Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа ( класс) на тему
В современном мире сложилась ситуация, когда подростки, молодые люди вовлекаются в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем, наркотиками, никотином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Введена
на заседании педагогического совета в действие приказом по школе
Протокол № _______1 ___________ №________1-18/1___________
от « 29 » августа 2013г. от « 01 » сентября 2013г.
директор школы - интерната
_____________ Н.В. Толкачев
Программа
по профилактике наркотического и асоциального поведения
среди обучающихся ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
срок реализации 2013-2016 годы
г. Льгов
Курская область
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.
В современном мире сложилась ситуация, когда подростки, молодые люди вовлекаются в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем, наркотиками, никотином.
Неподготовленность подростков к самостоятельной жизни, трудности в выборе активной жизненной позиции приводят к тому, что детям нелегко добиваться успеха в современном мире. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. Это приводит к разочарованию, неудовлетворённости, что способствует вовлечению их в значимую для подростка группу, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности.
Участие в жизни подростковой группы может привести к рискованному поведению подростка, к раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Школа призвана серьёзно противостоять такому негативному явлению. С этой целью и разработана настоящая Программа.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении многих лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного «Я» и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков навыков здорового жизненного стиля.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте у обучающихся могут появиться и определиться признаки тех или иных зависимостей.
Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходимо тесно сотрудничать с родителями, добиваться полного взаимопонимания по этой проблеме. Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни. Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам, алкоголизму, табакокурению на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных причин и способствуя влиянию положительных.
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
1. Информационная карта программы
Наименование программы | Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся школы-интерната |
Разработчики программы | заместитель директора по УВР Сотникова Н.В. социальный педагог Цыбань И.В. педагог-психолог Иванцова Е.Е. |
Адресная направленность | воспитанники 7 -18 лет, родители, классные руководители, общественные организации |
Цель реализации программы | создание условий для постепенного снижения роста распространения наркотиков и ограничения злоупотребления психоактивными веществами, поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе |
Задачи программы | 1) раннее выявление асоциального поведения, включая аддиктивное поведение; 9) развитие способностей и навыков законопослушного поведения и формирование умения в преодолении психологических кризисных ситуаций (умение сказать «НЕТ»); 10) развитие системы организованного свободного времени и отдыха детей и подростков "группы риска"; 11)оказание социально-психологической помощи обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, привлечение их к занятию общественно значимыми видами деятельности. |
Сроки реализации программы | 2013-2016гг. |
Краткое описание мероприятий | Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная, антитабачная и антинаркотическая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительную работу, привитие навыков здорового образа жизни. |
Ресурсное обеспечение | 1.Кадровое обеспечение. 2.Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность исполнителей Программы. |
Выписка из плана работы школы
Содержание работы:
1. Профилактика правонарушений, наркомании, экстремизма:
составление социальных паспортов классов и школы; работа Совета профилактики школы; создание банка данных на учащихся, поставленных на ВШУ (внутришкольный учет); контроль за пропусками учебных занятий учащимися без уважительных причин; ежеквартальный анализ состояния правонарушений несовершеннолетних в школе-интернате по: - обучающимся, состоящим на учете в ПДН ОВД и КДН и ЗП; доставленным за правонарушения, в состоянии наркотического, алкогольного, токсического возбуждения; семьям, состоящим на учете в ПДН ОВД, участие в работе КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав); организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов; изучение Конвенции ООН о правах ребёнка; проведение «Недели права и ответственности»; формирование у учащихся отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления, к экстремизму и ксенофобии; работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений; участие в акции «За здоровье и безопасность наших детей»; организация и расширение межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних (КДН и ЗП, ПДН, УФСКН по Курской области, Льговская ЦРБ и др.); проведение профилактических мероприятий по разъяснению уголовной и административной за участие в противоправных действиях в составе неформальных молодежных группировок антиобщественной и преступной направленности, в т.ч. «скинхедов» и «фанатов» футбольных клубов; проведение внеклассных мероприятий (классные часы, диспуты, круглые столы), развивающих идеи бесконфликтного межнационального общения ; обеспечение в ходе учебного процесса формирования у обучающихся навыков безопасности жизнедеятельности.
2.Профессиональная ориентация и самоопределение:
диагностика (анкетирование, тестирование); просвещение (беседы, классные часы, встречи, конкурсы); консультирование (работа с психологом, педагогами); организация экскурсий на производство; выступление на родительских собраниях; деловые игры.
3.Оздоровительная работа:
ежегодные медицинские обследования учащихся; использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (учебные экскурсии, физминутки, ростовая мебель, уменьшение домашнего задания); работа психологической службы; работа логопедической службы; адаптивная программа по физической культуре.
