Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"
проект (9, 10 класс) на тему

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

ПРОЕКТ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«УЧИСЬ У РОВЕСНИКА»

Социальный педагог

Шмелева Нина Матвеевна

Лукоянов -2014 г

   Актуальность проекта

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Растёт число подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки  и уголовные преступления. Всё больше подростков втягивается в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И всё это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом, предопределяет его положение в обществе.

 

 

Цель данного проекта обеспечить единый комплексный подход к профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся. Создать условия для эффективного функционирования проекта по  профилактике девиантного поведения подростков, их социальной реабилитации в современном обществе, в том числе и путём привлечения к процессу перевоспитания  авторитетных студентов.

Задачи:

  1. Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской безнадзорности и правонарушений;
  2. Обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних.
  3. Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных действий, нарушений Устава техникума.
  4. Активизация профилактической работы с обучающимися педагогического коллектива, социально-психологической службы техникума, привлечение к профилактической работе старшекурсников или ровесников.
  5. Создание условий для социализации несовершеннолетних.
  6. Оказание педагогической, социальной, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям.

План реализации проекта

«Учись у ровесника»

 «Первый этап

«Организационный»

 05.09.2014  -  09.10.2014

Второй этап

«Практический»

13.10.2014 – 03.05.2015

Третий этап

«Заключительный»

Май 2015г.

Основной задачей профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. При этом выделяют общую и специальную профилактику.

  • Общая профилактика предполагает:

– Создание благоприятных социокультурных условий.

– Создание благоприятных социально-педагогических условий.

– Содействие семье.

      – Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у    подростков.

– Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.

  • Специальная профилактика включает:

– Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.

– Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки.

– Социально-правовая помощь подросткам.

– Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

– Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды,  разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность:

– Выявление девиантных подростков.

– Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.

– Определение своеобразия формирования личности.

– Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

– Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Отечественный опыт показывает, что для преодоления или предупреждения правонарушений несовершеннолетних необходимо:

– Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.

– Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить ее. Следовательно, при организации коррекционно- педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Можно выделить несколько групп причин отклоняющегося поведения учащихся, которые определяют направления профилактической и коррекционной работы с данной категорией обучающихся:

1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих "место наименьшего сопротивления" приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения. Естественная форма коррекционной и профилактической работы - направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация  системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.

2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе ("Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше"). Центр профилактической работы - воспитание, в том числе родителей и педагогов, хотя процесс воспитания - явление мало контролируемое.

3 группа, отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе - повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых. В центре профилактической работы - обучение педагогов и родителей.

4 группа: причина девиантного поведения - специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих ("Я хочу, чтобы меня любили"). Центр профилактической работы - организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.

5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход - переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения. В психологии есть разные названия для обозначения потребностей, возникших на этой основе. Это и потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, и потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др.

Главная форма профилактики - отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям.

Существенное значение здесь имеет именно групповая организация отвлекающего поведения.

Выявление групп риска (учащиеся склонные к совершению правонарушений и преступлений; учащиеся-сироты; учащиеся с нарушениями в психофизическом развитии; акцентуированные личности; учащиеся из неблагополучных семей; непризнанные "гении" или одаренные дети; учащиеся статуса "отверженные" и др.)- возможность перехода от общей профилактической работы к прицельной, ориентированной на конкретные формы противоправного поведения.

Важно, чтобы подобная специальная профилактика имела отчетливо упреждающий характер. Только тогда она позволяет начинать работу с потенциальными нарушителями еще до того, как они совершат нарушение. В этом случае исчезает отчетливый репрессивный характер работы с подростками с девиантным поведением, что повышает эффективность воздействий.

В качестве специальной профилактики можно также выделить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями.

В структуре индивидуальной профилактики правонарушений выделяются следующие основные задачи:

– своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

– изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;

– разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;

– организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на "срывы" и поощрение позитивных сдвигов.

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

– цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых - формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

– методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;

– формы воздействия на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

– содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;

– осознание перспективности в перевоспитании;

– изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;

– поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;

– отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;

-патронатство старшекурсников:  «Учись у ровесника»

– терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса;

– активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить комплексный характер, так как только при таком воздействии внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности, способствуют позитивному ее развитию.

