Программа социально-педагогического сопровождения
рабочая программа на тему
Программа обеспечивает в рамках ФГОС социально-педагогическое сопровождение обучающихся с 2013 по 2018год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_sotsialnogo_pedagoga.docx | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ ЯСОШ №8
НА ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
2013-2018 г.
Социальный педагог
Черняк Людмила Геннадьевна.
Содержание программы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Актуальность создания и развития социально-педагогической службы.
- Некоторые социальные особенности микрорайона и контингента обучающихся в МБОУ ЯСОШ №8.
- . Сотрудничество с учебными заведениями, общественными организациями, семьями.
- Проблема социальной жизни ребёнка как главный объект социально- педагогической деятельности.
- Тип Программы.
1.6. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Цель программы.
2.2. Задачи.
2.3. Направления деятельности.
2.4. Функции социально-педагогической работы с детьми.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Организационные условия.
- Социально-педагогическая диагностика (социально-педагогическое исследование и его методы).
- Результативность деятельности социального педагога.
- Методы изучения результатов.
- Критерии эффективности работы.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Актуальность создания и развития
социально-педагогической службы.
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.
Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьёзным деформациям в жизнедеятельности семьи.
Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Трудности подростков непростые и мучительные это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями, и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность, и т.д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождение социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально-педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.
Социально-педагогическая работа с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено «вневедомственностью» детства. Вместе с тем каждый ребёнок, за исключением специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это определяет актуальность создания социальной службы в системе образования, привлечение к работе образовательных учреждений социальных педагогов.
Сегодня расширение системы социальной работы с населением, прежде всего с семьёй, с конкретными детьми, является объективной необходимостью. В общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования созданы такие службы, в штатное расписание включены социальные педагоги и психологи.
Настоящая программа призвана содействовать:
- социальной защите прав ребёнка;
- социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их социальной жизни, созданию условий для их социального развития и формирования;
- профилактике безнадзорности и правонарушений;
- успешной реализации образовательно-воспитательных задач базовой образовательной программы МБОУ ЯСОШ №8 в условиях ФГОС.
1.2. Некоторые социальные особенности микрорайона и контингента обучающихся МБОУ ЯСОШ №8.
Проблема социального неблагополучия по-своему проявляется в микрорайоне МБОУ ЯСОШ №8. Здесь располагаются образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и досуга: МБОУ ЯСОШ №9, МБОУ ЯСОШ №7, спортивная площадка, музыкальная школа №2, художественная школа и библиотека. В тоже время отсутствие рабочих мест на промышленных предприятиях, близость магазинов и продовольственных киосков, открытая территория школы создают известный фактор риска (социальная незащищённость семьи, опасность распространения токсических и наркотических веществ, случаи безнадзорности, правонарушения и т.п.).
В МБОУ ЯСОШ №8 созданы условия для обучения детей, сориентированных на получение высшего образования. Эти учащиеся, особенно 10-х - 11-х классов, проживают в микрорайоне школы. Основная часть этих детей из благополучных и обеспеченных семей. В тоже время в среднем звене (5-6 классы) основная часть детей также из благополучных и обеспеченных семей, есть дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, таким образом, появляется фактор высокого уровня социальной стратификации (разный материальный уровень подростков), что может приводить к конфликтам, агрессивности и девиантному поведению.
Данные социального паспорта МБОУ ЯСОШ №8 на 01.10.2012г.
