Проект "Правовая грамотность"
проект (7, 8, 9 класс) на тему
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Проект "Правовая грамотность" направлен на предупреждение преступлений и правнонарушений, совершаемых учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Правовая грамотность" | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Проект
«Правовая грамотность»
Авторы проекта:
В.М.Глумова, социальный педагог
В.В.Ковтун, социальный педагог
г. Ачинск, 2016
Актуальность
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Оказавшись в различных правовых ситуациях, учащиеся неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения.
Дети с противоправным поведением не обладают высоким уровнем правовой культуры. Их правовая безграмотность является одним из источников бед. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей.
Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Поэтому прививать правовые знания ребенку необходимо с детства.
Правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания учащихся нашей школы, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры обучающихся. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений:
-новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением;
- наблюдается криминализация российского общества;
- растет и становится моложе подростковая преступность.
МБОУ «Средняя школа № 4» расположена в старом центре города, где расположены такие учебные заведения, как Ачинский механико- технологический техникум, Ачинский педагогический колледж, Ачинский профессионально педагогический колледж, большое количество молодых людей ежедневно перемещаются рядом со школой.
Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей школы.
Объект: правовое образование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: процесс формирования правовой культуры учащихся.
Цель: повышение уровня правовой культуры среди учащихся «группы риска», учащихся, состоящих на разных формах учета и родителей, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации.
Задачи проекта:
- формировать правовую культуру учащихся и родителей, расширять знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение подростков;
- организовать разнообразные виды трудовой, спортивной и досуговой деятельности, способствующие формированию законопослушного поведения.
- добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания.
Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления и правонарушения подростки совершают неосознанно, а если они будут знать, какие последствия могут после этого наступить, то подумают, прежде чем совершат правонарушение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности учащихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Описание проекта
Социальный проект «Правовая грамотность» будет реализовываться в МБОУ «Средняя школа № 4» с сентября 2016 года, главная идея проекта – наставничество Совета старшеклассников над учащимися «группы риска».
Работа группы наставников заключается в ежедневном контроле поведения учащихся, организация досуга, привлечении ко всем мероприятиям школьного объединения, результатом станет снятие с профилактического учета четырех учащихся «группы риска» из тринадцати участников проекта.
Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением специалистов правоохранительных органов. Родители учащихся «группы риска», которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них решающими будут являться индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендации правовой культуры.
Задача нашего проекта познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Ознакомление родителей с правовыми документами на родительских собраниях, на праздниках, на совместных мероприятиях с детьми путем размещения информации на стендах.
А для знакомства детей с их правами будут проводиться ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, экскурсии в музей МО МВД России «Ачинский», СИЗО № 3 г. Ачинска, правовая игра по станциям. Среди учащихся «группы риска» будет проведено анкетирование на определение правовой грамотности.
Создание воспитывающей правовой среды обеспечит целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Для формирования правовых взглядов, понятий, личности, метод правотворчества (самостоятельного составления правовых документов, гражданско-правового договора, искового заявления).
Проект «Правовая грамотность», разработанный нами, предполагает ряд работ с учащимися «группы риска». Проект рассчитан на 3 года, по определенным этапам.
Участники проекта:
- учащиеся «группы риска» МБОУ «Средняя школа № 4»;
- Совет старшеклассников;
- Заместитель директора по ВР;
- инспектор МЛ МВД России «Ачинский»;
- педагог-психолог;
- сотрудники СИЗО № 3 г. Ачинска;
- социальные педагоги;
- родители.
Целевая группа:
- учащиеся «группы риска»;
- родители учащихся «группы риска».