Учитывая опыт отечественных педагогов, становится возможным разработать собственный проект по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

 

 Социально-педагогический проект по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся ЛСХТ

 

Разработанный проект предполагает срок действия один учебный год и его основной целью становится предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков.

В качестве целевой аудитории выбраны обучающиеся ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум», т.е. подростки от 15 до 19 лет.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Первый этап - Организационный

1.

Создание инициативной группы. «Мозговой штурм»

05.09.14г.

Соц.педагог

2.

Сбор информации о первокурсниках(по документации, тестирование, анкетирование, личные беседы, анкетирование)

08 .09.—08.10.14г.

Соц.педагог, кураторы, психолог

3.

Составление социального паспорта и банка данных по «группе риска»

09.10.-12.10.14г.

Кураторы, соц.педагог,  психолог

Второй этап  - Практический

 Патриотическое и духовно-нравственное направление

1.

Выступление студентов ко Дню пожилого человека для пенсионеров, проживающих в Печинском Доме милосердия.

октябрь

Педагог-организатор

2.

Проведение акции «Зелёный коридор»

октябрь

Педагог-организатор,

кураторы

3.

Тематический вечер, посвящённый дню матери «С любовью к матери».

ноябрь

Педагог-организатор

4.

Классный час «Нравственная проповедь. Зависть».

ноябрь

Куратор 22 гр.

5.

Экскурсии в музей истории техникума.

ноябрь

Руководитель музея, кураторы

6.

Международный день инвалидов. Посещение на дому детей-инвалидов.

декабрь

Соц.педагог,

волонтёры

7.

Участие в районном рождественском марафоне «Спешите делать добро». (для детей детского отделения ЦРБ и детей-инвалидов)

Соц.педагог,

волонтёры

8.

Месячник «Патриот».

январь

Руководитель БЖ

9.

Тематический вечер «Уголок России».

январь

Педагог-организатор

10.

Классный час «Афганистан – наша память и боль»

февраль

Куратор 33 гр.

11.

Урок мужества «Защитникам Отечества посвящается»

февраль

Руководитель БЖ

12.

Круглый стол с участием работников военкомата.

февраль

Руководитель БЖ

13.

Военно-спортивная эстафета «А ну-ка, парни!»

февраль

Руководитель БЖ, руководитель физвоспитания

14.

Посещение «Аллеи славы», участие в митинге, посвящённом памяти погибших в «горячих точках».

февраль

Руководитель БЖ, кураторы

15.

Выпуск стенгазет «День защитника Отечества».

23 февраля

Активы групп

16.

Кл.часы «Служа Отчизне».

23 февраля

Кураторы

17.

Участие в областном смотре-конкурсе «Волонтёром быть здорово!»

февраль

Педагог-организатор

18.

Мастер-класс для детей реабилитационного центра р.п. Разино

март

Педагог-организатор

19.

Цикл бесед «Православная семья»

В течение года

Соц.педагог

20.

Участие в областном конкурсе им. А.И.Люкина «Если я это забуду», посвящённом празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

март

Преподаватели литературы

21.

Участие в областной военно-спортивной игре «Нижегородская школа безопасности Зарница»

март

Руководитель БЖ, руководитель физвоспитания

22.

Поисковая работа по сбору материала для музея техникума о бывших сотрудниках-участниках Великой Отечественной войны.

апрель

Руководитель музея

23.

Беседа «Здоровая семья»

апрель

Соц.педагог

24.

Экскурсия в областной музей истории проф. Образования «Великая священная»

апрель

Руководитель музея, кураторы

25.

Экскурсии в краеведческий музей города Лукоянов.

апрель

кураторы

26.

Участие в городском мероприятии «День призывника»

апрель

Руководитель БЖ

27.

Читательская конференция «Живи и помни»

апрель

Зав.библилтекой

Трудовое воспитание

1.

Участие в районной сельскохозяйственной ярмарке.

октябрь

Педагог доп. Образ. Н.А.Демидова

2.

Субботник по уборке территории

октябрь

кураторы

3.