4. Культурно-творческая деятельность:
участие в традиционных общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; музейно-экскурсионная работа; организация каникулярного отдыха детей «группы риска» и детей из социально-незащищенных семей; организация цикла духовно-нравственных бесед для учащихся школы.
5.Работа блока дополнительного образования:
вовлечение в о внеурочную деятельность детей «группы риска»; учет медико-психологических рекомендаций при выборе занятий второй половины дня; индивидуальная работа с детьми – инвалидами; использование здоровьесберегающих технологий.
6.Научно-методическая и просветительская деятельность в педколлективе:
повышение квалификации сотрудников школы по вопросам профилактики употребления алкоголя, психоактивных веществ, толерантности среди несовершеннолетних в образовательной среде; регулярный обзор нормативно-правовых документов; создание компьютерного банка методических разработок правовой и профилактической направленности, а также осуществление размещения на сайте школы нормативных, методических, справочных материалов по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних; накопление и анонс видеоматериалов правовой и профилактикой направленности; выступления на оперативных совещаниях по вопросам своевременного выявления детей «группы риска» и неблагополучных семей.
7.Работа с родителями:
обновление банка данных о детях из многодетных и социально незащищённых семей, детях-инвалидах; проведение тематических родительских собраний; помощь в преодолении негативных явлений в семье; индивидуальные консультации родителей; родительский лекторий по программе «Здоровый образ жизни; организация и проведение Дней открытых дверей; работа родительского клуба «Школа родителя особого ребенка»; информационное обеспечение (сайт школы, стенды); совместные рейды, обследование жилищных условий в неблагополучных семьях совместно со специалистами служб системы профилактики.
8. Развитие детского самоуправления:
работа школьного Ученического Совета; общественно-полезный труд; благотворительные акции.
2. Содержание программы.
Нормативно-правовая база программы:
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
ФЗ «Об образовании»;
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях;
Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.;
Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.».
Федеральный Закон « О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями) (статья 4, пункт 2) от 8 января 1998 года №3-ФЗ;
Федеральный Закон №87-ФЗ от 10. 07. 2001 года «Об ограничении курения табака»; Федеральный Закон от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах (принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года); Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и незаконному обороту на 2006-2008 годы»; Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утв. Приказом Мин. Образ. РФ от 28 февраля 2000 г. № 619; * Кодекс об административных правонарушениях РФ (от 30.12.2001 г., вступил в силу с 1.07.2002 г.);
Психолого-педагогический анализ проблем, связанных с наркотическим и асоциальным поведением обучающихся.
Образованию предъявляют определенные требования по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Каждое образовательное учреждение определяет свою миссию, выстраивает собственную линию образования (воспитания), которые зависят от традиций ОУ, территории и компетентности педагогического коллектива. Школа подхватывает и развивает в ребенке то, что заложено в семье. Через семью ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. Согласно семейному законодательству РФ, воспитание детей в семье и забота о них – это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.
А сейчас, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма – все больше семей пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, "застревают" в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, – имеет статус неблагополучной семьи. Но нежелание или невозможность выполнения неблагополучной семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших детей в "группу риска" постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества. В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неблагополучной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема оказания психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям приобретает большую актуальность.
Еще немаловажной проблемой, можно считать, доступность выхода в "мировую сеть". Подрастающее поколение начинает искать различного рода информацию в Интернете. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему, связаться с любой точкой мира за считанные секунды. В Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению! Дети перестают читать книги, сокращается круг общения подростков: они ограничиваются виртуальным общением в чатах и форумах, у молодёжи стремительными темпами растёт агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а иногда и болезненным увлечением компьютерными играми. Всё это приводит к асоциальному поведению. Интернет, которым сильно увлечена именно молодежь, является благодатной почвой для распространения наркотической пропаганды среди подрастающего поколения. И ответственности за это никакой. Реальных рычагов воздействия у государства пока нет. Использование «торговцами смертью» Интернета – вопрос очень болезненный. Не секрет, что из сети можно почерпнуть информацию о наркотиках, о способах их приготовления, есть даже реклама наркотиков, расценки на зелье. Одними силовыми методами эту проблему также не побороть. Поэтому необходимо осуществлять профилактическое воздействие. Само предотвращение неприятностей, намного лучше, чем успешная борьба с ними ... или "лучше предотвратить, чем исправлять последствия".
Теоретическое обоснование программы:
Основные понятия программы: группа риска, фактор риска, зависимость, наркотик, психоактивное вещество, вещество, вызывающее зависимость, ценности, профилактика, норма, толерантность, асоциальное поведение.
Принципы деятельности:
- доступность: при малейшей необходимости дети и их родители получают консультативную, разъяснительную и воспитательную помощь от педагогов, психологов, социальных педагогов;
- анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
- опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
- системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики.
