СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
статья на тему
С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким образом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, самообразование, самосовершенствование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.a.savinastatya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Савина Елена Анатольевна, Снетков В.И.
преподаватель ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам.
Современный педагог должен владеть кроме специальных знаний, знанием психологии и педагогики, основ управления, уметь организовывать и проводить научные исследования и обучение, используя инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным.
Но при этом уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг.
Профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности. Эффективность влияния инновационной деятельности на личностно-профессиональное саморазвитие педагога обусловлена учетом основных закономерностей: чем выше личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности, тем эффективнее процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. Современный педагог погружен в ситуацию, вынуждающую его осуществлять постановку новых целей, осознание мотивов, ценностных ориентаций. Психическим механизмом формирования самосознания педагога является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Рефлексия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Рефлексия – это личностный феномен. Рефлексия не регулируется извне, осуществляется для себя как выражение и реализация потребности личности в самосовершенствовании. Педагогическая рефлексия – это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла. Педагогическая рефлексия учителя - это нравственное «бодрствование» его профессионального сознания и самосознания.
С помощью профессионально-личностной рефлексии учитель получает представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, определяет границы своих возможностей, обретает знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успешности и неудач, путях самосовершенствования. При проявлении профессионально-личностной рефлексии идет процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, своего индивидуального опыта, своей компетентности с требованиями профессиональной деятельности, происходит оценивание своей профессиональной готовности.
В механизме проявления профессионально-личностной рефлексии в педагогической деятельности можно выделить несколько этапов:
- определение своей значимости, роли и места в профессиональной деятельности;
- оценка себя и своей деятельности глазами других,
- неудовлетворенность результатами собственных достижений;
- осмысление собственных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
- переживание тупика и осмысление сложившейся ситуации как необходимого условия для мощного рывка вперед;
- мобилизация ресурсов своего «Я» для дальнейшего профессионального саморазвития;
- изменение отношения к самому себе, к знаниям, умениям, к своей деятельности.
Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности на современном этапе развития претерпевает изменения. В этих изменениях исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, педагоги стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности. Это обязывает поставить задачу целенаправленного овладения будущим педагогом способностью к профессионально-личностной рефлексии как одной из центральных в современном педагогическом образовании.
Список литературы
- Бедерханова В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога. -Краснодар: Просвещение-Юг, 2001. 270 с.
- Беспалько В.П. Персонифицированное обучение //Педагогика.-1998. №2.
- Битинас Б. П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. - № 2.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебн. пособие для вузов. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995.- С. 25.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М.: Просвещение, 1989.-189с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Ваша творческая концепция // Народное образование. 1990. - № 2.
- Лещинский В. И. Всегда ли прав учитель? М.: Педагогика: 1990. -159с.
- Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос. 1998 - 494 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-stanovlenie-professionalnoy-ya-kontseptsii-buduschih-pedagogov#ixzz42KVB9UI2
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Профессиональное становление будущего педагога-музыканта г.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Васильевич, преподаватель основного музыкальног...
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....
Факторы профессионально-личностного роста современного педагога
ВведениеЯ преподаю изобразительное искусство более сорока лет. Накоплен богатый опыт в работе с детьми разного возраста. К большому сожалению, передать этот опыт некому. Что-то не видно очереди, из же...
Развитие творческой активности ребенка как фактор, способствующий становлению индивидуальности, его самореализации и успешной социализации в обществе
Сегодня интерес к теме одаренности и одаренных детей не уменьшился, а наоборот усилился. Этому посвящены работы ученых, психологов, педагогов, а так же расширение конкурсного и фестивального движения,...
Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога
Автореферат дссертации соискателя ученой степени кандидата наук Растёгиной Н.В....
Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"
Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...
Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"
Данный проект является попыткой поиска новых принципов организации деятельности наставнической работы сельской школы и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...