Встречи с ветеранами техникума.

октябрь

кураторы

4.

Помощь ветеранам ПТО.

октябрь

волонтёры

5.

Внутритехникумовский этап «Арт-Профи Форум»

декабрь

Педагоги доп. Образ, кураторы, рук.физвоспитания

6.

Участие в окружном этапе «Арт-Профи Форум»

февраль

Педагог-организатор

7.

Экскурсии на предприятия города и района.

апрель

администрация

8.

Очистка берегов р. Тёша и Казённого пруда.

апрель

волонтёры

9.

Акция «Чистый город, чистый техникум».

апрель

Педагог-организатор, волонтёры

10.

Уборка территории техникума.

апрель

Активы групп

Профилактическое направление в воспитательной работе

1.

Диагностика по выявлению обучающихся с асоциальным поведением. Создание «Банка данных»

сентябрь

Соц.педагог, психолог, кураторы групп

2.

Закрепление за студентами, состоящими наразного вида учётах, гида из студенческого совета.

Октябрь

студсовет

3.

Закрепление за состоящими на учёте в ПДН и КДНиЗП общественного воспитателя. Составление индивидуального воспитательно-профилактического плана работы с данным подростком.

Октябрь

Совет профилактики.

4.

Составление на каждого состоящего на учёте обучающегося социально-профилактической карточки.

Октябрь

Соц.педагог

5.

Ежедневный контроль посещаемости занятий и успеваемости.

Регулярно

Куратор, соц.педагог, представители комиссии «Дисциплина и порядок»

6.

Патронаж семей обучающихся, состоящих на учёте.

1 раз в полугодие и по необходимости

Соц.педагог, кураторы, инспектор ПДН

7.

Вовлечение студентов, состоящих наразного вида учётах, в занятия спортом и в кружки по интересам.

октябрь

Соц.педагог, педагоги доп.образования, кураторы групп.

8.

Вовлечение студентов данной категории в волонтёрское движение.

октябрь

Педагог-организатор, соц.педагог

9.

Вовлечение обучающихся, состоящих на учёте, вместе с гидом в общественно-полезную деятельность.

В течение учебного года.

Педагог-организатор, соц.педагог, зам. по УВР

10.

Встречи со священнослужителями и представителями РПЦ

1 раз в полугодие

Соц.педагог

11.

Беседа по противодействию терроризму

октябрь

библиотекарь

12.

Беседа «Наркотики - блаженство или смерть»

октябрь

Сотрудник ЦРБ

13.

Встреча с ведущим методистом по духовно-нравственной культуре КМЦ департамента культуры Кстовскогомуницип. района Н.В.Данилиной «Профилактика вредных привычек».

октябрь

Соц. педагог

14.

Беседа сотрудника ЦРБ  «Курение. За и против»

октябрь

Фельдшер техникума

15.

Анонимное анкетирование обуч-ся 1 курса.

октябрь

Педагог-психолог

16.

Профилактика асоциальных явлений. Встреча с работником полиции.

октябрь

Зам. по УВР

17.

Кл.час «Алкоголь и алкогольная зависимость»

ноябрь

Куратор 41 гр.

18.

Индивидуальные профилактические беседы со студентами, состоящими на учёте в ПДН и КДНиЗП.

Регулярно, не реже 1 раза в месяц и по необходимости

Соц.педагог

19.

Встреча-беседа о проблемах сохранения здоровья в подростковом возрасте.

декабрь

Фельдшер техникума

20.

Видеолекторий о вреде табакокурения и наркомании.

декабрь

Педагог-психолог, соц.педагог

21.

Постановка сказки о вреде употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.

декабрь

Соц.педагог

22.

Профилактическая акция «Моя жизнь принадлежит мне!» ( в рамках дня борьбы со СПИДом)

декабрь

Педагог-организатор, волонтёры

23.

Лекторий о вреде наркомании и таакокурения.

декабрь

Сотрудники ЦРБ

24.

Выпуск стенгазет, посвящённых Дню борьбы со СПИДом «Мы за ЗОЖ».

декабрь

Активы групп

25.

Кл.час о здоровом образе жизни.

