профилактическая программа "Система работы социального педагога"
рабочая программа по теме

в данной программе отражена система работы социального педагога в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_socialnogo_pedagoga_mou_shkoly_no33.doc554.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы социального педагога

Из опыта работы социальных педагогов ГОУ ДПО

 «Региональный социопсихологический центр»

в МОУ школе №58 и №33 г.о. Тольятти

Небесской Светланы Степановны

Козыревой Светланы Николаевны

Введение

Проблемы асоциального поведения детей в настоящее остаются актуальными. Как подсказывает статистика, ежегодно в Самарской области берутся на учеты свыше 20 тыс. детей и подростков с отклонениями в поведении, в том числе свыше 10 тыс. – в органы милиции за противоправные действия. Сегодня возникла необходимость комплексной педагогической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, основными задачами которой является:

  • формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью;
  •  усвоение социально-ценных поведенческих норм;
  •  обучения коммуникативным навыкам;
  •  развитие умений регулировать свое поведение;
  •  знать статьи АК и УК РФ, регулирующие ответственность несовершеннолетних  за правонарушения и преступления;
  •  прогнозировать последствия своих действий.

В системе образования  значительную роль в решении данных проблем играет социальный педагог, социальный институт которых формируется в России уже более десяти лет. Именно на социального педагога возложена миссия – быть гарантом прав и интересов несовершеннолетних, выполнять роль регулятора в решении жизненных проблем ребенка в школе, семье, различных социальных группах, чтобы данная миссия была выполнима, социальный педагог должен точно знать свое предназначение, задачи функционал. В Самарской области каждая школа самостоятельно определяет задачи, направления деятельности и обязанности социального педагога, которые четко прописаны в должностной инструкции  и циклограмме деятельности социального педагога. Время выполнения функциональных обязанностей регламентируется графиком работы. Примерная должностная инструкция, циклограмма и график  прилагаются.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

1.Общие положения.

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором Государственного образовательного учреждения  дополнительного  профессионального образования «Региональный социопсихологический центр».

1.2. Социальный педагог должен иметь высшее или средне-специальное  профессиональное образование, соответствующее профессиональной социально- педагогической деятельности.

1.3.Социальный педагог подчиняется директору РСПЦ, заместителю директора по научно- методической работе и начальнику отдела социально-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений г.о. Тольятти.

1.4. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства образования РФ, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области, приказами и распоряжениями министерства образования и науки Самарской области, Уставом РСПЦ, теоретико-методологическими основами и принципами современной психологии и педагогики, санитарно- гигиеническими нормами, правилами и нормами  охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.Функции.

Основные функции социального педагога:

2.1.диагностическая – постановка психолого-социо-педагогического диагноза, а именно  подбор соответствующих методик, изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями совместно с педагогом-психологом;  

2.2.посредническая  - включение школьников в процесс социального взаимодействия; установление связей между семьёй, образовательным учреждением, различными социальными институтами, ближайшим окружением ребенка;

2.3.охранно-защитная – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные  противоправные действия, направленные на несовершеннолетних, оказание социально- терапевтической помощи нуждающимся;

2.4.предупредительно-профилактическая – приведение в действие социально- правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний среды, организация ранней профилактики девиантного поведения  детей и подростков;

2.5. коррекционно-реабилитационнная –   разработка и внедрение рекомендаций по коррекции поведения социально-дезадаптированных  учащихся;

2.6.просветительская – участие в подготовке и проведении  родительских собраний, педагогических советов, методических совещаний по социально-педагогическим проблемам задачам и путям их решения;

2.7. психотерапевтическая – оказание помощи в разрешении конфликтов, забота о душевном состоянии, формирование позитивной системы ценностей у детей и подростков.

3.Должностные обязанности

 Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

        3.1.изучает психолого-медико-педагогические особенности детей и подростков, микросреду, условия жизни;

        3.2.ведет учет детей школьного возраста, проживающих на территории квартала, закрепленного за школой;

         3.4. выявляет детей, нуждающихся в социальной поддержке и защите;

        3.5.выявляет учащихся, склонных к асоциальному поведению;

        3.3.выявляет трудности и проблемы, конфликтные ситуации,  причины отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную и психолого-педагогическую помощь; способствует предупреждению и преодолению негативных явлений в детской и подростковой среде;

        3.4. выступает посредником между личностью ребенка и школой, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб и ведомств;

        3.5.разрабатывает комплекс социально-педагогических мероприятий по профилактике школьной дезадаптации и детско-подростковых девиаций;

        3.6.взаимодействует с организациями и социальными службами, работающими по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

        3.7.решает задачи личностного развития детей и подростков склонных к девиантному поведению в сотрудничестве с учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами-психологами;

        3.8.участвует в качестве посредника в организации временного трудоустройства, позитивной занятости во внеурочное время детей и подростков, относящихся к группе риска, стоящих на учете ВШУ и ОДН;

        3.9.содействует установлению гуманных и нравственных эмоционально-ценностных отношений в школе, социуме, семье;

        3.10.проводит педагогическое консультирование всех участников образовательного процесса; участвует в работе педагогического совета и совещаниях, проводимых администрацией школы;

        3.11.разрабатывает методические рекомендации для педагогов и родителей по работе с девиантными детьми и подростками;

        3.12. систематически повышает свой профессиональный уровень и квалификацию.

4. Права

Социальный педагог имеет право:

        4.1.запрашивать и знакомиться с проектами решения руководства РСПЦ, касающихся его деятельности, а также необходимую информацию в других        подразделениях РСПЦ;

        4.2.Вносить на рассмотрение руководства предложения по организации и содержанию деятельности отдела социально-педагогического сопровождения образовательного процесса;

        4.3.требовать от руководства РСПЦ создания материально-технических и иных условий для выполнения своих должностных обязанностей;

        4.4.принимать решения в пределах своей компетенции, самостоятельно осуществлять взаимодействие и привлекать специалистов других структурных подразделений РСПЦ для решения социально-педагогических задач (если проблема выходит за рамки компетенции специалиста и находится в компетенции специалистов других структурных подразделений);

        4.5.повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

Социальный педагог несет ответсвенность в соответствии с действующими в РФ законодательством:

        5.1.за невыполнение, либо за несвоевременное или некачественное выполнение обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией и утвержденным планом работы;

        5.2.за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, определенных административным, гражданским и уголовным кодексами РФ;

        5.3. за разглашение конфиденциальной информации, полученной при работе;

        5.4.за причинение материального ущерба (в пределах, определенных административным, гражданским и уголовным кодексами РФ).

6.Взаимодействие с другими специалистами

Социальный педагог:

        6.1.согласовывает план работы на учебный год и месяц с директором школы и представляет на утверждение директору РСПЦ;

        6.2. взаимодействует с классными руководителями, учителями, администрацией школы, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами, службами занятости населения в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детей с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в сложные жизненные и иные экстремальные ситуации;

        6.3.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию социального педагога, с педагогическим коллективом, с директором школы и его заместителями.

7. Документация

Социальный педагог ведет следующую документацию:

        7.1.план социально-педагогической работы в школе:

                -план работы на учебный год (с01.09 по 31.08),

                -план работы на месяц;

        7.2.циклограмму рабочего времени;

        7.3.социальный паспорт образовательного учреждения;

        7.4.журнал учета обращений;

        7.5.журнал учета групповых форм работы;

        7.6.акты обследования социально-педагогических особенностей семей;

        7.7.психолго-медико-социальная карта помощи ребенку;

        7.8.результаты социально-педагогической работы в школе;

        7.9.годовой аналитический отчет;

        7.10.авторские программы. 

Циклограмма рабочего времени 

Ежедневно

1.индивидуальная работа с учащимися группы риска.

2.контроль за посещаемостью обучающихся, состоящих на различных видах учета

Ежемесячно

1.организация встреч обучающихся с инспектором ОДН и другими специалистами социальных структур.

2.собеседование с родителями учащихся, находящихся на различного вида учетах.

3.оформление документации.