№ п\п | Категория | Количество |
1. | Всего учащихся | 542 |
Девочки 289 Мальчики 273 | ||
Полных семей | 437 | |
Неполных семей | 104 | |
2. | Многодетных семей: | 18 |
Полные | 13 | |
неполные | 5 | |
малообеспеченные | 7 | |
3. | Опекаемые и приёмные семьи: | 8 + 1 |
4. | Дети-инвалиды | 8 |
5. | Малообеспеченные семьи | 40 |
6. | Дети, обучающиеся на дому | 11 |
7. | Неблагополучные семьи: | 13 |
Полные | 3 | |
Неполные | 10 | |
малообеспеченные | 5 | |
8. | Детей из неполных семей: | 154 |
Одна мать | 150 | |
Один отец | 4 | |
9. | Дети, у которых родители не работают: | 147 |
Один | Мать 133 Отец 14 | |
оба | 2 | |
Пенсионеры | 10 | |
один | Мать 5 Отец 5 | |
оба | 2 | |
Получают пособие по безработице: | 2 | |
один | Мать 2 Отец | |
оба | - | |
10. | Родители работают в других городах: | 115 |
один родитель | Мать 21 Отец 88 | |
оба родителя | 7 | |
11. | Дети, которые проживают отдельно от родителей без оформления опекунства: | 13 |
с родственниками | 13 | |
с чужими людьми | - | |
12. | Дети-чернобыльцы | Не выявлено |
13. | Дети, у которых родители инвалиды: | 4 |
один | Мать 2 Отец 4 | |
оба | 2 | |
14. | Дети из семей беженцев | 4 |
Вынужденных переселенцев | 2 | |
Не имеющих гражданства | 2 | |
15. | Дети, которые подвергаются насилию в семье | Не выявлено |
16. | Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации | 5 |
17. | Дети, состоящие на различных видах учёта: Внутренний учёт | 13 |
ОДН | 6 | |
КДН и ЗП | 6 |
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной является сфера отношений в семье и её ближайшее окружение, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван по возможности предотвращать проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.
Профиль социально-педагогической деятельности определяется потребностями конкретного социума. Наиболее востребованным в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьёй, оказании ей разносторонней помощи. Социальный педагог работает с различными категориями (дети, молодёжь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и т.д.).
Социальный педагог – это прежде всего посредник между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке и его семье.
Социальный педагог – своеобразный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведёт» ребёнка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхитить и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствуюшими специалистами.
Таким образом, работая в образовательном учреждении, он непосредственно осуществляет направленность деятельности данного учреждения на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в микрорайоне. Социальный педагог при этом выступает как их полномочный представитель в социуме по месту жительства.
- Сотрудничество с учебными заведениями, общественными организациями, семьями.
Социально-педагогическая служба МБОУ ЯСОШ №8 поддерживает деловые контакты с ОДН, КДН и ЗП, отделом соцзащиты населения, Ярцевским молодёжным центром, центром занятости населения, поликлиникой, клубом «Ровесник», «Современник», ЦДЮТ, музыкальной школой, художественной школой.
Настоящая Программа предусматривает дальнейшее продолжение и углубление творческого сотрудничества с названными учреждениями и общественными организациями.
Программа рассматривает эту деятельность как расширение организационно-воспитательных, социальных и культурно-образовательных, социальных и культурно-образовательных возможностей, путь для плодотворного обмена опытом между педагогами и социальными работниками, для оказания различными учреждениями взаимной помощи и поддержки, укрепляет авторитет МБОУ ЯСОШ №8 в районе и городе.
Работа с семьёй - также является составной частью Программы. Здесь используются традиционные формы: регулярные родительские собрания, индивидуальные консультации, родительский лекторий и другие формы работы. Отметим, что многие современные родители, определив ребёнка в школу, не уделяют достаточного внимания увлечениям своих детей; часто бывают не в курсе, в какой именно кружок ходит ребёнок, каковы его успехи. Задача программы – привлечь внимание родителей к занятости учащихся группы риска вне уроков, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их соучастниками интересных мероприятий.
Этот раздел предполагает особое внимание к многодетным и семьям, находящимся в социально-опасном положении, семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся на опеке, к подросткам с отклоняющимся поведением и «группе» риска. Эта работа всегда проводилась, и будет проводиться в тесном сотрудничестве с КДН и ЗП, ОДН и другими субъектами.
- Проблема социальной жизни ребёнка как главный объект социально-педагогической деятельности.
Цель социально-педагогической работы – решение проблем, т. е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Проблема социальной жизни ребёнка – главный объект деятельности социального педагога.
Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребёнка как растущего организма. На каждом этапе развития ребёнок и его окружение обнаруживают противоречие между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, предъявляемыми ребенку. Если своевременно не изменяются нормы и оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъект социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, т. е. “проблемная жизненная ситуация”. Если семья или ближайшее окружение не помогут ребёнку преодолеть эти препятствия, то это может перерасти в “ситуацию риска”. Если здесь не вмешивается специалист, препятствия существенно возрастают, ребенок может оказаться в “социально опасном положении”, и его уже относят к группе риска. Кроме того, современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и школе, т.е. трудные жизненных ситуаций.
Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в учебном заведении. Определяет основные направления социально-педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (см. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»):
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Социальный педагог, как педагогический работник системы образования, должен сконцентрировать внимание на процессе становления личности ребёнка и на создании педагогически целесообразной среды его развития. Средства же социальной работы должны стать вспомогательными, ибо без решения самых насущных жизненных задач растущего человека проблемы личностного роста не разрешить.
- Тип Программы.
Настоящая Программа основана на программных и нормативных материалах и документах, разработанных Минобразованием России, региональными стандартами, утверждёнными Департаментом Смоленской области по образованию и науке. Основные источники адаптированы к конкретным условиям образовательного учреждения, соответственно социальной службы МБОУ ЯСОШ №8. Программа относится к модифицированному типу.
- Нормативно-правовая база деятельности социального педагога.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребёнка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка. Формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интереса детей как особой социально-демографической группы общества.
Для более точного определения границ профессиональной компетентности, белее полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.
Основами нормативно-правовой базы деятельности социального педагога являются следующие документы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон «Об образовании».
- Решение коллегии Минобразования России № 19/1 от 27.10.93 «О практике социально-педагогической работы в России и перспектива её развития».
- Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 27.02.95. «О социально-педагогической работе с детьми».
- Функциональные обязанности социального педагога.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Цель программы:
– создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной среды.
2.2. Задачи:
- обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций. отклонений в поведении детей и других членов их семьи;
- установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
- осуществление патронажа детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;
- социальная помощь неполным и многодетным семьям;
- медико-социальная поддержка детей-инвалидов и сирот.
2.3. Направления деятельности:
- система мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций (социальный педагог выступает в роли наставника при общении с ребёнком и его окружением);
- защита и охрана прав ребёнка в уже возникшей трудной ситуации (социальный педагог выступает в роли посредника между ребёнком и взрослым, между ребёнком и его окружением);
- через управление действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка (социальный педагог выступает в роли координатора).
Раздел «Профилактическая работа» представляет собой систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций (социальный педагог выступает в роли наставника при общении с ребёнком и его окружением):
- меры по усилению социальной ориентации содержания, методов организации учебной
деятельности, воздействие на позитивные изменения отношений «учитель-ученик»;
- действия по включению в содержание образовательных курсов. разделов, формирующих
социальные знания;
- занятия в ходе дополнительного образования, развивающие чувство и поведение;
- система учёта проблем социального становления обучающихся;
- разработка социально-ориентированных планов и мероприятий для обучающихся;
- социально-педагогическое просвещение родителей (профориентационная работа,
профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений и т.д.).
Раздел «Защитно-охранная деятельность» включает:
- систему сбора и анализа информации, учёта и контроля за разрешением проблем
социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также
информацию о тех структурах, которые способны оказать помощь ребёнку и его семье;
- содействие совершенствованию системы опеки и попечительства (в том числе вопросы лишения родительских прав);
- меры по выявлению новых возможностей по жизненному обеспечению детей из малоимущих семей;
- объединение усилий с представителями многодетных семей по решению проблем их социальной адаптации;
- патронаж детей, состоящих на различных видах учёта:
в органах ОДН, КДН и ЗП и на внутришкольном контроле.
В решении проблемной ситуации следует выделять 5 стадий:
- Анализ проблем социальной жизни ребёнка, социальной группы детей и имеющийся опыт их разрешения.
- Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации. И тех, кто выступает субъектами СПД, их реальных возможностей.
- Формулировка ведущих стратегических идей, определение предмета и цели обновления СПД.
- Формирование плана действий на первом этапе осуществления программы.
- Экспертиза программы.