январь

кураторы

26.

Встреча с сотрудником ГУФСИН по Лукояновскому району.

январь

Зам. по УВР

27.

Разъяснительная работа по немедицинскому использованию наркотических и психоактивных веществ, по употреблению курительных смесей.

февраль

Фельдшер техникума

28.

Кл.часы «Не отнимай у себя завтра» (профилактика наркомании с приглашением специалистов)

февраль

кураторы

29.

Встречи и беседы с врачами о проблемах сохранения здоровья в подростковом возрасте, посвящённые Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

март

Фельдшер техникума

30.

Круглый стол с сотрудниками КДН, ПДН, ГУФСИН по предупреждению правонарушений.

март

Зам. по УВР

Соц. педагог

31.

Встреча  с прокурором Лукояновского района.

апрель

Зам. по УВР

32.

Тренинги по профилактике правонарушений.

апрель

психолог

Специальная профилактика

1.

Диагностика по выявлению обучающихся с асоциальным поведением. Создание «Банка данных»

сентябрь

Соц.педагог, психолог, кураторы групп

2.

Закрепление за студентами, состоящими наразного вида учётах, гида из студенческого совета.

Октябрь

студсовет

3.

Закрепление за состоящими на учёте в ПДН и КДНиЗП общественного воспитателя. Составление индивидуального воспитательно-профилактического плана работы с данным подростком.

Октябрь

Совет профилактики.

4.

Составление на каждого состоящего на учёте обучающегося социально-профилактической карточки.

Октябрь

Соц.педагог

5.

Ежедневный контроль посещаемости занятий и успеваемости.

Регулярно

Куратор, соц.педагог, представители комиссии «Дисциплина и порядок»

6.

Патронаж семей обучающихся, состоящих на учёте.

1 раз в полугодие и по необходимости

Соц.педагог, кураторы, инспектор ПДН

7.

Вовлечение студентов, состоящих наразного вида учётах, в занятия спортом и в кружки по интересам.

октябрь

Соц.педагог, педагоги доп.образования, кураторы групп.

8.

Вовлечение студентов данной категории в волонтёрское движение.

октябрь

Педагог-организатор, соц.педагог

9.

Вовлечение обучающихся, состоящих на учёте, вместе с гидом в общественно-полезную деятельность.

В течение учебного года.

Педагог-организатор, соц.педагог, зам. по УВР

10.

Встречи со священнослужителями и представителями РПЦ

1 раз в полугодие

Соц.педагог

Третий этап - заключительный

Подведение итогов работы по проекту. Выработка рекомендаций по работе с обучающимися асоциального поведения для преподавателей.

Для родительского собрания разработать и подготовить методические материалы в форме мультимедиа презентации.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение числа обучающихся, совершающих противоправные деяния и нарушающих Устав техникума;

  • Увеличение охвата несовершеннолетних «группы риска» дополнительным образованием;

  • Привлечение к профилактической работе сверстников;

  •  Вовлечение ребят «группы риска» в волонтерское движение;

  • Увеличение числа обучающихся «группы риска», вовлеченных во внеурочную воспитательную деятельность;

  • Снижение количества обучающихся, имеющих вредные привычки.

Приложение

Комплекс мер по предотвращению попадания обучающихся  в социально-опасное положение.

Причины попадания подростков в социально опасное положение

Диагностика проблемных групп

Комплекс мер, направленных на предотвращение появления этих групп детей

1.Процессы, происходящие в семьях (рост алкоголизма, особенно среди женщин), вытеснение детей из семьи, рост числа разводов, рост количества сирот, рост жестокости по отношению к детям, рост количества детей, рожденных родителями, страдающими зависимостями, инфицированными ВИЧ либо больными СПИД.

1. Дети, проживающие в семьях, родители которых находятся в ситуации развода.

2. Дети, проживающие в неполных семьях.

3. Дети-жертвы насилия:

- физического;

-психологического;

- сексуального;

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

5. Дети, проживающие в семьях, где родители не удовлетворяют их основные жизненные потребности.

6. Дети, проживающие в семьях, где родители страдают зависимостью, ВИЧ, СПИД.