4.административное совещание при директоре

5.обмен информацией социального педагога и психологов

6.самообразование

Ежемесячно

1.Совет профилактики

2.классные часы, беседы, встречи обучающихся со специалистами социальных структур

3.совещание сотрудников социально-психологической службы

4.совещания классных руководителей, консультирование по вопросам социально-правового характера

5.рейды

6.оформление документации в КДН и другие социальные структуры

Один раз в триместр

1.Участие в педагогическом совете школы

2.контроль за организацией  во внеурочное время занятости учащихся, состоящих на различного вида учетах

3.встречи со специалистами социальной защиты муниципальной администрации; родительские собрания.

4.семинары классных руководителей (работа с педагогически запущенными детьми)

5.рейды совместно с инспектором ОДН, специалистами центра «Семья».

Один раз в год

1.планирование и анализ работы

2.повышение квалификации

3.месячник «Нет наркотикам»

4.оформление актов обследования условий жизни учащихся, находящихся под опекой или попечении

5.перевод обучающихся на альтернативную форму обучения

6.участие в межведомственной профилактической операции «Подросток»

Графикрабочего времени социального педагога 

Понедельник

7.45-12.15 – оформление документации

12.15 – 14.15 – работа с учащимися

14.15 -17.15 – оформление документации

17.15-18.15 – рейды (по заявкам)

Четверг

7.45 – 13.45 – работа с учащимися

13.45 -15.45 – консультации для учителей

15.45-17.45 – социальное партнерство

17.45 -19.45 – оформление документации

Вторник

7.45 – 10.15 оформление документации

10.15-16.00- работа в КДН

16.00 -18.00 оформление документации

Пятница

7.45 -12.15 – работа с учащимися

12.15 -16.45 – консультации для родителей

16.45 – 18.45 – 0формление документации

Среда

7.45-12.15 –консультации для родителей

12.15-15.15 – консультации для учителей

15.15 – 17.15 – оформление документации

17.15-18.15 – рейды (по заявкам)

Суббота

9.00-12.00 – подбор методической литературы, самообразование

        Социальный педагог должен сформулировать цели и задачи своей деятельности, выбрать главные ориентиры, спрогнозировать результат. Этому поможет анализ организации социально-педагогического сопровождения учащихся за предыдущий период, где выявлены проблемы, требующие решения.         Примерный анализ деятельности прилагается.

 Отчет социального педагога Козыревой Светланы Николаевны

социально-педагогического сопровождения образовательного процесса г. о. Тольятти за 2007-2008 учебный год.

Характеристика социума: МОУ школа №33 расположена в 7-ом квартале Автозаводского района. Рядом находятся следующие объекты:

                                              МОУ школа №32, музыкальная школа при тольяттинском училище, детский сад  «Песенка»,   лицей №37, ТЦ «Детский мир», мини-рынок «Детский мир», магазины «Сказочный мир», « Тополек», «Елисейский»,   салон сотовой связи МТС, реабилитационный центр «Преодоление», культурно-оздоровительный центр «Аквалайн», баня, бильярдный дом, ломбард, компьютерный клуб «Партизан», бар «Борт 007», поликлиника №1.

Социальный паспорт образовательного учреждения: Всего учащихся – 795

Задачи года

                результат

выявленные проблемы

пути решения

 Задача школы: обеспечить достижение образовательного стандарта. Сохранить уровень обученности (100%) и повысить качество обученности до 29%.

Задачи соц. педагога: Выявление учащихся, уклоняющихся от обучения, слабо успевающих и неуспевающих, нарушающих дисциплину.

Проведение профилактической и коррекционной работы с детьми и родителями .

Осуществление социально-психологического сопровождения  учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении.


Задача выполнена. Обеспечено достижение образовательного стандарта. Уровень обученности составляет 100%, соответственно нет учащихся, оставленных на повторное обучение.        

100% уровень обученности достигнут лишь к концу учебного года. Выявлены следующие проблемы, которые препятствовали выполнению данной задачи:

а). Самая  серьезная проблема нынешнего учебного года - уклонение  несовершеннолетних от обучения.

Причины, по которым дети не посещают школу, различны, а именно:

  • наличие психических заболеваний.  Например, Галючек Д.(7Г кл), дважды терял сознание в учебное время, в результате чего появился страх умереть и категорический отказ посещать школу.  Черняев А. (5В кл.) прекратил посещать школу без всяких объяснений.  На контакт с учителями, соц. педагогом и инспектором ОДН не шел, более того, неадекватно и агрессивно реагировал на их визиты. Бил мать, если та просила сына посещать школу. Сложность в переводе таких детей на индивидуальное обучение заключается в том, что пройти обследование у психиатра возможно только  по инициативе родителей, которые с большим трудом решаются на этот шаг, боясь ярлыков и трудностей в будущем у своего чада.
  • Социально-педагогическая запущенность. Такие подростки проживают, как правило, в неполных, но внешне благополучных семьях. Однако, недостаточный контроль со стороны семьи, общение в компании подростков девиантного поведения приводят к  уклонению от обучения.

Более того, наказание в виде штрафов несут только родители. Эффективные рычаги поощрения и наказания детей с девиантным поведением  на законодательном уровне отсутствуют.

       ( Глухов В.-9Бкл., Гордиенко Д.-9В кл.,  Шакулов

       А.-7В кл., Никитин Н.-6Бкл,  Самохвалов -8Бкл.,

       Чавычалова А -8А кл.,  и           многие      другие.      

  • Проживание в социально-неблагополучных семьях, где отсутствует надлежащий контроль за подросткам, либо имеется отрицательное влияние на ребенка( Курина А.-6Гкл, Тимуров Д.-5Гкл., Морозов А.-          7Гкл., Юрченко А.-9Вкл. и др.)
  • Отсутствие гражданства и регистрации у ряда семей позволяют им без всяких обязательств выезжать за пределы города, страны. Если дети из таких семей перестают посещать школу, разыскать их трудно, так как в школе имеются адреса только съемных квартир.  Милиция принимает информацию к сведению, но реальной помощи в розыске семьи не оказывает, потому что смена места жительства и отсутствие регистрации не является преступным деянием. Процедура отчисления таких детей довольно сложная и школа остается один на один в возникшей проблемой.  Например, Мутуль Г.-8Бкл., имеющий регистрацию в Ульяновской области, не приступил к занятиям в сентябре 2007 года.  Только к середине уч. года соц. педагогу удалось связаться  с отцом ребенка и убедить забрать документы по месту жительства.  

б) Классные руководители стали активно выявлять детей, имеющих трудности в обучении  и активно сотрудничать с соц. педагогом, но совместная работа  эпизодический характер. Механизм взаимодействия только отрабатывается. Отсутствие системы в совместной работе классных руководителей и соц. педагога приводит к тому, что большинство возникших проблем приходится решать в экстренном порядке.

в) Негибкая позиция ряда педагогов по урегулированию конфликтных ситуаций с учениками. Авторитарный стиль руководства, подавление точки зрения ребенка, навязывание своей идеи не способствуют разрешению конфликтных ситуаций. Социальному педагогу приходится выступать в роли мирового судьи, принимая весь праведный гнев учителей на себя.

г) Неполная диагностика класса классными руководителями.  Нередко выпускаются целые графы (например, не указываются дети-инвалиды, опекаемые и т.д.), либо даётся устаревшая, непроверенная информация. Эти пробелы заполняет социальный педагог, затрачивая лишнее время, а  ведь именно на основе диагностических данных строится  коррекционно-реабилитационная работа с проблемными учащимися.

1. Осуществлять ежедневный контроль посещаемости успеваемости классными руководителями.

2. Отработать механизма взаимодействия классных руководителей и социального педагога в работе с проблемными детьми.

3. Продолжить социально-психологическое сопровождение девиантных подростков и их семей.

4.   Продолжить просветительскую работу среди педагогов, учеников и родителей для предотвращения конфликтных ситуаций и  устранения трудностей в обучении.

5.Изменить законодательную базу, создав эффективные рычаги поощрения и наказания девиантных подростков, уклоняющихся от обучения, систематически нарушающих дисциплину ( соц. педагог данную проблему однозначно не решит!).

6. Продолжить активное сотрудничество со всеми организациями (ПМСС, Центр «Семья», КДН, ОДН и др.), занимающимися проблемами детей с целью создания максимально благоприятных условий для образовательного  и воспитательного процесса в школе.