Раздел «Организационная или координационная деятельность» включает задачи и направления пол установлению, развитию или совершенствованию социальных связей:
- с педагогами МБОУ ЯСОШ №8;
- с сотрудниками других образовательных учреждений;
-с другими государственными учреждениями;
- с администрацией района;
-с общественными организациями.
На всех этапах реализации программы необходим анализ результатов действий, движения к цели, причин успеха и неудач, корректировка задач, изыскание скрытых ресурсов для решения проблем, совершенствование мастерства социального педагога.
2.4. Функции социально-педагогической работы с детьми.
Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательной работе средств и возможностей общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
Диагностическая. Постановка «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем.
Организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.
Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребёнка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.
Организационно-коммуникативная. Сосредоточение информации и налаживание связей между различными социальными структурами микрорайона в их работе с детьми, семьями.
Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Социально-компенсаторная. Разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребёнка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.
Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
3.1. Организационные условия.
В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» для педагогических работников образовательных учреждений установлена сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учитывая характер работы социального педагога, режим его работы должен быть вариативным, гибким, приспособленным к конкретным условиям микросоциальной среды.
В деятельность социального педагога включаются: консультации для разных слоёв населения, организационно-педагогические совещания, сотрудничество со специалистом-психологом, обязательные выезды в государственные учреждения социальной защиты, патронаж семей на дому, совещания по планированию и подведению итогов работы на уровне школы и МО социальных педагогов города, своевременное оформление документации.
3.2. Социально-педагогическая диагностика (социально-педагогическое исследование и его методы).
Социальный педагог составляет диагностическую карту социума, картотеку семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности и возможности, определяет адреса сотрудничества, даёт краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога. (См. методическое письмо Министерства России «О социально-педагогической работе с детьми» и приказа Департамента Смоленской области по образованию и науке от 15.06.2012 № 638 «Об утверждении методических рекомендаций для социальных педагогов областных государственных и муниципальных образовательных учреждений»).
Обязательными для социального педагога являются следующие документы:
-социально-педагогическая характеристика микросоциума;
-социально-медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке;
-перспективный план социально-педагогической работы на 5 лет, утверждённый директором школы;
-план работы на год.
Поскольку у истоков продуктивного действия социального педагога лежит изучение реальной обстановки, то можно утверждать, что социальный педагог - исследователь.
Социально-педагогическое исследование может быть определено как совокупность последовательно разворачиваемых действий в конкретной ситуации.
Объект социально-педагогического исследования – всегда реальная жизненная ситуация. При изучении необходимо выявить состояние отношений, причины возникновения проблемы, возможности и резервы самих участников ситуации.
Предмет исследования – те позитивные изменения, которые должны произойти, чтобы можно было преодолеть возникшие трудности. Рассматривая реальное состояние и прогноз на будущее в социальном развитии ребёнка, а также характер и перспективы развития связей между субъектами социальной жизни, социальный педагог выявляет условия этого процесса.
При подборе методов исследования важно сочетать социологический и педагогический подходы, вводить беспристрастную статистическую констатацию фактов, но объяснять факты, выявлять значимость тех или иных действий на основе оценки их педагогической целесообразности.
Методы сбора информации социально-педагогической работы:
- опрос и анкетирование;
- тестирование;
- социометрия;
- проективные методики (незаконченное предложение и др.);
- наблюдение;
-изучение деловой документации;
-эксперимент.
Теоретические методы:
-анализ специальной и методической литературы;
-построение гипотезы и др.
Методы математической обработки полученных данных:
-регистрация;
-ранжирование;
-шкалирование;
-определение средних величин.
Изучение социального заказа в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов обучения в МБОУ ЯСОШ №8 производится методом анализа нормативно-правовых документов и законов Российской Федерации, Федерального Закона «Об образовании», а также Устава школы.
Изучение социальных ожиданий детей, родителей, учителей производится различными методами:
- опрос;
- анкетирование;
-сбор информации по обращениям родителей и педагогов к администрации школы.