Меры по укреплению семьи:

- подготовка молодежи к семейной жизни;

- совершенствование брачно-семейного законодательства;

- пропаганда и разъяснение брачных контрактов и договоров о детях;

- семейных консультаций (медицинских юридических, психологических);

- развитие системы адресной социальной помощи;

- создание региональных моделей межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семенного неблагополучия;

- развитие программ по внедрению и пропаганде навыков здорового образа жизни; пропаганда благополучной семьи и семейных ценностей;

- создание системы экономической и юридической ответственности родителей, уклоняющихся от исполнения родительских обязанностей;

- создание системы отбора и обучения замещающих семей.

2. Процессы, происходящие в молодежной среде (рост  алкоголизма, токсикомания, распространение наркомании, ВИЧ, рост тяжких преступлений рост количества детей, вовлеченных в ранние сексуальные отношения, появление молодежных группировок экстремистской ориентации, и вовлечение детей в деструктивные секты.

3.1.Дети, страдающие зависимостями.

3.2.Дети, имеющие ВИЧ/СПИД.

3.3.Несовершеннолетние, ведущие беспорядочную половую жизнь.

3.4. Несовершеннолетние матери, родившие детей вне брака.

3.5.Несовершеннолетние члены экстремистских группировок.

3.6. Несовершеннолетние члены деструктивных сект.

3.7.Дети, совершившие попытки суицида.

3.8. Несовершеннолетние, совершившие правонарушения и преступления

- формирование правовой культуры не совершеннолетних;

- формирование и пропаганда здорово го образа жизни;

- вовлечение детей с девиантным и деликвентным поведением в занятия по интересам;

- организация занятости несовершеннолетних  в период каникул;

- создание молодежных организаций позитивной направленности;

3. Процессы, обусловленные деятельностью организаций, объединений (поздняя выявляемость), реклама алкоголя, пива, никотина, пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации, отсутствие либо низкий уровень работы учреждений и специалистов, осуществляющих профилактику и реабилитацию, нескоординированность их действий, отсутствие оперативной системы получения информации от детей, находящихся в социально опасном положении, формирование программ профилактики без участия детей.

4.1. Несовершеннолетние, у которых сформировались искаженные представления о модели семьи, жизненных ценностях, модели поведения.

4.2. Несовершеннолетние, у которых доминирующими чертами характера являются инфантилизм, социальная пассивность, завышенные запросы при отсутствии желания прилагать усилия для достижения целей.

- пропаганда семейных ценностей

4. Процессы, обусловленные состоянием здоровья детей.

5.1.Дети с особенностями психофизического развития, не включенные в систему реабилитации.

5.2.Дети-инвалиды:

;

5.3. Дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, в т.ч. генетическими.

 

 

Для родителей совместно с психологом организовать консультативный пункт.

В рамках работы с педагогическим составом проводить встречи с психологом. Психологической службе провести анализ отношений педагогов с обучающимися. Для чего необходимо выявить их стиль руководства. На педсовете представить результаты исследования и рекомендации по изменению характера личных отношений педагогов и воспитанников.

Также провести одно обучающее занятие (которое также разработать совместно с психологом), посвященное анализу конфликтных ситуаций в группах. Эту работу направить на выработку конструктивных стратегий поведения педагогов в реальных конфликтных ситуациях. Она предполагает анализ сложившихся конфликтных отношений, обмен опытом и выработку ресурсов для преодоления конфликтов и смены собственного отношения к нему.

К концу реализации проекта выработать рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

Рекомендации администрации:

- оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими профессионального образования;

- выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

- обеспечить привлечение к участию в спортивных секциях и кружках  несовершеннолетних обучающихся;

- осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

-  проводить большое количество мероприятий с детьми и родителями по профилактике правонарушений, употребления алкоголя, наркотиков, а также формирования законопослушного поведения (акции, лекции, беседы, конкурсы, родительские собрания).

Рекомендации классному руководителю по работе с семьей:

1. Работайте с семьей предельно осторожно. Особенности семьи, как правило, спрятаны в глубоких тайниках семейной жизни. Каждый шаг по семейной территории может наталкиваться на сопротивление членов семьи.

