Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке "Я и мир вокруг".
рабочая программа по теме

Трофимова Анжелика Анатольевна

Общеразвивающая программа с социально-бытовым уклоном. Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического  мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую познавательную деятельность. 

Цель программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке    

     «Я и мир вокруг»    

1.Пояснительная записка

       1.1. Актуальность программы

        Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами социально-бытовых знаний, умений и навыков  является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. 

        Обеспечение реализации прав детей с ОВ и детей – инвалидов является одной из важнейших задач общества. Полноценное воспитание и обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

          В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос. Каждому ребёнку-инвалиду необходимо помочь обрести максимально-возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети, с множественными нарушениями психофизического развития, наделены особыми способностями и имеют свой собственный темп и ритм развития, а так же – большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, вследствие чего – приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. 

         В современных условиях дети должны обладать не только достаточным уровнем подготовки, но и набором определённых личностных качеств: активностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, способностью быстро и успешно адаптироваться к жизненным  условиям. В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями КЦСОН «Импульс» состоит на учёте 126 детей. Из них 60 детей регулярно проходят реабилитацию в  отделении.

          Перед воспитателем отделения стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения, необходимые им в быту и окружающем их социуме. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающего его общества. Необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека является овладение знаниями, умениями, навыками и ценностями. Свободно и непринуждённо чувствует себя в современном обществе тот, кто с малых лет учится ориентироваться в нём, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям, и не противоречащие правилам человеческого общежития.  Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить детей с общественным опытом и бытом людей, системой этических понятий и суждений, с различными нравственными категориями, окружающим миром, научить сопоставлять своё личное поведение с общепризнанным в обществе.

                                                          1.2. Целевая группа              

Дети и подростки с ограниченными возможностями от 3-ёх до 18-ти лет.      

                                                         1.3. Цель программы


         Всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке; профилактика возможных трудных жизненных ситуаций и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

                                                                    1.4. Задачи

                                   Целеполагание определило следующие задачи:

     Организационные:  

  1. Изучить литературу по темам: «Социально-бытовая ориентировка»;    

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»;                                                      

     2. Создать предметно-пространственную развивающую среду  

     предметов и объектов социального мира для самореализации детей в

     свободной самостоятельной деятельности;

      3. Разработать календарно-тематическое планирование по социально –

     бытовой ориентировке.

     Практические:

  1. Организовать группу детей для занятий по социально-бытовой ориентировке;
  2. Определить уровень знаний, умений и навыков в социально-бытовом ориентировании;
  3. Формирование социального поведения, умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
  4. Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены;

     5. Развитие и коррекция  познавательных процессов: память, мышление,

         внимание, воображение, речь.

       Аналитические:

  1. Проанализировать полученные результаты, эффективность реализации программы.

                                                        1.5. Формы  работы

  • Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые).
  • Экскурсии.
  • Практические работы.
  • Трудовая деятельность.
  • Совместная деятельность (праздники, мероприятия, конкурсы и развлечения).
  • Игра.

                                                     1.6.  Методы работы

   

  • Практические (дидактические игры, упражнения).
  • Наглядные методы (натуральные предметы одежды, обуви, посуды; реальные объекты, муляжи, игрушки, иллюстрации).
  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

         Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, заключение. Организационный этап предполагает подготовку, настрой на занятие, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме.  Практическая – выполнение практических заданий. Заключительная – закрепление материала, подведение итогов.

                                                                                                

                                                       2. Содержание программы

        Общеразвивающая программа с социально-бытовым уклоном.  Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического  мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую   познавательную деятельность.

        Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить  социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности. Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели, задачи, учитывающим социальные потребности, возможности и особенности развития детей. Программа составлена на основе Программы «Детство»  (Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой), «Будущее в моих руках» (Т. Золотухиной), «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (Н.В. Алёшиной), с учётом интеллектуального развития детей в процессе воспитательной, игровой и трудовой деятельности. Основной акцент сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направлено на организацию игрового взаимодействия с ребёнком, предусматривает речевую активность детей в игре. Помощь детям в освоении разговорной речи является главной задачей, которая предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Цели и содержание занятий направлены на выявление в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Подготовка ребёнка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и  совершенствование всех его способностей.

