Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке "Я и мир вокруг".
рабочая программа по теме
Общеразвивающая программа с социально-бытовым уклоном. Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую познавательную деятельность.
Цель программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
«Я и мир вокруг»
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами социально-бытовых знаний, умений и навыков является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.
Обеспечение реализации прав детей с ОВ и детей – инвалидов является одной из важнейших задач общества. Полноценное воспитание и обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос. Каждому ребёнку-инвалиду необходимо помочь обрести максимально-возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети, с множественными нарушениями психофизического развития, наделены особыми способностями и имеют свой собственный темп и ритм развития, а так же – большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, вследствие чего – приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
В современных условиях дети должны обладать не только достаточным уровнем подготовки, но и набором определённых личностных качеств: активностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, способностью быстро и успешно адаптироваться к жизненным условиям. В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями КЦСОН «Импульс» состоит на учёте 126 детей. Из них 60 детей регулярно проходят реабилитацию в отделении.
Перед воспитателем отделения стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения, необходимые им в быту и окружающем их социуме. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающего его общества. Необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека является овладение знаниями, умениями, навыками и ценностями. Свободно и непринуждённо чувствует себя в современном обществе тот, кто с малых лет учится ориентироваться в нём, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям, и не противоречащие правилам человеческого общежития. Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить детей с общественным опытом и бытом людей, системой этических понятий и суждений, с различными нравственными категориями, окружающим миром, научить сопоставлять своё личное поведение с общепризнанным в обществе.
1.2. Целевая группа
Дети и подростки с ограниченными возможностями от 3-ёх до 18-ти лет.
1.3. Цель программы
Всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке; профилактика возможных трудных жизненных ситуаций и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
1.4. Задачи
Целеполагание определило следующие задачи:
Организационные:
- Изучить литературу по темам: «Социально-бытовая ориентировка»;
«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»;
2. Создать предметно-пространственную развивающую среду
предметов и объектов социального мира для самореализации детей в
свободной самостоятельной деятельности;
3. Разработать календарно-тематическое планирование по социально –
бытовой ориентировке.
Практические:
- Организовать группу детей для занятий по социально-бытовой ориентировке;
- Определить уровень знаний, умений и навыков в социально-бытовом ориентировании;
- Формирование социального поведения, умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены;
5. Развитие и коррекция познавательных процессов: память, мышление,
внимание, воображение, речь.
Аналитические:
- Проанализировать полученные результаты, эффективность реализации программы.
1.5. Формы работы
- Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые).
- Экскурсии.
- Практические работы.
- Трудовая деятельность.
- Совместная деятельность (праздники, мероприятия, конкурсы и развлечения).
- Игра.
1.6. Методы работы
- Практические (дидактические игры, упражнения).
- Наглядные методы (натуральные предметы одежды, обуви, посуды; реальные объекты, муляжи, игрушки, иллюстрации).
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, заключение. Организационный этап предполагает подготовку, настрой на занятие, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме. Практическая – выполнение практических заданий. Заключительная – закрепление материала, подведение итогов.
2. Содержание программы
Общеразвивающая программа с социально-бытовым уклоном. Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую познавательную деятельность.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности. Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели, задачи, учитывающим социальные потребности, возможности и особенности развития детей. Программа составлена на основе Программы «Детство» (Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой), «Будущее в моих руках» (Т. Золотухиной), «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (Н.В. Алёшиной), с учётом интеллектуального развития детей в процессе воспитательной, игровой и трудовой деятельности. Основной акцент сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направлено на организацию игрового взаимодействия с ребёнком, предусматривает речевую активность детей в игре. Помощь детям в освоении разговорной речи является главной задачей, которая предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Цели и содержание занятий направлены на выявление в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Подготовка ребёнка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей.
Главным приоритетом программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса являются построение режима и место игры, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Основные принципы программы:
Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется, как средство для детского развития.
Принцип гуманитаризации рассматривается, как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного циклов и влияния всех сфер на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.
Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
Дидактический принцип – принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке, в процессе которых, воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.
2.1. Этапы реализации программы
Т2 Бл.1
Этапы | Цели |
Подготовительный | Создание условий для оформления основных идей программы. Выявление перспективных направлений развития. |
Практико-ориентированный | Обеспечение организационно- педагогических условий для занятий. Реализация основных задач. |
Аналитико-прогностируемый | Анализ, обобщение результатов, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития деятельности. |
Схема реализации
Данная программа долгосрочная. Осуществляется по следующим направлениям-разделам:
2.2. Направления деятельности
Педагогическое, развивающее, коррекционное, обучающее, воспитательное, диагностическое.