Оценка собственной деятельности

Свою работу считаю удовлетворительной, т.к. для обеспечения 100% уровня обученности была проделана следующая работа, давшая положительные результаты:

  1.  Осуществлялся ежедневный контроль посещаемости и успеваемости детей, состоящих на учете ОДН, ВШУ, группе риска.
  2. Отработан механизм выявления детей группы риска,  что позволяет проводить раннюю профилактику правонарушений, в том числе и систематических прогулов,  уклонения от обучения, слабой успеваемости.  По вышеперечисленным причинам в группу риска  в течение учебного года включено 29 учеников.
  3. На внутришкольный учет по причине уклонения от обучения  и систематического нарушения школьной дисциплины за 2007-2008 уч.год поставлено 7 человек.  Это позволяет проводить с данной категорией учащихся коррекционную работу, которая дает положительные результаты: нет учащихся, оставленных на повторный курс обучения, все выпускники опушены к сдаче экзаменов, 2 человека сняты с учета по исправлению.                                    
  4. Еженедельно проводились индивидуальные  беседы с детьми, имеющими трудности в обучении.
  5. Осуществлялась посредническая функция в урегулировании конфликтных ситуаций детей с педагогами.
  6.  Проводились консультации с учащимися (236), педагогами (98) и родителями (116) по проблемам посещаемости. успеваемости и дисциплины.  
  7. Велась кропотливая работа по  переводу проблемных детей на домашнее обучение (Черняев А.-5В, Карпеленя А.-7Г, Галючек Д.-7Г); по переводу не приступивших к занятиям и не имеющих регистрации в г. Тольятти, на учебу по месту жительства (Мутуль Г.-8Б. Леонтьева Г.-5б)
  8. На Совете профилактики  рассмотрено  53дела  по проблемам успеваемости, посещаемости и дисциплины, на Совете школы- 26 человек, на КДН-15 дел. В итоге школой достигнут 100% образовательный стандарт.
  9. Осуществляется сотрудничество с КДН, ОДН, МУ «Центром социальной помощи семье и детям Автозаводского района г. о.Тольятти», Центром ПМСС.

 Задача школы:

сформировать у школьников положительные мотивы и навыки здорового образа жизни. Сохранить психологическое и физическое здоровье.

Задачи соц. педагога:

Организация лекций и консультаций для учащихся и их родителей специалистами разного профиля с целью профилактики и устранения причин проявления девиантного и делинквентного поведения у школьников.  

Выявление учащихся, имеющих вредные привычки и прведение коррекционой работы с ними.

1.За истекший учебный год на учет в ОДН не поставлен ни один ученик за употребление наркотических и токсических веществ.

Не было случаев медикаментозного и алкогольного отравления.

Не совершено ни одного административного правонарушения.

Сведено к минимуму количество общественно-опасных деяний(1эпизод в течение уч. года) и уходов детей из дома. За 2007-2008уч .год зафиксирован один случай(прошлом году-4).

Не было совершено ни одного преступления.

.

  1. Самой  серьёзной нерешенной  проблемой препятствующей сохранению здоровья является курение несовершеннолетних (напр. Темуров Д.-5Г, Зайкин М.-6А, НикитинН.-6Б, Белянский А.-4В, Курина А.-6Г и др.). Причины незначительного улучшения по решению данной проблемы:
  • Закон, запрещающий курение в образовательных учреждениях, носит декларативный характер, т.е. не выполняется так как предусматривает незначительный штраф для родителей  и имеет достаточно сложную процедуру оформления документов. В итоге, нет ни одного случая наказания за курение.
  • Подростки имеют карманные деньги, подвержены массированной рекламе табака пива, что провоцирует их на приобретение вредных привычек.
  • Пассивная позиция родителей. Сообщение родителям о том, что  ребенок курит, их не смущает. Более того, они просят в виде заявлений не препятствовать курить ученику на перемене и дают деньги на приобретение табачной продукции (родители Лукьянова В.-8А, Шакулова А.-7в, Кузенковой Т.-9А, Сказалова В.-7А и многих других).
  • Доступность в приобретении табачной продукции для подростков.
  • Несмотря на активную просветительскую деятельность по профилактике правонарушений и преступлений и формированию здорового образа жизни среди родителей, снижение числа курильщиков среди несовершеннолетних незначительно, так как избавиться от табачной зависимости без помощи специалистов ребенку редко удается.

2.Большинство спортивных секций и кружков  города работает на коммерческой основе, что затрудняет подросткам  выбрать  направление по интересам, не дает возможности сделать спорт массовым явлением среди подрастающего поколения.

3.Еще одна проблема - обучение в школе социально-опасных детей, что грозит опасностью физическому и психологическому здоровью учащихся. Причины:

  • Отсутствие  специализированных образовательных учреждений для девиантных подростков, систематически совершающих правонарушения. До 14лет уголовная ответственность не предусмотрена действующим законодательством, поэтому криминальные подростки продолжают обучение в школе на общих основаниях и являются источником опасности и дурным примером для других детей.
  • Вывести на индивидуальное обучение детей с психическими отклонениями реально представляющими угрозу для других детей  можно только  по инициативе родителей, которые редко проявляют желание пройти ПМПК. Кроме того, её решение носит рекомендательный характер и последнее слово остается за родителями.
  • Запросы школы в психоневрологический диспансер о состоянии здоровья ребенка остаются без ответа, так как эту информацию могут запрашивать только родители.  Например, Холстов В.-4А кл., неоднократно наносил мелкие травмы детям и педагогам и лишь к концу учебного года удалось убедить одного из родителей показать ребенка специалистам.

У Ерохин Б.-1Б кл, неоднократно случались истеричекие приступы. Он беспричинно проявлял агрессию по отношению к детям(сломал палец однокласснице, угрожал школьникам кухонными ножами и.т.п.), но мать категорически отказывается переводить ребенка на домашнее обучение.

  1.  Активная просветительская деятельность о здоровом образе жизни через классные часы, лекции, индивидуальные консультации,  правовые беседы.
  2. Приглашение специалистов МУ «Центра социальной помощи семье и детям», врачей, сотрудников ОДН, специалистов Центра ПМСС для просветительской деятельности.
  3. Жесткий контроль со стороны дежурных учителей, классных руководителей, социального педагога, родителей за  учащимися, склонными к вредным привычкам.
  4. Вовлечение учащихся в секции и кружки по интересам.
  5. Тесный контакт с семьями детей девиантного поведения. Индивидуальное консультирование.
  6. Закон, запрещающий курение в общественных местах должен работать, а не существовать на бумаге.
  7. Необходимы специализированные образовательные учреждения для детей с криминальными наклонностями.
  8. Не только родители, но и школа должна иметь право на перевод на индивидуальное обучение детей с психическими отклонениями

Оценка собственной деятельности

Задача не полностью  решена по ряду объективных, не зависящих от школы и социального педагога причин. Организация лекций о здоровом образе жизни специалистами центра «Семья»( кол-во 3), правовых лекций, проводимых инспектором ОДН(18 лекций со 100% охватом учащихся), бесед, проводимых социальным педагогом (8 бесед со 100% охватом учащихся) имеет положительные результаты. Выступление на классных часах, родительских собраниях, индивидуально-групповое консультирование о здоровом образе жизни имеет позитивные моменты. Однако, проблема с курением  не решена. Есть единичные случаи употребления алкоголя, уходов  из дома, совершения общественно- опасных деяний.  Данным проблемам необходимо уделить особое внимание в следующем учебном году.

 Задача школы:

Сформировать устойчивые мотивы к самопознанию, саморазвитию, самовыражению, самореализации личностного потенциала. Повысить уровень включенности в плановые мероприятия школы и города.

Задачи социального педагога:

Осуществление социально-психологического сопровождения проблемных детей.

Проведение профилактической и коррекционной работы с детьми  девиантного поведения.

1.Социальный педагог активно содействует вовлечению учащихся с девиантным поведением в школьные секции, детский дворовый  клуб 7-го квартала ДМО «Шанс», в работу школьного музея «Боевое наследие», в общешкольные и городские мероприятия.

2 . 89% учащихся группы риска, состоящих на учете ОДН и ВШУ включено в досуговую деятельность: посещают кружки и секции, как в школе, так и в городе.