       Главным приоритетом программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса  являются построение режима и место игры, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

     Основные принципы программы:

     Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных  задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется, как средство для детского развития.

     Принцип гуманитаризации рассматривается, как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного  циклов и влияния всех сфер на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.

      Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.

        Принцип культуросообразности  понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

        Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.

           Дидактический принцип – принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

          Формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке, в процессе которых, воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.

                                                     2.1. Этапы реализации программы

                                                                                                                                 

                        Т2 Бл.1

                                        Этапы

                          Цели

                           

                            Подготовительный

Создание условий для оформления основных идей программы. Выявление перспективных направлений развития.

                    Практико-ориентированный

Обеспечение организационно- педагогических условий для занятий. Реализация основных задач.

                  Аналитико-прогностируемый

Анализ, обобщение результатов,

 прогнозирование и конструирование

 дальнейших путей  развития  деятельности.

                                                   

                                                           Схема реализации

        Данная программа долгосрочная. Осуществляется по следующим направлениям-разделам:

                                   
   

                                         

                                           

                                                  2.2.   Направления деятельности

Педагогическое, развивающее, коррекционное, обучающее, воспитательное, диагностическое.

                                                    Уровни усвоения программы

           Низкий: Ребёнок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их свойств и качеств. Существенные родовые особенности предметов вычисляет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов (материалов). Обозначается в диагностической карте синим цветом.

           Средний: Ребёнок правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычисляет существенные родовые признаки и осуществляет  группировку предметов с небольшой помощью взрослого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности. Отдельные поступки и поведение ребёнка в быту свидетельствуют о зарождении ценностного отношения к окружающему миру. Обозначается в диагностической карте зелёным цветом.

           Высокий: Ребёнок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качеством, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его построения. Речь выразительна. В поведении ребёнка устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к окружающему миру. Обозначается в диагностической карте красным цветом.

            Проверка ЗУН проводится в форме собеседования индивидуально с каждым ребёнком при его поступлении на реабилитацию и в конце календарного года. Результаты заносятся в диагностическую карту (Приложение 1).

              Не каждый ребёнок станет художником или скульптором, однако, у каждого есть определённый потенциал развития. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт и знания, необходимые им во взрослой жизни.                     

                                     2.3.  Календарно – тематический план

 

        Раздел I «Личная гигиена»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Правила  личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены.

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы.

             январь

«В парикмахерской»

Рассматривание иллюстраций, с/р игра,

январь

Охрана зрения

Беседа, упражнения, практическая деятельность, д/игры, с/ролевые игры, гимнастика для глаз.

январь

Гигиена девочки и мальчика

Беседа, игровые задания, чтение художественных произведений, практическая деятельность.

январь

               Раздел II «Транспорт, профессии на транспорте»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Виды транспорта: наземный, воздушный, водный.

Беседа, игровые задания, упражнения, д/игры.

февраль

Оплата проезда в общественном транспорте, поведение.

Беседа, обыгрывание ситуации, с/ролевая игра.

февраль

Правила поведения на улице.

Познавательные игры, беседа.

февраль

Правила дорожного движения.

Беседа, игровые задания, практическая деятельность, экскурсия к проезжей части.

февраль

Профессии на транспорте.       Трудовые действия.

Беседа, д/игры, практическая деятельность.

февраль

Раздел III «Жилище»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Мебель,  

строительные профессии.

Беседа, рассматривание иллюстраций, д/игры, конструирование, чтение произведения С. Маршака: «Откуда стол пришёл?»

март

Виды жилых помещений в городе и деревне.

Беседа, рисование, просмотр видео, рассматривание иллюстраций.

март

         «Мой город»

Беседа, коллективная аппликация-коллаж, рассматривание открыток, иллюстраций, экскурсия.

март

      Почтовый адрес

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсии.

март

Электро - бытовые приборы и техника безопасности.

Беседа, рассматривание иллюстраций, оригинала, практические действия.

март

   Раздел IV «Окружающий мир»:


Тема занятий

                           Формы и методы

Сроки  выполнения

Зимующие и перелётные птицы

Беседа, игровые задания, упражнения, просмотр иллюстраций.

