического процесса воспитания много, но самый действенный – это индивидуальная работа с учеником, когда учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности и в соответствии с этим предлагаются адекватные средства и методы его физического образования и воспитания. Но этот метод очень затратен, требует много времени и терпения педагога. И если я во время урока основное внимание уделяю практически всем, то во время секционной работы уже лучшим, тем из кого будет формироваться школьная спортивная команда. А вот с теми, у кого еще что-то не получается, я работаю во время занятий по «Азбуке здоровья». Эта программа направлена на коррекцию физических недостатков учеников. В ходе занятия мы занимаемся тем же на уроке, но упор делается на недостатки – это коррекция бега, упражнения для коррекции прыжков, ходьбы, дыхания и т.д. учитывая необходимость развития различных двигательных способностей у детей используя различные снаряды, тренажеры, упражнения можно корректировать осанку, развивать координацию движений, укреплять различные группы мышц, гибкость.
Физкультура уникальный предмет учебного цикла, который направлен не только на развитие физического совершенства ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение его словарного запаса, понимание процесса жизнедеятельности организма и т.д. в процессе физического воспитания детей с нарушением интеллекта необходимо руководствовать тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий головного мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности. На уроках физкультуры детям необходимо понять задание, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь и свои действия. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитию речи, обогащению словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...
Воспитание как приоритет современного образования. Современные модели социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Отчет об информации полученной на курсах повышения квалификации, по данной теме....
Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье описываются проблемы постинтернатной адаптации и социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система постинтернатного сопровождения....
СЕМИНАР «Создание условий для социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ СПЦ №5»
Целью и задачами проведения семинара является обсуждение актуальных вопросов обеспечения успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКОУ СПЦ №5; обмен опытом в...