1. Включенность проблемных детей в организованную  досуговую деятельность не является гарантом их исправления.   Например, секцию тхэквондо с удовольствием посещают Буянов С-7Акл., Шакулов А.-7в кл., хоккейную секцию- Просвиров Е-7В кл., ансамбль народных инструментов-Никитин Н.-6Б,  но это не мешает им совершать правонарушения, уклоняться от обучения.

2.Неустойчивые интересы детей данной категории приводят к перекочевыванию из кружка в кружок, из секции в секцию. Сложно окончательно оторвать таких детей от сомнительных компаний.

3.Нехватка денежных средств у многих родителей ограничивает возможность организовать досуговую деятельность своего ребенка

  1. Просветительская работа среди учеников и родителей (выступления на классных часах, родительских собраниях, лекций специалистами).
  2. Вовлечение детей в досуговую деятельность и доведение до 100%.
  3.  Увеличение кружков и секций,  городских мероприятий, организованных не на коммерческой  основе.

Оценка моей деятельности

Считаю, что моя работа в данном направлении удовлетворительной, но недостаточной.   Несмотря на то,  что процент вовлечения учащихся в досуговую деятельность возрос 85% в прошлом году  до 89% в нынешнем, результат не доведен до 100%.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Задача школы

Сформировать ключевые компетентности учащихся: информационная компетентность, коммуникативная компетентность, решение проблем.

Задачи социального педагога:

1.Организация лекций и консультаций для учащихся и их родителей специалистами разного профиля с целью профилактики и устранения причин проявления девиантного и делинквентного поведения.

2. Осуществление социально-психологического сопровождения семей через консультации соц. педагога и психолога.

 1. В целях ликвидации правовой безграмотности и цивилизованного подхода к решению проблем, для учащихся и их родителей проведено 18 лекций  инспектора ОДН со 100% охватом учащихся и 8 бесед соц. педагога со 100% охватом учащихся.

2. В течение учебного года социальный педагог провел индивидуальное консультирование с детьми. педагогами и родителями. Всего проведекно 236 консультаций с учащимися,  

98 - с педагогами. С родителями проведено 116консультаций.

Основная причина обращений: дезадаптация в школе, конфликты в семье и школе, проблемы с дисциплиной, успеваемостью и посещаемостью ребенка, содействие в трудоустройстве, постановке на бесплатное питание в школе, выделение бесплатных путевок в летний лагерь.

Главная проблема многих детей и их родителей - некомпетентность в правовых вопросах, следовательно неумение цивилизованно и грамотно решать возникающие проблемы.

  1. Профилактическая работа через индивидуальное консультирование, Совет профилактики, Совет школы.
  2. Активная просветительская деятельность  среди учеников и их родителей.

оценка моей деятельности

Считаю свою работу в данном направлении удовлетворительной, так как дети и родители стабильно обращаются за помощью и пытаются решать возникающие проблемы законным путем. В итоге, учащимися школы не совершено ни одного преступления, ни одного административного правонарушения за истекший учебный год. Формирование правовой грамотности среди учащихся и их родителей способствует становлению гражданского общества  и правового государства в стране в целом.

Вывод: считаю свою работу по выявлению учащихся, склонных к девиантному поведению и семей, имеющих проблемы в воспитании детей, проведению профилактической и коррекционной работы, осуществлению социально-педагогического сопровождения через консультирование, профилактику правонарушений и преступлений для решения задач школы удовлетворительной.

Выявленные проблемы помогают определить основные направления деятельности социального педагога на новый учебный год. Годовой план прилагается.

Перспективный план работы социального педагога ГОУ ДПО РСПЦ в МОУ школе №33 Козыревой С.Н. на 2008-2009учебный год

ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

Сформировать личность нравственную, интеллектуально и  физически развитую, способную к самореализации и адаптации в социуме.

ЗАДАЧИ МОУ ШКОЛЫ №33:

  1. Обеспечить достижение образовательного стандарта. Сохранить уровень обученности (100%) и повысить качество обученности  
    (27 %).
  1. Сформировать у школьников положительные мотивы и навыки здорового образа жизни. Сохранить психологическое и физическое здоровье: тревожность – 15%;  низкая самооценка – 10%;  негативные эмоции – 25%; нервно-психическое напряжение –24%; нарушение остроты зрения –16,5%;  нарушение осанки,  в т.ч. сколиоз – 39%;    заболевание ЖКТ – 3,2%)
  2. Сформировать устойчивые мотивы к самопознанию, саморазвитию, самовыражению, самореализации личностного потенциала.
    Повысить уровень включенности учащихся в плановые мероприятия школы и города на достаточном уровне до 80%. Повысить рейтинг ценностных ориентаций школьников (отношение к творчеству, культуре, Родине)
  3. Повысить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационная компетентность, коммуникативная компетентность, решение проблем (на критическом уровне  не более 50%).

Цель социального педагога: создание максимально благоприятных условий для образовательного и воспитательного процесса.

Задачи социального педагога:

  1. Выявление учащихся, склонных к девиантному и делинквентному поведению и семей, имеющих проблемы в воспитании детей.
  2. Проведение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками девиантного и делинквентного поведения.
  3. Осуществление социально-психологического сопровождения семей чрез консультации социального педагога и психологов школы.
  4. Организация лекций и консультаций для учащихся и их родителей специалистами разного профиля с целью профилактики и устранения причин проявления девиантного и делинквентного поведения у школьников.  

Пояснительная записка: Цель и задачи социального педагога всецело подчинены цели и задачам школы, поэтому эффективность деятельности социального педагога можно оценить только через его вклад в  осуществлении цели и решении задач, поставленных школой.

                                                                                                                                        

Направление социально-педагогической деятельности:

1. Организационная деятельность и социально-педагогическая диагностика

Задача социального педагога: Выявление учащихся, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями;

                                                   несовершеннолетних склонных к девиантному и делинквентному поведению и семей, имеющих проблемы

                                                   в воспитании детей.

№ п\п

Содержание

работы

Сроки

проведения

Предполагаемый результат

Ответственные

1.

Сбор информации о детях, не приступивших к занятиям, имеющих более 50% пропусков без уважительных причин и занятости в дополнительном образовании учащихся, состоящих на различных видах учета

До 24.09.2008

До 10.11.2008

До 25 12.2008

До 01.04.2009

До 01.06.2009

Создание банка данных

Социальный педагог

2.

Анализ данных социального паспорта каждого класса. Составление социальной карты на новый учебный год

до15.09.2008

Определение социального статуса семей учащихся для разработки перспективного план на новый учебный год.

Социальный педагог, классные руководители

3.

Составление перспективного плана работы на новый год

 До 20.09.2008

Разработка плана работы на основе данных социального паспорта школы

Социальный педагог

4.

Создание Совета профилактики

До 15.09.2008

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости

Социальный педагог,

 инспектор ОДН,

 зам. директора по ВР

5.

Сверка учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШУ, детей «группы риска». Составление новых списков.

1 раз в месяц

Создание банка данных и разработка плана работы с данной категорией учащихся

Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР

6.

Систематическая сверка учащихся состоящих на учете ОДН и составление новых списков

1 раз в месяц

Создание банка данных и разработка плана работы с данной категорией учащихся

Инспектор ОДН, социальный педагог

7.

Предоставление информации об административных правонарушениях и преступлениях, совершенных учащимися школы, в  ОДН и прокуратуру Автозаводского района

1 раз в месяц

Создание банка данных об учащихся девиантного и делинквентного поведения

Социальный педагог

9.

Составление совместного плана деятельности с ОДН

 До 20.09.2008

Профилактика правонарушений

Инспектор ОДН,

социальный педагог

10.

Сверка социально неблагополучных семей. Составление новых списков

1 раз в триместр

Создание банка данных и разработка плана работы с данной категорией семей

Центр «Семья и дети», социальный педагог

11.

Сверка учащихся, оставшихся без попечения родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Составление новых списков

1 раз в триместр

Выявление семей, нуждающихся в социальной защите

Социальный педагог, классные руководители

12.

Выявление учащихся, требующих постановки на ВШУ и учащихся относящихся к категории «группы риска»

1 раз в триместр

Создание банка данных и разработка системы работы с данной категорией учащихся.