Этапы и календарный план реализации проекта
«Правовая грамотность»
№ п/п | Мероприятия I этап. Подготовительный (2016-2017 учебный год) | Сроки | Ответственные | Результат |
1. | Проведение собраний членов Совета старшеклассников для обсуждения деталей проекта | Сентябрь 2016 год | Совет старшеклассников | Протокол собрания |
2. | Информационная поддержка проекта. Размещение информации о работе проекта на сайте школы | Октябрь 2016 год | Социальные педагоги | Информация на сайте |
3. | Размещение статей, новостей о проекте в школьной газете «Шепот парт» | В течение года | Руководитель кружка «Шепот парт» | Размещение информации в школьной газете |
4. | Совместное собрание Совета старшеклассников с учащимися «группы риска» для знакомства и обсуждения предстоящей работы в рамках реализации проекта | Ноябрь 2016 год | Совет старшеклассников | Протокол собрания |
5. | Вовлечение учащихся «группы риска» во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций) | Ноябрь 2016 год | Социальные педагоги, Совет старшеклассников, классные руководители | Занятость учащихся «группы риска» |
6. | Ознакомление с этапами проекта и планом работы на учебный год | Декабрь 2016 год | Совет старшеклассников | Календарный план |
Мероприятия II этап. Реализация (2017-2018 учебный год) | Сроки | ответственный | Результат | |
1. | Изучение: - Закона РФ «Об образовании»; - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год; - Уголовный кодекс РФ; - Конвенция ООН «О правах ребенка»; - Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми) | Январь 2017 год | Социальные педагоги, инспектор ОДН МО МВД России «Ачинский» Уполномоченный по правам ребенка в школе | Повышение уровня правовой грамотности |
2. | Анкетирование учащихся «группы риска» на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы» | Февраль 2017 год | Социальные педагоги, учитель обществознания | Выявление уровня правовой грамотности |
3. | Помощь в проведении тематических классных часов правовой направленности: - «Я – гражданин России»; - «Закон и подросток»; - «Закон о наркотиках»; - «Мои права – мои обязанности» | Февраль 2017 год | Социальные педагоги, классные руководители | Повышение правовой грамотности |
4. | Оформление рекреации школы информационно-познавательными плакатами | Март 2017 год | Совет старшеклассников, социальные педагоги | Получение информации |
5. | Познавательная игра: «Правовые станции» | Март 2017 год | Социальные педагоги, Совет старшеклассников, классные руководители | Получение информации |
6. | Разработка информационно- познавательных листовок и буклетов правовой тематики | Апрель 2017 год | Совет старшеклассников, учащиеся «Группы риска» | Распространение информационных листовок |
7. | Конкурсы плакатов: - «Наша Родина – Россия!»; - «Я выбираю Жизнь!»; - «Вредным привычкам – НЕТ!» | Апрель 2017 год | Совет старшеклассников, социальные педагоги | Получение информации |
8. | Круглый стол по правовому воспитанию: «Час правовых вопросов» с учащимися «группы риска» | Май 2017 год | Администрация школы, зам. директора по ВР, инспектор ОДН | Повышение правовой грамотности |
Мероприятия III Этап. Итоговый (2017-2018 учебный год) | сроки | Ответственные | Результат | |
1. | Индивидуально-профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании | Сентябрь 2017 год | Зам. директора по ВР, классные руководители, инспектор ОДН, социальные педагоги | Профилактика безнадзорности и правонарушений |
2. | Выставка тематической литературы: - «Права человека и права ребенка; - «Предупреждение вредных привычек у подростков» | Сентябрь 2017 год | Школьный библиотекарь | Методическое пособие по формированию правовой грамотности |
3. | Экскурсия в музей МО МВД России «Ачинский» | Октябрь 2017 год | Инспектор ОДН, зам. директора по ВР | Воспитание патриотизма, знакомство учащихся с «Книгой памяти» милиционеров – участников боевых действий, погибших при исполнении |
4. | Оформление тематических стендов: - «Подросток вышел на улицу»; - «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»; - «Толерантность в правовом государстве» | Ноябрь 2017 год | Совет старшеклассников, социальные педагоги, учащиеся «группы риска» | Получение информации |
5. | Посещение СИЗО № 3 г. Ачинска | Декабрь 2017 год | Администрация СИЗО № 3, Зам. директора по ВР, социальные педагоги | Профилактика правонарушений |
6. | Повторное анкетирование учащихся «группы риска» на определение уровня правовой грамотности | Январь 2018 год | Социальные педагоги | Обобщение полученных знаний учащимися |
7. | Проведение общешкольных родительских собраний: «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей» | Февраль 2018 год | Администрация школы, классные руководители, социальные педагоги, инспектор ОДН | Протокол |
8. | Час правовой культуры: «Проступок, правонарушение, преступление» | Март 2018 год | Инспектор ОДН, социальные педагоги | Профилактика правонарушений |
9. | Лекция для учащихся «группы риска» на тему: «Если меня задержала полиция» | Апрель 2018 год | Совет старшеклассников, социальные педагоги | Анализ работы |
10. | Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе | Май 2018 год | Совет старшеклассников, социальные педагоги | Анализ работы |
Бюджет проекта:
Реализация проекта не требует дополнительных материальных затрат, основная работа по реализации проекта выполняется социальными педагогами.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта возможно:
- снижение количества учащихся, совершивших правонарушения и преступления;
- состоящих на учете в КДН и ЗП;
- формирование правового самосознания учащихся и родителей;
Формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Перспективы развития проекта:
Данный проект актуален и применим в любой школе, так как можно получить реальные положительные результаты по профилактике правонарушений, в связи с этим мы хотим поделиться нашим опытом в данном вопросе со школами города Ачинска.
Авторы проекта:
- В.М.Глумова, социальный педагог;
- В.В.Ковтун, социальный педагог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...