Профилактика аддиктивного поведения подростков.
классный час ( класс) на тему

Глухих Тамара Алексеевна

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ.
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость – школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_addiktivnogo_povedeniya_podrostkov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Глухих Тамара Алексеевна

социальный педагог ГОУ школа № 383 г. Санкт-Петербург, Россия

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ.

В подростковом и юношеском возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название «аддиктивного». Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости.

Мотивационной основой зависимости является желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку подростков.

Эта тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. Именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:

- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;

- отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, усиление таких черт, как скрытность и лживость;

- нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;

- компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста;

- эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;

- тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики или другие психоактивные вещества;

- повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться;

- наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;

- изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота;

- наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых;

- «беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Следует выделить следующие задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:

- дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;

- сориентировать их на способность делать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение:

- усилить нравственное воспитание школьников;

- гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности;

- дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору;

- дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда;

- просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков;

- исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению;

- акцентировать слабость натуры человека, делающего свой выбор в пользу наркотиков с целью их использования для решения эмоциональных проблем; - ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств;

- обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения;

- своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем;

- организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям: общаться, разрешать конфликтные ситуации, преодолевать стресс, принимать решения, планировать свое будущее, управлять своим поведением на основе самопознания; при выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Объектом работы учителей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, предотвратить формирование хронического заболевания.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость – школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"

1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастны...

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...

Роль семьи в первичной профилактики аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматривается проблема распространения ПАВ;Разработаны правила-рекомендации и памятка родителям, позволяющие предотвратить употребление ПАВ. Ключевые слова: подростки, семья, аддикти...