Социальный педагог, психологи, классные руководители, зам. директора по ВР

2.Оказание социально-психологического сопровождения

Задачи социального педагога: -Выявление учащихся, уклоняющихся от обучения, слабо успевающих и неуспевающих, нарушающих дисциплину.

                                                   - Проведение профилактической и коррекционной работы с детьми и родителями.

                                                    -Осуществление социально-психологического сопровождения  учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении.


1.

Ежедневный контроль за поведением, посещаемостью и успеваемостью через классных руководителей

ежедневно

Повышение успеваемости, снижение количества пропусков без уважительной причины.

Классные руководители, социальный педагог

2.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, посещение на дому

в течение года

Выявление условий проживания учащихся данных категорий, контроль за выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Социальный педагог, инспектор ОДН, администрация

3.

Проведение совместных рейдов со специалистами центра «Семья и дети» в неблагополучные семьи

по мере необходимости

Выявление условий проживания учащихся данных категорий, контроль за выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Специалистами центра «Семья и дети», социальный педагог, инспектор ОДН

4.

Проведение индивидуальной психодиагностики для учащихся группы риска и их родителей

ноябрь-декабрь

Выявление особенностей характера и причин негативного поведения учащихся.

Психолог,

социальный педагог

5.

Организация дежурства социально-психологической службы для учащихся и их родителей

в течение года

Оказание помощи в социальной адаптации учащихся.

Психолог,

социальный педагог

3.Оказание социально-педагогической помощи

Задачи социального педагога: - Организация лекций и консультаций для учащихся и их родителей специалистами разного профиля с целью

                                                      профилактики и устранения причин проявления девиантного и делинквентного поведения у школьников.  

                                                    -Проведение профилактической и коррекционной работы с детьми  девиантного поведения и их родителями .

1.

Заседание Совета профилактики

последний четверг месяца

Снижение количества пропусков без уважительных причин, правонарушений.

Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители, зам. директора по ВР

2.

Проведение профилактических дней.

каждый четверг

Снижение количества пропусков без уважительных причин, правонарушений

Соц. педагог, инспектор ОДН, классные руководители, зам. директора по ВР.

3.

Сотрудничество с ОДН по профилактике девиантного и делинквентного поведения

в течение года

Привлечение партнеров к профилактике девиантного и делинквентного поведения

Социальный педагог, зам. директора по ВР.

4.

Участие в проведении заседаний КДН по обсуждению поведения учащихся,  их трудоустройству

в течение года

Привлечение партнеров к профилактике девиантного и делинквентного поведения

Социальный педагог, зам. директора по ВР.

5.

Вовлечение учащихся, состоящих на учете в ОДН, на ВШУ, категории «группы риска» в систему дополнительного образования

в течение года

Оказание помощи в социальной адаптации учащихся

Кл. руководители, Социальный педагог, психолог.

6.

Организация занятости учащихся, состоящих на учете в ОДН и на ВШУ, опекаемых и детей с ограниченными возможностями здоровья

июнь-август

Обеспечение занятости учащихся данных категорий

Социальный педагог, зам. директора по ВР, классные руководители

7.

Участие в проведении спец. мероприятий, проводимых в ОДН

по мере необходимости

Профилактика правонарушений

Инспектор ОДН, социальный педагог

4.Охранно-правовая деятельность

Задача социально педагога:- Организация лекций и консультаций для учащихся и их родителей специалистами разного профиля с целью

                                                профилактики  и устранения причин проявления девиантного и делинквентного поведения у школьников.

                                               -Защита прав несовершеннолетних                                          

                                               

1.

Правовые лекции инспектора ОДН (1-11 классы):

  1. Ответственность за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма

(1-11 классы)

  1.  Групповые  правонарушения несовершеннолетних Ответственность подростков за нанесение телесных повреждений.

 (5-9 классы)

  1. Права ребенка (1-4 классы)
  2. Уголовно-правовая защита жизни и здоровья личности (10-11 классы)
  3. Мелкие хищения и ответственность за них (5-9 классы)
  4. Алкоголизм :правовые аспекты проблемы. (7-11 классы)
  5. Бродяжничество: правовой аспект проблемы (6-9 классы)
  6. Ответственность несовершеннолетних за нарушение общественного порядка (8-11кл.)
  7. Вымогательство и мошенничество: правовой аспект проблемы (6-9кл.).



сентябрь



октябрь




ноябрь

декабрь


январь


февраль


март


апрель


май

Профилактика правонарушений.

Ликвидация правовой безграмотности.

Инспектор ОДН, социальный педагог

2.

Содействие в охране прав личности  в соответствии с Конвенцией ООН, законом об образовании по защите прав учащихся.

в течение года

Защита прав несовершеннолетних.

Уменьшение количества правонарушений и преступлений.

Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители, зам. директора по ВР

3.

Содействие организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий для учащихся

в течение года

Формирование потребности в здоровом образе жизни, профилактика правонарушений

Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР

5.Просветительская, консультационная и методическая деятельность

Задачи социального педагога:  -Содействие в формировании потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

                                                    -Оказание методической помощи педагогам в работе с социально-дезадаптированными детьми и подростками.

                                                    -Оказание социально-педагогической поддержки детям и их родителям через консультирование.

2.

Беседы на классных часах по правам детей, правилах поведения, здоровом образе жизни:

  1. Правила поведения в школе и вне ее (1-11 классы)
  2. Профилактика детского травматизма (1-11 классы)
  3. «Спасибо, нет!» ( борьба с вредными привычками). (6-9 классы)
  4. Детский травматизм в ДТП (1-11 классы).
  5. «Поговорим о пивном алкоголизме»

    (9-11классы)

6. « Будущее без наркотиков, СПИДа и венерических болезней»(10-11классы).

7.Правила поведения в обществе незнакомых людей(1-4 классы).

8. «Опасные игры»(5-8классы).



сентябрь


октябрь


ноябрь


декабрь

февраль


март


апрель


май

Формирование потребности в здоровом образе жизни, профилактика правонарушений

Социальный педагог, классные руководители

4.

Консультации для классных руководителей по организации работы с девиантными детьми:

1. Диагностика социально-педагогической запущенности детей. Выявление мотивов негативного поведения.

2. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация

3. Социально-педагогическая защита прав ребенка

1 раз в триместр


ноябрь



январь


март

Оказание помощи классным руководителям в работе  с девиантными детьми

Социальный педагог, психологи

5.

Социально-педагогическое консультирование детей и их родителей, испытывающих затруднение в воспитании и обучении

по мере необходимости

Оказание социально-педагогической поддержки детям и их родителям

Социальный педагог, психологи

6.

Организация педагогического всеобуча для родителей:

1. Посещение классных родительских собраний и проведение бесед на тему: «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

2. Рекомендации родителям на классных собраниях на тему «Стимулирование волевых усилий трудных подростков».

3. Лекции на классных родительских собраниях «Приоритет семьи в воспитании ребенка».  

(1-4классы).

1 раз в триместр



 ноябрь



февраль



март



Оказание социально-педагогической поддержки детям и их родителям

Социальный педагог, классные руководители.

7

Участие в заседаниях педагогического совета школы:

1.Проблема преемственности начального и среднего звена. Модель выпускника 4-го класса.

2.Создание комфортной мотивационной среды – залог успешной деятельности.

3.работа школы по формированию у школьников ценностных ориентаций.

1 раз в триместр



 ноябрь

февраль


март



Оказание методической помощи педагогам в работе с девиантными детьми.

Социальный педагог

8

Участие в педагогических консилиумах школы:

1.Организация педагогического процесса во вновь сформированных 10-х классах.

2.Портрет выпускника основной школы.



октябрь


март

Оказание методической помощи педагогам в работе с девиантными детьми.

Социальный педагог

9.

Изучение новой методической литературы и нормативных документов.

в течение года

Повышение профессионального уровня

Социальный педагог

План совместной работы ОДН и МОУ школы № 33 по профилактике правонарушений среди несовершяеннолетних.

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственные

Создание Совета профилактики

Сентябрь.

 Зам. директора по ВР, социальный педагог

Проведение мероприятий, направленных на выявление учащихся, склонных к правонарушениям и преступлениям.