Уровни усвоения программы
Низкий: Ребёнок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их свойств и качеств. Существенные родовые особенности предметов вычисляет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов (материалов). Обозначается в диагностической карте синим цветом.
Средний: Ребёнок правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычисляет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности. Отдельные поступки и поведение ребёнка в быту свидетельствуют о зарождении ценностного отношения к окружающему миру. Обозначается в диагностической карте зелёным цветом.
Высокий: Ребёнок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качеством, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его построения. Речь выразительна. В поведении ребёнка устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к окружающему миру. Обозначается в диагностической карте красным цветом.
Проверка ЗУН проводится в форме собеседования индивидуально с каждым ребёнком при его поступлении на реабилитацию и в конце календарного года. Результаты заносятся в диагностическую карту (Приложение 1).
Не каждый ребёнок станет художником или скульптором, однако, у каждого есть определённый потенциал развития. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт и знания, необходимые им во взрослой жизни.
2.3. Календарно – тематический план
Раздел I «Личная гигиена»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Правила личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены. | Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы. | январь |
«В парикмахерской» | Рассматривание иллюстраций, с/р игра, | январь |
Охрана зрения | Беседа, упражнения, практическая деятельность, д/игры, с/ролевые игры, гимнастика для глаз. | январь |
Гигиена девочки и мальчика | Беседа, игровые задания, чтение художественных произведений, практическая деятельность. | январь |
Раздел II «Транспорт, профессии на транспорте»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения | |
Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. | Беседа, игровые задания, упражнения, д/игры. | февраль | |
Оплата проезда в общественном транспорте, поведение. | Беседа, обыгрывание ситуации, с/ролевая игра. | февраль | |
Правила поведения на улице. | Познавательные игры, беседа. | февраль | |
Правила дорожного движения. | Беседа, игровые задания, практическая деятельность, экскурсия к проезжей части. | февраль | |
Профессии на транспорте. Трудовые действия. | Беседа, д/игры, практическая деятельность. | февраль |
Раздел III «Жилище»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Мебель, строительные профессии. | Беседа, рассматривание иллюстраций, д/игры, конструирование, чтение произведения С. Маршака: «Откуда стол пришёл?» | март |
Виды жилых помещений в городе и деревне. | Беседа, рисование, просмотр видео, рассматривание иллюстраций. | март |
«Мой город» | Беседа, коллективная аппликация-коллаж, рассматривание открыток, иллюстраций, экскурсия. | март |
Почтовый адрес | Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсии. | март |
Электро - бытовые приборы и техника безопасности. | Беседа, рассматривание иллюстраций, оригинала, практические действия. | март |
Раздел IV «Окружающий мир»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Зимующие и перелётные птицы | Беседа, игровые задания, упражнения, просмотр иллюстраций. | апрель |
Дикие, домашние животные | Беседа, игровые задания, упражнения, просмотр иллюстраций, заучивание стихов. | апрель |
Насекомые | Беседа, просмотр иллюстраций, чтение художественных произведений. | апрель |
Морские, речные, аквариумные рыбы | Беседа, просмотр иллюстраций, д/игры. | апрель |
Растения нашего края | Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, видео. | апрель |
Космос, космические тела | Беседа, просмотр иллюстраций, презентация, с/р игра. | апрель |
Раздел V «Культура поведения»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Праздники нашего города и страны (1 мая, 9 мая). | Беседа, просмотр иллюстраций, чтение произведений, заучивание стихов. | май |
Поведение в общественных местах (музее, кино, транспорте). | Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсии. | май |
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече, прощании или с просьбой | Беседа, игровые задания, упражнения, с/ролевая игра. | май |
Правила поведения в гостях. | Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, видео, с/ролевая игра. | май |
Поведение за столом при приёме пищи. | Беседа, практическая работа, упражнения, с/ролевая игра. | май |
Подарок на день рождения. | Беседа, упражнения, практическая работа (изготовление подарка). | май |
Раздел VI «Торговля, питание»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Основные виды магазинов и их назначение. | Беседа, упражнения, экскурсия, просмотр иллюстраций, видео. | сентябрь |
Правила поведения в магазине. | Беседа, с/ролевая игра, просмотр видео, иллюстраций, чтение художественной литературы. | сентябрь |
Продукты. Значение продуктов питания для здоровья. | Беседа, просмотр иллюстраций, муляжей, загадки, кроссворды, показ натуральных продуктов, практические занятия. | сентябрь |