апрель

Дикие, домашние животные

Беседа, игровые задания, упражнения, просмотр иллюстраций, заучивание стихов.

апрель

Насекомые

Беседа, просмотр иллюстраций,  чтение художественных произведений.

апрель

Морские, речные, аквариумные рыбы

Беседа, просмотр иллюстраций, д/игры.

апрель

Растения нашего края

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, видео.

апрель

Космос, космические тела

Беседа, просмотр иллюстраций, презентация, с/р игра.

апрель

Раздел V «Культура поведения»:

Тема занятий

                           Формы и методы

Сроки выполнения

Праздники нашего города и страны (1 мая, 9 мая).

Беседа, просмотр иллюстраций, чтение произведений, заучивание стихов.

май

Поведение в общественных местах (музее, кино, транспорте).

Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсии.

май

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече, прощании или с просьбой

Беседа, игровые задания, упражнения, с/ролевая   игра.

май

Правила поведения в гостях.

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, видео, с/ролевая   игра.

май

Поведение за столом при приёме пищи.

Беседа, практическая работа, упражнения, с/ролевая   игра.

май

Подарок на день рождения.

Беседа, упражнения, практическая работа (изготовление подарка).

                  май

        Раздел VI   «Торговля, питание»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Основные виды магазинов и их назначение.

Беседа, упражнения, экскурсия, просмотр иллюстраций, видео.

сентябрь

Правила поведения в магазине.

Беседа,  с/ролевая игра, просмотр видео, иллюстраций, чтение художественной литературы.

сентябрь

Продукты. Значение продуктов питания для здоровья.

Беседа, просмотр иллюстраций, муляжей, загадки, кроссворды, показ натуральных продуктов, практические занятия.

сентябрь

Кухонная посуда (чайная, столовая), приборы, назначение.

Беседа, просмотр иллюстраций, оригинала, практическая работа, с/ролевая игра.

сентябрь

Знакомство с профессией повара.

Беседа, просмотр иллюстраций, экскурсия в столовую, с/ролевая игра.

сентябрь

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при приготовлении пищи.

Беседа, практическая работа, игровые задания, упражнения.

сентябрь

Раздел VII    «Cредства связи»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Основные средства связи (почта, телефон, телеграф).

Беседа, экскурсия, с/ролевая игра, упражнение по написанию адреса на конверте, составление текста телеграммы, чтение произведение С. Я. Маршака: «Почта», презентация.

                 октябрь

Виды почтовых отправлений.

Беседа, наглядный показ.

                 октябрь

Раздел VIII  «Одежда, обувь»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Виды одежды, головных уборов, обуви и их назначение.

Беседа, д/игра «Выбери одежду по сезону/cитуации», «Четвёртый лишний»,  составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

ноябрь

Повседневный уход за одеждой и обувью.

Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность.

ноябрь

Раздел IX    «Медицинская помощь»:

Тема занятий

Формы и методы

Сроки выполнения

Медицинские учреждения.

Беседа, просмотр видео, иллюстраций.

декабрь

Виды медицинской помощи.

Беседа, с/ролевая игра, просмотр видео, иллюстраций, чтение художественных произведений.

декабрь

Экскурсия в медкабинет.

Беседа, показ с объяснением.

декабрь

Вредные и полезные привычки.

Беседа, моделирование ситуаций, рассматривание иллюстраций, обсуждение.

декабрь

                                                             

                                                                   2.4. Ресурсы

                                                        2.4.1. Кадровые ресурсы

С учётом специфики работы, выполняя принцип комплексности, в реализации программы участвуют и взаимодействуют специалисты учреждения:

педагогические работники – 2 логопеда,  2 воспитателя, 1 психолог, 1 инструктор по труду. Медицинские работники – 1 врач-педиатр, 1 врач-физиотерапевт, 1 инструктор ЛФК. Родители ребёнка (законные представители).

                Организация взаимодействия в  рамках реализации программы

                                                                                                                                                    Т2 Бл.4

          Зоны взаимодействия

                                          Содержание работы

Врач-физиотерапевт, педиатр и

воспитатель

Обследование детей, определение необходимых

физиотерапевтических  мероприятий, направленных на уменьшение проявлений неврологических синдромов и общее улучшение здоровья детей.