В течение года

Инспектор ОДН, социальный педагог

Систематическая работа со списком и картотекой проблемных учащихся

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей; посещение по месту жительства

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители

Лекции об ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма.

По отдельному плану

Инспектор ОДН, социальный педагог

Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам.

По отдельному плану

Инспектор ОДН, социальный педагог

Проведение профилактического дня

Каждый четверг месяца

Инспектор ОДН, социальный педагог

Заседания Совета профилактики

Последний

четверг месяца

Инспектор ОДН, социальный педагог

Участие в проведении спецмероприятий,

 проводимых ОДН АРУВД

По плану ОДН АРУВД

Зам. директора по ВР, инспектор ОДН

Участие в проведении заседаний КДН по обсуждению поведения учащихся.

1,3 вторник месяца

Социальный педагог

Участие в поведении мероприятий, проводимых ГИБДД

По  отдельному плану.

Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Информирование педагогического коллектива о состоянии преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

1 раз в четверть

Инспектор ОДН, социальный педагог

Консультации инспектора ОДН для классных руководителей и родителей

По запросу

Инспектор ОДН, социальный педагог

Совместная работа с центром «Семья и Дети»

В течение года

Социальный педагог

Проведение лекций совместно с инспектором ОБ ПОН с целью предупреждения совершения несовершеннолетними преступлений по хранению, употреблению и распространению наркотических веществ.

1 раз в квартал

Инспектор ОДН, социальный педагог

Организация работы по выявлению детей, уклоняющихся от обучения

В течение года

Инспектор ОДН, социальный педагог

Проведение сверок с ОДН

Ежемесячно

Инспектор ОДН, социальный педагог

Организация работы по вовлечению учащихся в систему дополнительного образования

В течение года

Зам.директора по ВР, социальный педагог

План работы по профилактике наркомании, алкоголизмаи табакокурения в МОУ школе №  ___  учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

Выявление учащихся, способных к употреблению наркотических веществ.

В течение года

2.

Лекции для родителей (на конференциях, родительских собраниях)

По заявкам кл. руководителей

 

3.

Посещение кинотеатров, выставок, тематических мероприятий

По плану

4.

Профилактические беседы с учащимися на классных часах о вреде употребления наркотических веществ.

По графику профбесед

5.

Участие в антинакотических акциях.

По плану ДО

6.

Индивидуальные беседы с учащимися, склонных к употреблению наркотических средств.

В течение года

7.

Организация системы своевременного выявления наркоситуации в школе совместно с центром «Семья и дети».

Декабрь


План по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав

 в МОУ школе № ___-- учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Вовлечение детей, состоящих на учете  в ОДН, ВШУ в систему дополнительного образования.

Ноябрь

 

Выявление учащихся групп «риска»

Ноябрь

 

Проведение индивидуальной психодиагностики учащихся групп «риска» и их родителей

Ноябрь

 

Участие в проведении заседаний КДН по обсуждению поведения учащихся, их трудоустройству

1,3 вторник месяца

 

Заседание Совета профилактики.

последний четверг каждого  месяца

 

Проведение профилактических дней

Каждый четверг  

 

Антинаркотические мероприятия

По плану

 

Организация дежурства социально-психологической службы для учащихся и их родителей

В течение года

 

Организация педагогического всеобуча для родителей

Декабрь  

 

Участие в проведении спец. мероприятий, проводимых ОДН и АРУВД

По плану

 

Для  конкретизации взаимодействия социального педагога со всеми участниками образовательного процесса составляется план работы на месяц. План работы на меся прилагается. 

План работы социального педагога МОУ школы №33 на ноябрь 2008-2009 учебного года

Содержание работы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1.

Проведение профилактических дней

06.11.2008,

13.11.2008,

27.11.2008.

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости.

2.

Заседание Совета профилактики

27.11.08

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости.

3.

 Дежурство социально-психологической службы.

По мере необходимости

Оказание помощи в социальной адаптации учащихся

4.

Сверка учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШУ, группы риска

06.11.08

Обновление банка данных.

5.

Информация №1,2,3,4 в Департамент образования

До 10.11.08

Обновление банка данных.

6.

Организация правовых лекций инспектора ОДН на тему: «Права ребенка» (1-4кл.).

06.1108;

13.11.08.

Профилактика правонарушений

7.

Беседы на классных часах на тему «Спасибо, нет!»(6-9кл.).

С 24.11.по 28.11.2008г.

Профилактика правонарушений, формирование потребности в здоровом образе жизни

8.

Контроль за посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся, состоящих на различных видах учета

Ежедневно

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости.

9.

Участие в  заседаниях методических объединений, совещаниях, семинарах

По приглашению

Повышение профессионального мастерства.

10.

Рейды в семьи учащихся, уклоняющихся от обучения

По мере необходимости

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости.

11.

Участие в заседаниях КДН по обсуждению поведения учащихся, их трудоустройству. Сотрудничество с ОДН.

По приглашению

Привлечение партнеров к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

12.

Социально-педагогическое консультирование детей и их родителей, имеющих трудности в воспитании и обучении


По мере необходимости

Оказание социально-педагогической поддержки детям и их родителям.

13.

Информация в ОДН и прокуратуру о состоянии правонарушений и преступлений за месяц.

28.11.2008г.

Обновление банка данных.

14.

Консультирование классных руководителей на тему: «Диагностика социально-педагогической запущенности. Выявление мотивов негативного поведения»

14.11.08

Оказание методической помощи педагогам в работе с девиантными детьми.

15.

Анализ посещаемости, успеваемости и поведения учащихся за месяц.                                    

28.11.2008г.

Уменьшение правонарушений, пропусков без уважительных причин, улучшение успеваемости.

16.

Курсы повышения квалификации по чекам

18.11.-21.11.08

Повышение профессионального уровня

17.

Участие в областной научно-практической конференции в «Образование и психологическое здоровье»

11.11-12.11.08

Повышение профессионального уровня

18.

Участие в педсовете по вопросу адаптации учащихся 5-х классов в среднем звене

25.11.08

Оказание методической помощи педагогам в работе с девиантными детьми.

Кроме того, составляется недельный план, где прописаны конкретные беседы, встречи,  мероприятия и указано точное время.

Для удобства составления отчетной документации рекомендуется вести  рабочий дневник социального педагога, который может выглядеть следующим образом:

Дата

Виды проведенной работы

С кем

Затраченное время

Результат

Кроме выше представленных документов оценка результативности деятельности социального педагога осуществляется по текущей документации:

  • Нормативные документы федерального, регионального и муниципального значения;
  • Социальный паспорт школы;
  • Документация по Совету профилактики;

               Приказ,

               Положение

               План работы

               Протоколы заседаний Совета профилактики;

  • Журналы:

              Учет правонарушений и преступлений:

               Регистрация деловой переписки;

               Консультации и беседы с учащимися;

               Консультаций для родителей;

               Работа с педагогическим коллективом (групповые формы);

               Работа с учащимися (групповые формы)

               Учет правовых бесед;

  • Циклограмма рабочего времени;
  • Акты обследования социально-педагогических особенностей семей;
  • Индивидуальные карты учащихся, состоящих на различных видах учета;
  • Документация по ранней профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
  • Методические материалы

Примерные формы ведения текущей документации прилагаются:

Статистический отчет о деятельности социального педагога за 2008  год.

1.Статистические данные об учащихся МОУ школы №33, требующих повышенного педагогического внимания, и социально-неблагополучных семьях, имеющих в своем составе несовершеннолетних.

 № п/п

Наименование показателя

На начало

 года

На конец  года

Динамика изменений(%)

снижение

рост

1.

Количество обучающихся детей в МОУ.

2.

Количество детей-сирот, опекаемых.

3.

Количество детей инвалидов.

4.

Количество детей до 15 лет, не приступивших к занятиям.

5.

Количество детей  старше 15 лет, не приступивших к занятиям.

6.

Количество детей в школе, пропустивших занятия в школе без уважительной причины (более 50%).

7.

Количество учащихся, состоящих на различного вида учете:

в ОДН

на ВШУ

в группе «риска»

8.

Занятость детей, состоящих на учете, во внеурочное время:

в ОДН

на ВШУ

в группе «риска»

9.