Кухонная посуда (чайная, столовая), приборы, назначение. | Беседа, просмотр иллюстраций, оригинала, практическая работа, с/ролевая игра. | сентябрь |
Знакомство с профессией повара. | Беседа, просмотр иллюстраций, экскурсия в столовую, с/ролевая игра. | сентябрь |
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при приготовлении пищи. | Беседа, практическая работа, игровые задания, упражнения. | сентябрь |
Раздел VII «Cредства связи»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Основные средства связи (почта, телефон, телеграф). | Беседа, экскурсия, с/ролевая игра, упражнение по написанию адреса на конверте, составление текста телеграммы, чтение произведение С. Я. Маршака: «Почта», презентация. | октябрь |
Виды почтовых отправлений. | Беседа, наглядный показ. | октябрь |
Раздел VIII «Одежда, обувь»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Виды одежды, головных уборов, обуви и их назначение. | Беседа, д/игра «Выбери одежду по сезону/cитуации», «Четвёртый лишний», составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. | ноябрь |
Повседневный уход за одеждой и обувью. | Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность. | ноябрь |
Раздел IX «Медицинская помощь»:
Тема занятий | Формы и методы | Сроки выполнения |
Медицинские учреждения. | Беседа, просмотр видео, иллюстраций. | декабрь |
Виды медицинской помощи. | Беседа, с/ролевая игра, просмотр видео, иллюстраций, чтение художественных произведений. | декабрь |
Экскурсия в медкабинет. | Беседа, показ с объяснением. | декабрь |
Вредные и полезные привычки. | Беседа, моделирование ситуаций, рассматривание иллюстраций, обсуждение. | декабрь |
2.4. Ресурсы
2.4.1. Кадровые ресурсы
С учётом специфики работы, выполняя принцип комплексности, в реализации программы участвуют и взаимодействуют специалисты учреждения:
педагогические работники – 2 логопеда, 2 воспитателя, 1 психолог, 1 инструктор по труду. Медицинские работники – 1 врач-педиатр, 1 врач-физиотерапевт, 1 инструктор ЛФК. Родители ребёнка (законные представители).
Организация взаимодействия в рамках реализации программы
Т2 Бл.4
Зоны взаимодействия | Содержание работы |
Врач-физиотерапевт, педиатр и воспитатель | Обследование детей, определение необходимых физиотерапевтических мероприятий, направленных на уменьшение проявлений неврологических синдромов и общее улучшение здоровья детей. |
Инструктор ЛФК и воспитатель | Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК). Интеграция методов и приёмов по коррекции речедвигательных нарушений. |
Воспитатель и логопед | Соблюдение речевого и двигательного режима, освоение детьми сенсорных эталонов, выполнение упражнений по заданию логопеда. Интеграция методов и приёмов по накоплению словаря и развитию понимания речи. |
Психолог и воспитатель | Взаимодействие при проведении комплексной психолого-педагогической диагностики по определению уровня познавательной активности детей, уровня развития эмоционально-волевой сферы и психологической базы речи: слухового и зрительного восприятия, вербальных компонентов памяти. Консультирование родителей. Совместное проведение семинаров-практикумов для родителей. |
Родители (семья) и воспитатель | Взаимодействие на всех этапах: подготовительном (помощь в подборе и изготовлении наглядно-дидактических пособий), диагностическом (анкетирование), коррекционном (воспитатель обучает родителей приёмам общения и активного взаимодействия с детьми, проводит просветительскую работу с родителями; родители - выполняют задания, данные воспитателем. |
Инструктор по труду и воспитатель | Взаимодействие и интеграция приёмов и методов по развитию мелкой моторики и конструктивного праксиса |
2.4.2. Материально – технические ресурсы
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями занимает площадь 712 кв. м., где расположено 35 кабинетов. Из них 12 кабинетов медицинского назначения. Для комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями используются:
- логотерапевтический кабинет (оснащён комплексом «БОС-
- логотерапевтический»), компьютерной техникой;
- кабинет психолога;
- сенсорная комната;
- «Зелёная комната»;
- игровая комната;
- зал ЛФК;
- кабинет трудотерапии;
- хозяйственная комната;
- кабинет музыкотерапии (оснащён современной аппаратурой с аудио- видео- анимационными эффектами).
Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения.
Схема взаимодействия с учреждениями города
2.4.3. Информационные ресурсы
Для родителей:
- Информационные листы
- Памятки
- Консультации
Для детей:
- Иллюстрации
- Фризы
- Наглядные пособия
Ресурсы интернет – сети
- Энциклопедии online (http://www.encyclopedia.ru) .
- Педагогические образовательные сайты в интернет-сообществе.
Периодическая печать
- Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал о природе для детей «Свирелька» от 3-ёх до 8-ми лет.
- Научно-популярный журнал для детей «Свирель» от 7-ми до 12-ти лет.
- Географический научно-популярный журнал для детей «Юный путешественник».
- Развивающий журнал «Узнавайка» для детей от 3-ёх лет.