На основе изучения социальных ожиданий можно определить группы людей с высоким уровнем социальной активности и предоставить возможность их реализовать её в общественной жизни школы. Тогда социальные ожидания не перерастут во взаимные претензии, а помогут людям стать равноправными участниками жизни образовательного учреждения, МБОУ ЯСОШ №8.
Изучение условий жизни обучающихся проводится в се и школе с целью выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие, обучение и воспитание, с целью поиска путей профилактики трудностей, с целью поиска путей разрешения возникших проблем.
Для регистрации результатов сбора информации используются самые разные формы учёта:
- акт обследования;
- карта учёта;
- картотеки и журналы;
- социальный паспорт.
Не все полученные данные должны быть обнародованы, т.к. не каждый педагог готов личностно и профессионально к их грамотному использованию на практике.
- Результативность деятельности социального педагога.
Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией школы и самоконтроля специалиста.
В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.
Сравнительный анализ результатов работы за определённый период целесообразно проводить по следующим параметрам:
- количество обучающихся в школе;
- количество классов;
- количество учащихся, состоящих на профилактическом учёте в ОДН;
- количество учащихся, состоящих на учёте в КДН и ЗП;
- количество учащихся, состоящих на профилактическом учёте ВШК;
- количество учащихся группы риска;
- случаи ухода детей из дома;
- розыск учащихся или их родителей через органы законодательной и исполнительной власти;
- количество асоциальных семей;
- количество многодетных семей;
- количество социально незащищённых семей;
- количество учащихся, обеспеченных бесплатным питанием;
- количество учащихся, находящихся под опекой;
- количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования;
- количество учащихся, относящихся к категории «дети-инвалиды»;
- количество учащихся, состоящих на учёте в наркодиспансере;
- количество учреждений и организаций, с которыми установлены связи для решения социальных проблем учащихся;
- трудоустройство учащихся в летний период;
- содействие в обеспечении санаторными путёвками;
- количество учащихся, отдохнувших в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием при школе;
- индивидуальная работа с учащимися;
- индивидуальная работа с родителями;
- собеседования с учителями;
Степень вовлечённости классных руководителей и учителей в решение социальных проблем.
- Методы изучения результатов.
Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога являются:
- анализ практической деятельности социального педагога;
- анализ статистической отчётности и выполнении нормативных документов;
- анализ документации социального педагога.
Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе показывает её результаты при учёте следующих критериев:
-коррекционно-профилактический;
- социально-защитный;
- организационно-воспитательный;
- медико0социальный;
- социальное партнёрство.
- Критерии эффективности работы.
Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:
- анализ социально-педагогических проблем детей и взрослых МБОУ ЯСОШ №8 и результатов их решения;
- динамика включённости детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
- динамика изменения в уровне отношений детей, подростков, младшего поколения к базовым социальным ценностям;
- результативность включённости взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
- оценка социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
- динамика развития в детской, подростковой , молодёжной, семейно-соседской среде, демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, партнёрства;
- степень популярности среди учащихся, родителей и педагогов;
- уровень профессионального роста социально педагога как специалиста.
Список литературы:
1). Конвенция ООН о правах ребёнка.
2). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
3). Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4). Федеральный закон «Об образовании».
5). Решение коллегии Минобразования России № 19/1 от 27.10.93 «О практике социально-педагогической работы в России и перспектива её развития».
6). Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 27.02.95. «О социально-педагогической работе с детьми».
7). Функциональные обязанности социального педагога.
8). Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.-С45.-47.
9). Инструктивно-методическое письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03255 от 19.04.2011 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
10). Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
11). Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011-№03-255.О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.//Вестник образования.-2011.-№11.-С.10-50.
13). Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качество образования.// Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.40-44.
14). Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы».
15). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.
Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый р...
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...
Программа социально-педагогического сопровождения детей группы "группы риска" из неблагополучных семей
Программа направлена на оказание комплексной помощи учащимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных кчеств, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защ...
программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей обучающихся в образовательной организации
программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей обучающихся в образовательной организации...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2016 - 2018 г.
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" разработана для реализации в период с 2016 по 2018 г. Целью данной программы служит адаптация учащихся школы, отно...