Количество семей, состоящих на учете:

в ОДН

в центре «Семья и дети»

на ВШУ

2. Взаимодействие с социальными структурами, участвующих в воспитании, образовании и социальной реабилитации несовершеннолетних.

№ п/п

Социальные службы

Количество обращений

Причины обращений

1.

Департамент образования

 

2.

ОДН

 

3.

Центр «Семья и дети»

 

4.

КДН

 

5.

ТОС

6.

РЦ и ППЦ

 

7.

Психоневрологический диспансер

 

8.

ПМСС

 

9.

Органы опеки и попечительства

 

10.

Другое

3.Виды деятельности

3.1.

Количество проведенных консультаций и бесед

Основные темы консультаций и бесед

С учащимися

 

С родителями

 

С педагогами

 

 3.2.Использование психолого-педагогических программ:

  • количество _____________
  • название программ

4. Защита прав и интересов учащихся.

Совет профилактики-                (количество заседаний/ количество детей);

КДН-                                            (количество заседаний/ количество детей);

Совет школы                              (количество заседаний/ количество детей);

Пед. консилиум-                        (количество заседаний/ количество детей);

Представление в суде -              (количество заседаний/ количество детей);

Представл. на допросах -          ( количество заседаний/ количество детей);

5.Ранняя профилактика правонарушений.

5.1 Количество детей группы «риска», выявленных по основным показаниям

Первое полугодие 2008года

Второе полугодие 2008 года

Медицинским -

 Медицинским -

Психологическим-

Психологическим  -

      Педагогическим-

Педагогическим -

Социальным-

Социальным -

5.2 Количество составленных индивидуальных планов работы –3

5.3.Диагностика (анкетирование) на тему «Социальный педагог в школе».

педагоги

родители

учащиеся

6. Просветительская деятельность

Количество выступлений социального педагога:

  • классные часы –

Темы:

  • пед. советы –

Темы

  • Пед. консилиумы –
  • Родительские собрания -

Темы

7. Повышение профессионального уровня:

  • Семинары –
  • Тренинги -
  • Методическое объединение  –
  • Заочное обучение –
  • Курсы повышения квалификации-
  • Аттестация-  

8.Проблемы, с которыми столкнулись в социально-педагогической деятельности:

  9. Задачи на ___год 

Социальный паспорт школы

  1. Расположение школы и характеристика социума.
  2. Администрация школы
  3. Состав Совета школы и  Совета профилактики.
  4. Схема взаимодействия школы в социуме.
  5. Лист охраны.
  6. Расписание кружков и секций,  действующих на базе школы.
  7. Социальная характеристика учащихся:
  • Всего учащихся __
  • Неблагополучные дети:

                       Учет ОДН __

                        Внутришкольный учет __

                        Учащиеся группы риска __

  • Неблагополучные семьи:

                          Учет Центра «Семья»____

                          Учет ОДН________

                         Внутришкольный учет __

  • Многодетные семьи___
  • Сироты и опекаемые___
  • Обучающиеся матерей-одиночек___
  • Дети с ограниченными возможностями__
  • Дети,  родители которых – инвалиды____
  • Дети из малообеспеченных семей_____
  • Дети из неполных семей______
  • Семьи без регистрации, гражданства____

7.Список учащихся .состоящих на учете ОДН на декабрь 2008 года

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Домашний адрес

Дата постановки

Причина постановки

Успеваемость

Занятость

8.Список учащихся, состоящих на внутришкольном учете декабрь 2008 года

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Домашний адрес

Дата постановки

Причина постановки

Успеваемость

Занятость

9.Список учащихся группы риска на декабрь 2008года

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Домашний адрес

Причина постановки

Успеваемость

Занятость

Причины постановки на учет:

                            Биологическая

                            Психологическая

                            Социальная
                           Педагогическая

10.Социально неблагополучные семьи на декабрь 2008 года

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Домашний адрес

Ф.И.О

родителей

Вид учета

Причина неблагополучия

11.Список опекаемых на декабрь 2008года

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Класс

Дата

рождения

Домашний адрес

Сведения о

законных представителях

Причина  и дата оформления опеки

Занятость

                                                                                                                                                   

       12.Дети с ограниченными возможностями на декабрь 2008года

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Класс

Дата

рождения

Домашний адрес

 Диагноз

Занятость

13.Учащиеся без регистрации и гражданства на декабрь 2008 года

ФИО

ученика

Класс,

Дата рождения

Сведения о документе

Адрес проживания

Адрес по прописке

Наличие гражданства

РФ

Основание для проживания в РФ

ФИО

Отца,

наличие гражданства

ФИО матери, наличие гражданства

  По такому же принципу составляются таблицы по другим категориям  учащихся, состоящим на различных видах учета

 Документация по Совету профилактики:

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

1.Утверждение  состава и плана работы Совета профилактики. Приказ о создании.

2. Проведение профилактических дней ( по отдельному плану).

3.Сверка учащихся, состоящих на учете ВШУ, ОДН, группе риска, социально- неблагополучных семей.

4 Снятие с учета ВШУ, ОДН  выбывших учащихся.

5.Сверка с КДН, центром «Семья» за летний период.

6. Собеседование с классными руководителями по выявлению учащихся, требующих повышенного внимания. Составление социального паспорта школы.

6.Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

7.Вовлечение школьников в кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8.Составление и обновление карт наблюдения за проблемными детьми.

Октябрь

1.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

2.Планирование занятости проблемных учащихся в период осенних каникул.

3.Рейды в социально-неблагополучные семьи.  Составление актов обследования.

4. Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

5. Сверка учащихся, состоящих на учете ВШУ, ОДН, группе риска, социально- неблагополучных семей.

Ноябрь

1.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

2.Выявление учащихся,  пропустивших более 50% учебных занятий; неуспевающих по итогам первого триместра. Рассмотрение  на заседании Совета профилактики.

3.Собеседование с классными руководителями  по занятости учащихся, состоящих на различных видах учета.

4.Рейды в семьи, уклоняющиеся от воспитания.

5.Профилактика наркомании, табакокурения и пивного алкоголизма.

Декабрь

1.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

2.Планирование занятости проблемных учащихся в период зимних каникул.

3.Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

4. Месячник по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних:

  • Рейды в семьи
  • Классные часы на правовую тематику.
  • Выпуск стенгазет « Мы выбираем здоровый образ жизни».
  • Встречи с работниками АРУВД, КДН.

5.Сверка с КДН, ОДН, ц. «Семья».

Январь

1.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

2. .Выявление учащихся,  пропустивших более 50% учебных занятий; неуспевающих по итогам второго триместра. Рассмотрение  на заседании Совета профилактики.

 3.Подведение итогов работы, проведенной в первом полугодии с учащимися, состоящими на учете ОДН, ВШУ, группе риска.

4.Обновление карт наблюдения за проблемными детьми.

5.Подготовка ходатайств о снятии учащихся с различных видов учета.

6. Обновление социального паспорта школы.

Февраль

1.Месячник гражданско-патриотического воспитания.

2.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

3.Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

Март

1.Планирование занятости учащихся в период весенних каникул. 2.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

3.Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

4.Профилактика сквернословия и бродяжничества.

5.Сверка с КДН, ОДН, ц. «Семья».

Апрель

1.Диагностика уровня воспитанности учащихся.

2.Проведение профилактических дней (по отдельному плану).

3.Рассмотрение персональных дел учащихся на заседании Совета профилактики по итогам контроля за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной учащихся в течение месяца.

4.Рейды в социально-неблагополучные семьи.

5.Содействие в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве)учащихся, состоящих на различных видах учета.

6. Собеседование с родителями проблемных детей по вопросу летней занятости.

Май

1.Анализ работы школы

  • по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
  • По профилактике наркомании, пивного алкоголизма, курения и сквернословия.

2. Отчет о выполнении решений Совета профилактики.

3.Контроль за занятостью учащихся, состоящих на различных видах учета, в летний период.

В течение всего года:

1.Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников.

2.Организация консультативной помощи учащимся, состоящим на различных видах учета.

3.Отчеты классных руководителей по профилактике правонарушений.

4. Оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, в отдел по делам несовершеннолетних, департамент образования, органы социальной защиты.