  Инструктор ЛФК и воспитатель

Определение  направлений  и постановка задач общей лечебной физкультуры  (ЛФК). Интеграция методов и приёмов по коррекции речедвигательных нарушений.

        Воспитатель и логопед

Соблюдение речевого и двигательного режима, освоение детьми сенсорных эталонов,  выполнение упражнений по заданию  логопеда. Интеграция методов и приёмов по накоплению словаря и  развитию понимания речи.

      Психолог и воспитатель

Взаимодействие при проведении комплексной психолого-педагогической диагностики по определению уровня познавательной активности детей, уровня развития эмоционально-волевой сферы и психологической базы речи: слухового и зрительного восприятия, вербальных компонентов памяти. Консультирование родителей. Совместное проведение семинаров-практикумов для родителей.

Родители (семья) и воспитатель

Взаимодействие на всех этапах: подготовительном (помощь в подборе  и изготовлении наглядно-дидактических пособий), диагностическом (анкетирование),  коррекционном (воспитатель обучает  родителей  приёмам общения и активного взаимодействия с детьми, проводит просветительскую  работу  с родителями; родители - выполняют задания, данные воспитателем.

Инструктор по труду и

воспитатель

Взаимодействие и интеграция приёмов и методов по развитию мелкой моторики и конструктивного праксиса

                                                 2.4.2.  Материально – технические ресурсы

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями  занимает площадь 712 кв. м., где расположено 35 кабинетов. Из них 12 кабинетов медицинского назначения. Для комплексной социально-медико-психолого-педагогической реабилитации детей  и подростков с ограниченными возможностями используются:

  • логотерапевтический кабинет (оснащён комплексом «БОС-
  • логотерапевтический»), компьютерной техникой;
  • кабинет психолога;
  • сенсорная комната;
  • «Зелёная комната»;
  • игровая комната;
  • зал ЛФК;
  • кабинет трудотерапии;
  • хозяйственная комната;
  • кабинет музыкотерапии (оснащён современной аппаратурой с аудио- видео- анимационными эффектами).

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения.

                                                                                                                                                                                                

     

                                         

                                    Схема взаимодействия с учреждениями города

                                   

                                                           

                                             

                                                     2.4.3.  Информационные ресурсы

        Для родителей:

  • Информационные листы
  • Памятки
  • Консультации

  Для детей:

  • Иллюстрации
  • Фризы
  • Наглядные пособия

                                                 Ресурсы интернет – сети

  • Энциклопедии online (http://www.encyclopedia.ru) .
  • Педагогические образовательные сайты в интернет-сообществе.

                                                         

                                                  Периодическая печать

  • Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
  • Журнал о природе для детей «Свирелька» от 3-ёх до 8-ми лет.
  • Научно-популярный журнал для детей «Свирель» от 7-ми до 12-ти лет.
  • Географический научно-популярный журнал для детей «Юный путешественник».
  • Развивающий журнал «Узнавайка» для детей от 3-ёх лет.
  • Познавательный журнал «Атлас. Целый мир в твоих руках» для старшего школьного возраста.
  • Детский познавательно-игровой журнал «Рюкзачок».

                                                        2.4.4.  Методические ресурсы

  1. Подбор и систематизация методической литературы  по теме программы  в кабинете воспитателя, на интернет-порталах.
  2. Дидактические игры и упражнения.

                                           2.4.5.  Контроль и управление программой

 Заведующая реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями; самоконтроль.

                                                 

                                                           2.6. Результаты

                                            2.6.1. Ожидаемые результаты

Решение поставленных задач позволит добиться предполагаемых результатов и,  в дальнейшем, определить эффективность реализации программы.

                                 Реализация программы предполагает достижение:

        количественных результатов:                     

  1. 25 детей с ограниченными возможностями обучатся правилам личной гигиены, практическим навыкам и умениям в хозяйственно-бытовом обслуживании.
  2. Безопасному пользованию электроприборами научатся 20 детей с ограниченными возможностями.