2. Не воображайте, что вы полностью понимаете семью, лучше слушайте каждую из сторон - это помогает наладить контакт. А значит, дает шанс на успешную помощь.

3. Семья - самый консервативный из всех возможных систем. Здесь два механизма: постоянство и развитие. Наверное, в самой природе семьи заложен инстинкт постоянства. А к учителю родители приходят, когда изменения расшатывают семью.

4. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменится. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на других членов семьи.

5. Члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. Избави вас бог проповедовать идею «Я живу своей жизнью». Не стоит также слишком упирать на «права личности» без учета того, что другой тоже имеет права.

6. Самая грубая из всех возможных ошибок при работе с семьей - встать на сторону кого-нибудь из ее членов. Поймите миф семьи. И не спешите на него нападать. Иначе разговора не получится.

7. Не подходите к семье с готовыми предписаниями и рекомендациями, введите совместный поиск: он позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивать у них чувство уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.

8. Не путайте беседу с психотерапией. Не стоит вдаваться в глубинные варианты работы. Помощь семье нужна немедленно. Пусть в центре вашего внимания будет настоящее семьи, текущее в работе с семьей имеет ситуация «здесь и сейчас».

9.Будьте реалистами: не пытайтесь «переделать» семью или кого-либо из ее членов, «обеспечить жизненное благополучие», вы можете лишь поддержать их в период преодоления кризиса, создать условия для выявления внутренних ресурсов, позволяющих обрести большую гибкость во взаимоотношениях между членами семьи.

Рекомендации родителям:

1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на подростка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что подросток совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он - закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

3. Сохраните доверие ребенка к себе

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком

Совершив противоправные действия, подросток склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

5. Измените свое отношение к сыну (или дочери).

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны сына (дочери), его(её) раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его(её) спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

7. Не исправляйте за сына(дочь) его(её) ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий.

Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с сыном(дочерью).

Обратитесь вместе с ним(с ней)психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам, и ему(ей). Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

10. Предоставьте сыну(дочери) возможность исправить свое поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда подросток сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ему(ей) самому убедиться в этом.

11. Не пускайте процесс на самотек

Необходимо поддержать самостоятельные шаги сына(дочери) к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

12. Восстановите доверие к сыну(дочери).

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте подростку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

13. . Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров сына(дочери), мелочного контроля за каждым его(её) шагом - это не поможет, а только будет травмировать его(её).

14. Помогайте подростку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с сыном(дочерью). Вместе  сходите в музей, на спортивные соревнования, в ФОК.  Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения сына(дочери)без внимания. Напоминайте ему(ей), что все плохое проходит.

Всестороннее изучение проблем помогает понять, как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может помочь психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания. Информацию подобного рода получают классные руководители и социальные педагоги при посещении семей, в беседах с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как «Моя семья», «Как я провожу свое свободное время».

Обращение в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей, целесообразно применять только в тех случаях, когда исчерпаны все меры педагогического воздействия.

Работу по развитию партнерских отношений с родителями можно выстроить по следующим направлениям:

– повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний», «Педагогический клуб для родителей»);

– работа психологической службы техникума (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»);

– привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в техникуме.

 

 

Литература:

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М. ТЦ Сфера. 2001.

Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. Социологические исследования.2007

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., АПН РСФСР, 1950.

Максимова Н.Ю, Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. Вопросы психологии. 1988, №3

Менделевич В,Д, Психология девиантного поведения. М., МЕДпресс, 2001

Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодёжи. Киев, 1985.

Нагаев В.В,, Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов. Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 2001. №3

Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным»  характером. Киев. НПЦ «Перспектива», 1996.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Под ред. С.А.Беличевой. М.Успех, 1999.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., Просвещение, 2003.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» №120-ФЗ от 24.06.1999.

Сайт WWW. Superinf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся

Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Проект по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи «Здоров будешь – все добудешь!»

Профилактика  вредных привычек и асоциального поведения среди  учащихся  -  одна из важных проблем современного общества. Результаты многочисленных исследований показывают существо...

Социальный проект Профилактика асоциального поведения

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; создать   условия   для   эффективног...