5.Заседания Совета профилактики:

 -профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

 -выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

 -постановка и снятие с ВШУ;

 -заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога,

  педагога-психолога по организации нравственного и правового воспитания

Примерный план работы профилактического дня на 06.11. 2008 года.

  1. Сверка с инспектором ОДН учащихся, состоящих на учете ОДН, ВШУ, социально-неблагополучных семей.
  2. Правовые беседы инспектора ОДН в 1-4-х классах на тему: «Права ребенка».

3.   Повторный контроль учащихся, пропускающих занятия, нарушающих дисциплину,         неуспевающих:

Курина А. (6 «Г»)- пропуски занятий, неуспеваемость;

Добычин А.(5 «В») – нарушение дисциплины;

Лукьянов В. (9 «А») – пропуски, неуспеваемость;

Медведев Р. (1 «Б») – пропуски занятий;

      Шпралович А. (9 «Б») – нарушение дисциплины;

Мубинов А. (9 «А») – пропуски, неуспеваемость;

Чавычалова А. (9 «А») – пропуски занятий;

Паршин А. (9 «Б») – нарушение дисциплины;

Морозов А. (8 «Г») – нарушение дисциплины;

Шихов Р. (9 «Б») – нарушение дисциплины;

        4.Повторный контроль учащихся, совершивших правонарушения в летний период:

Волков М. (4 «В») – мелкое хищение;

      Аршинов В. (3 «В») – мелкое хищение;                                

      Низамова А. (8 «А») – систематические уходы из дома.

5.Ходатайство  о снятии с учета ОДН и переводе на внутришкольный контроль Самохвалова А. (9 «Б»)

      6.Рейд в  семьи:

Гордиенко Д. – не приступил к занятиям.

Юрченко А. – не приступил к занятиям в вечерней школе (учится в межшкольном учебном комбинате №1, который не дает общего среднего образования).

Полуднякова А. 9«А» – не посещает занятия в школе

        7. Патронаж социально-неблагополучной семьи:

                Меньщикова Наталья 5 «Б» - отрицательное влияние на ребенка.

   Примерная форма протокола Заседания Совета профилактики

Протокол№___

От __(числа)_____(месяца)____(года)

Присутствовали:

Члены Совета профилактики, администрация школы, классные руководители, педагоги-предметники,  родители, учащиеся

Повестка дня:

1.Выполнение решений предыдущих заседаний

2.Рассмотрение персональных дел учащихся (неуспеваемость, нарушение дисциплины,  пропуски занятий).

3. Постановка и снятие с внутришкольного учета.

Ход заседания

1.Слово председателю Совета профилактики (суть вопроса освещается коротко)

2.Слово классному руководителю (характеристика ученика, успеваемость, поведение).

3.Слово социальному педагогу (положение в семье, социум, круг интересов).

4.Слово педагогу-психологу (особенности развития личности,  заболевания и.т.д)

5.Слово ученику.

6Слово родителям

7.Слово инспектору ОДН.

Решение:

Подписи: председатель Совета профилактики______________(ФИО)

                 Члены Совета ________________________________(ФИО)

                  Родители и учащиеся ________________________(ФИО)

Журналы

1.Журнал учета правонарушений и преступлений учащихся

№ п/п

ФИО

учащегося

Дата рождения

Класс

Домашний адрес

Причина постановки на учет

Дата постановка

Дата снятия с учета

Принятые меры

Контроль

                  2.Журнал регистрации деловой переписки

                                    Входящая документация

№ п/п

Дата  входящего документа

Краткое содержание

Откуда документ

                                  Исходящая документация

№ исходящего

№ входящего

дата

Краткое содержание

Куда направлен

               3.Журнал работы  с педагогическим коллективом

№ п/п

 Тема  и цель мероприятия

 Форма

 Присутствовали

               4.Журнал работы с учащимися (групповые формы)

№ п/п

Тема мероприятия

Форма

Цель

Классы

                5.Журнал учета консультаций с родителями учащихся

Дата

ФИО

родителей

Класс

Причина консультации

Решение

Проделанная работа

Результат

               6.Журнал учета индивидуальных бесед с учащимися

Дата

ФИО

ученика

Класс

Дата рождения

Адрес,

телефон

Сведения о семье

Причина беседы

Решение

Результат

               7.Журнал психолого-педагогического сопровождения учащихся школы, испытывающих трудности в обучении и имеющих отклонения в поведении

ФИО

обратившегося

Дата

Запрос

Разработка мероприятий

Контроль за выполнением мероприятий каждым участником сопровождения

Анализ результатов

Сроки исполнения

Дата повторной встречи

Акт обследования семьи учащегося

_________________

Дата

Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, члены школьной комиссии

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

составили настоящий акт обследования жилищно-бытовых условий семьи учащегося.

  1. Ф.И.О. учащегося______________________________________________________________________________________________________________
  2. Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________
  3. Домашний адрес_______________________________________________________________________________________________________________
  4. Успеваемость и дисциплина в школе и вне школы (указать класс)_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отец и мать (место работы)___________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

       6. Состав семьи: __________________________________________________________________________________________________________________

            _____________________________________________________________________________________________________________________________

            ______________________________________________________________________________________________________________________________
           

  1. Жилищно-бытовые условия____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        8.  Социально-психологический климат семьи_________________________________________________________________________________________

            ______________________________________________________________________________________________________________________________

           

9.Специальные замечания ________________________________________________________________________________________________________

       

          Заключение __________________________________________________________________________________________________________________

         _______________________________________________________________________________________________________________________________

   

Организация ранней профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Ранняя профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних заключается в своевременном выявлении и организации работы с учащимися группы риска.

Группа риска – это учащиеся, не совершившие, но способные совершить противоправные деяния.

Для ее осуществления социальный педагог:

1. Собирает документы федерального, регионального и местного значения, обеспечивающие работу по ранней профилактике правонарушений и преступлений.

2. Отрабатывает механизм выявления детей группы риска:

  • В начале учебного года социальный педагог обеспечивает классных руководителей материалами педагогической диагностики по выявлению детей группы риска:

              матрицей определения отношения ребенка к группе риска;

              картой наблюдения.

  • Полученные данные поступают в  социально-психологическую службу, которая  на медико-психолого-педагогическом консилиуме, обследует учащихся группы риска по социально-педагогическим, психологическим и биологическим (медицинским) параметрам.

Результаты медико-психолого-педагогического консилиума

Общее количество учащихся группы риска -

Социальные

причины

Педагогические

причины

Психологические

причины

Биологические

причины

  • В течение учебного года проводится социально-педагогическая диагностика прибывших учащихся
  • Благодаря отработанному механизму выявления детей группы риска, количество учащихся данной категории с каждым годом увеличивается.    

Это позволяет создать максимально благоприятные условия для организации ранней профилактики правонарушений и преступлений.

3. Разрабатывает систему психолого-педагогической поддержки учащихся группы риска, которая ведется по следующим направлениям:

  • Работа с родителями: беседы,  анкетирование, консультации по вопросам социальной адаптации учащихся
  • Работа с классными руководителями: консультирование, методические рекомендации. анализ успеваемости, посещаемости, дисциплины.
  • Работа с учителями-предметниками: обмен информацией, методические рекомендации.
  • Индивидуальная работа с учащимися: беседы, анкетирование, тренинги, вовлечение в систему дополнительного образования,  профессиональное ориентирование, помощь в трудоустройстве.
  • Привлечение специалистов вне школы для решения проблем, связанных с дезадаптацией учащихся группы риска: ОДН АРУВД, КДН, центра «Семья», ДМО «Шанс»,  ПМСС, ПМПК и.т.д.
  • Оформление личной папки на учащегося группы риска, в которую входит:

            матрица,

            карта наблюдения,

            характеристика,

            результаты диагностик,

            рекомендации по коррекции поведения  от педагога-психолога,  клинического психолога, инспектора ОДН, специалистов центра «Семья», органов опеки и             попечительства и.т.д.  

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Анализ-отчет по профилактической работе социального педагога школы

Представляю отчет о профилактической работе социального педагога общеобразовательной школы за год....

Профилактическая работа социального педагога Троицкой О.К. в МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей...

план профилактической работы социального педагога

план профилактической работы в МБОУ "СШ№19" социального педагога Иванченко И.Д. на 2020-2021 уч.год...