- Познавательный журнал «Атлас. Целый мир в твоих руках» для старшего школьного возраста.
- Детский познавательно-игровой журнал «Рюкзачок».
2.4.4. Методические ресурсы
- Подбор и систематизация методической литературы по теме программы в кабинете воспитателя, на интернет-порталах.
- Дидактические игры и упражнения.
2.4.5. Контроль и управление программой
Заведующая реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями; самоконтроль.
2.6. Результаты
2.6.1. Ожидаемые результаты
Решение поставленных задач позволит добиться предполагаемых результатов и, в дальнейшем, определить эффективность реализации программы.
Реализация программы предполагает достижение:
количественных результатов:
- 25 детей с ограниченными возможностями обучатся правилам личной гигиены, практическим навыкам и умениям в хозяйственно-бытовом обслуживании.
- Безопасному пользованию электроприборами научатся 20 детей с ограниченными возможностями.
3. В мастер-классы по кулинарии, организации экскурсий на предприятия, встреч
с интересными людьми труда активно включатся в коррекционно-
педагогический процесс 7 родителей детей.
4. Практическими рекомендациями, памятками о социально – бытовой
реабилитации детей с ОВЗ воспользуются 60 родителей.
качественных результатов:
- расширится круг представлений детей об окружающем их социально-бытовом мире; представлений об одном и том же предмете, знакомом ранее: дети узнают не только его назначение, но и процесс изготовления, свойства материала, из которого он сделан;
- повысится ориентация в окружающем социуме: о деятельности людей, предметах и явлениях до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны;
- сформируются элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены;
- активизируется познавательная активность;
- дети научатся практически применять полученные знания: в быту, в повседневной жизни.
2.6.3. Критерии оценки эффективности
В качестве основных критериев оценки эффективности мероприятий, предусмотренных программой, будут рассматриваться:
- Выявление детей, нуждающихся в социально-бытовой ориентации и организация для них специальных занятий в соответствии с их возможностями (метод оценки – анализ знаний, умений и навыков).
- Положительная динамика в формировании правильного коммуникативного поведения и поведения в социуме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (метод оценки – анализ).
- Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс, их активность (метод оценки – анализ).
- Положительная оценка родителями коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий (метод оценки – анкетирование).
Критерии и показатели результативности проводимой работы
- Мотивация ребёнка к взаимодействию.
- Использование средств познавательной активности.
- Применение полученных знаний и умений на практике.
2.7. Список литературы
1. Александрова О.В.: «Познаём мир вокруг», Издательство Эксмо-Пресс, 2011г,
48с.
2. Бгажнокова И.М.: «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития». ВЛАДОС, 2010г., 239с.
3. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.: «Познание предметного мира».
Комплексные игровые занятия. Программа: «От рождения до школы»,
Издательство: Учитель, 2013г., 127с.
4. Воронкова В.В., Казакова С.А.: «Социально-бытовая ориентировка»
Издательство: Учитель, 2013 г., 164с.
- Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г.: «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Издательство: Владос, 2014г., 302с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011г, 270с.
- Замашнюк Е.В.: «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III-IV вида, учебное пособие Санкт- Петербург, 2012г.
- Кочемазова Е.А., Вахрушев А.А., Белова И.К.: «Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких». Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. Часть 1, Издательство «Баласс», 2013г., 80с.
- Майер А.А.: «Введение детей в проблемы социальной действительности»,
Издательство: Детство-Пресс, 2012г., 272с.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А.: «Ознакомление с окружающим
миром».Коррекционно-развивающее обучение.Издательство: Мозаика-Синтез,
2011г., 176с.
- Павлова Л.Ю.: «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром». Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г., 90с.
- Смирнова Е.Ю., Панова Н.В.: «Уроки социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III и IV вида. 3
класс, Издательство Владос, 2012г., 144с.
13. Субчева В.П.: «Социально-бытовая ориентировка». Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М.: Владос, 2014г., 87с.
III Приложения
Диагностическая карта
Приложение 1
Ф.И. ребёнка | Личная гигиена: правила, предметы и средства. | Транспорт: | Жилище: мебель, виды помещений, электро-быт.приборы. | Окруж. мир: птицы, животные, насекомые, рыбы, растения. | Культура поведения: в общественном транспорте, формы обращения ко взрослым, друг к другу. | Торговля, питание: виды магазинов, продукты, посуда, профессии, сан-гиг. требования. | Средства связи: почта, телефон, телеграф. | Одежда, обувь, головные уборы. Виды ухода за ними. | Медпомощь: Медучреждения, виды медпомощи, полезные и вредные привычки. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класс ориентирована на использование УМК под редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
Пояснительная записка по педмету СБО...
Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс
Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)
Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»
Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...