3. В мастер-классы по кулинарии, организации экскурсий на предприятия, встреч

с интересными людьми труда  активно включатся в коррекционно-

педагогический процесс 7 родителей детей.

4. Практическими рекомендациями, памятками  о социально – бытовой

   реабилитации детей с ОВЗ  воспользуются 60 родителей.

качественных результатов:

  • расширится круг представлений детей об окружающем их социально-бытовом мире; представлений об одном и том же предмете, знакомом ранее: дети узнают не только его назначение, но и процесс изготовления, свойства материала, из которого он сделан;
  • повысится ориентация в окружающем социуме: о деятельности людей, предметах и явлениях до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны;
  • сформируются элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены;
  • активизируется познавательная активность;
  • дети научатся практически применять полученные знания: в быту, в повседневной жизни.

                                  2.6.3. Критерии оценки  эффективности

В качестве основных критериев оценки эффективности мероприятий, предусмотренных программой, будут рассматриваться:

  • Выявление детей, нуждающихся в социально-бытовой ориентации  и организация для них специальных занятий в соответствии с их  возможностями (метод оценки – анализ знаний, умений и навыков).
  • Положительная динамика в формировании правильного коммуникативного поведения и поведения в социуме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (метод оценки – анализ).
  • Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс,  их активность (метод оценки  –  анализ).
  • Положительная оценка родителями коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий (метод оценки –  анкетирование).

          Критерии и показатели результативности проводимой работы

  • Мотивация ребёнка к взаимодействию.
  • Использование средств познавательной активности.
  • Применение полученных знаний и умений на практике.

         

                                              2.7. Список литературы

     1. Александрова О.В.: «Познаём мир вокруг», Издательство Эксмо-Пресс, 2011г,

        48с.

     2. Бгажнокова И.М.: «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и

         множественными нарушениями развития».  ВЛАДОС, 2010г., 239с.

     3. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.: «Познание предметного мира».  

         Комплексные игровые занятия. Программа: «От рождения до школы»,

         Издательство: Учитель, 2013г., 127с.

4. Воронкова В.В., Казакова С.А.: «Социально-бытовая ориентировка» 

    Издательство: Учитель, 2013 г., 164с.

  1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г.: «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Издательство: Владос, 2014г., 302с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011г, 270с.
  3. Замашнюк Е.В.: «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III-IV вида, учебное пособие Санкт- Петербург, 2012г.
  4. Кочемазова Е.А., Вахрушев А.А., Белова И.К.: «Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких». Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. Часть 1, Издательство «Баласс», 2013г., 80с.
  5. Майер А.А.: «Введение детей в проблемы социальной действительности»,

     Издательство: Детство-Пресс, 2012г., 272с.

  1.  Морозова И.А., Пушкарёва М.А.: «Ознакомление с окружающим

     миром».Коррекционно-развивающее обучение.Издательство: Мозаика-Синтез,

     2011г., 176с.

  1.  Павлова Л.Ю.: «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

     миром». Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г., 90с.

  1.  Смирнова Е.Ю., Панова Н.В.: «Уроки социально-бытовой ориентировки в  

     специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III и IV вида. 3  

     класс,  Издательство Владос, 2012г., 144с.

13. Субчева В.П.:  «Социально-бытовая ориентировка». Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М.: Владос, 2014г., 87с.

                                                                 

                                                 



                                       

                                       III Приложения

                 

     

                                                   Диагностическая карта

                                                                                                                                                                                                                                   Приложение 1

     Ф.И.    ребёнка

Личная

гигиена:

правила, предметы и

средства.

Транспорт:
ПДД.
Профессии.

Жилище:

мебель, виды помещений,

электро-быт.приборы.

Окруж. мир:

птицы, животные,

насекомые,

рыбы, растения.

Культура поведения:

в общественном

транспорте, формы обращения ко

взрослым, друг

к другу.

Торговля, питание:

виды магазинов, продукты, посуда, профессии, сан-гиг. требования.

Средства связи: почта, телефон, телеграф.

Одежда, обувь, головные уборы. Виды ухода за ними.

Медпомощь:

Медучреждения, виды медпомощи, полезные и вредные привычки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс

Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...