Технологии работы:
- технология адаптивной школы,
- технология дифференцированного обучения и воспитания,
- личностно-ориентированная технология,
- технология обучения и воспитания без насилия,
- технология педагогической поддержки,
- технология психолого-педагогического сопровождения,
- технология сотрудничества.
Методы работы:
Словесные
Практические
Наглядные
Проблемно-поисковый
Создание ситуации успеха
Метод поощрения
Метод проектов
Кейс-метод (анализ ситуаций)
Формы профилактической работы:
Педагогическое наблюдение
Консультации
Просветительские беседы
Анкетирование
Игры и упражнения
Ролевые игры
Лекции
Практикумы
Коммуникативный тренинг
Поведенческий тренинг
Защита проектов
Социально-психологические игры
Спортивные соревнования
Конкурсы рисунков, плакатов, буклетов
Выставки рисунков
Акции
Конференции
Круглый стол
Обоснование эффективности программы
Показательным индикатором описанной проблемы является организованное в школе-интернате экспресс-тестирование на выявление фактов употребления наркотических средств. Результаты проведенных мероприятий по раннему выявлению потребителей наркотиков никак не соотносятся с данными социологических исследований, по которым начало употребления наркотиков, приходится на возраст от 12 до 18 лет.
Другой важной проблемой эффективной профилактики наркомании является недостаточная организованность культурно-досуговой составляющей жизни общества. Проблема незанятости молодежного контингента по данным социологических исследований является второй причиной после любопытства, которая направляет интерес в сторону наркотиков. Проблема разнообразных социально-негативных явлений, возникающих в жилых районах и областях не обеспеченных достаточным количеством культурных, спортивных, досуговых учреждений хорошо изучена и, как правило, объясняется недостаточностью материальных ресурсов.
Значительным негативным фактором наркоситуации является низкая эффективность лечебно-профилактических мероприятий в отношении лиц, больных наркоманией, которые в подавляющем большинстве, будучи не вовлеченными в процесс вылечивания, нивелируют профилактические усилия общества, противопоставляясь социуму. Наркоманы являются главной причиной вовлечения в наркотизацию новых потребителей, зачастую, будучи заинтересованы в этом процессе материально, в том числе и для обеспечения собственных наркопотребностей. С учетом совершаемых преступлений каждый наркозависимый служит причиной возникновения целого вала социально-негативных последствий своего существования. Вылечивание их – обязательная составляющая профилактической работы. Сам процесс вылечивания обеспечивается не столько лечением, которое заключается в купировании абстинентного синдрома, сколько последующей длительной постлечебной реабилитацией.
В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории несовершеннолетних выделяют следующие стратегии деятельности:
- профилактика, основанная на работе в образовательных учреждениях, включение профилактических занятий в учебные программы;
- профилактика, основанная на работе с детьми группы риска;
- профилактика, основанная на работе с семьей;
- подготовка специалистов в области профилактики;
- проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и др.).
Модель профилактической работы направлена на устранение причины наркотизации. Основные мотивы: любопытство, давление группы, неорганизованность свободного времени – ничегонеделание.
На такой мотив как давление группы влияние помимо информационной работы оказывает психологическая работа с подростками, в ходе которой происходит обучение таким необходимым жизненным навыкам, как умение сказать «нет».
Любопытство, как мотив для употребления наркотика возможно, только если человек не имеет представлений о тех последствиях, которые с высокой долей вероятности наступят в результате наркотизации. Человек либо не владеет этими сведениями, либо имеет искаженные представления. Целью информационной работы является разъяснение последствий наркомании. С точки зрения эффективности этого направления работы необходимо чтобы информация носила практический характер. Теоретические сведения, получаемые от человека, который сам имеет относительные представления о наркоманах и наркомании не вызывают доверия и нужной эмоциональной реакции. На практике наиболее эффективной формой информирования являются документальные фильмы с историями людей спадающих и умирающих от наркомании, беседы и выступления «живых» наркозависимых, находящихся в ремиссии. Отдельное внимание необходимо уделить участию в профилактике наркозависимых (находящихся в стадии ремиссии). Среди психологов, социальных педагогов ответственных за профилактическую работу часто звучат мнения о значимости такой ее формы организации, чтобы аудитория, ради которой проводится работа, была максимально эмоционально заинтересована в предлагаемой информации. Естественно, что никто не расскажет о наркомании лучше кроме самого наркомана. Такое направление работы значительно снижает присутствующую в профилактике наркомании высокую степень теоретичности предоставляемой информации. Управлением осуществляется взаимодействие с негосударственными организация занимающимися реабилитацией наркозависимых, работающими с участием наркозависимых в стадии ремиссии, движением анонимных наркоманов.
Обязательным условием эффективности профилактики наркомании является организация здорового досуга детей и подростков. Это такие классические формы как спортивные секции, центры детского творчества и новые, актуальные для молодежи и подростков в последнее время направления, как современные танцы – хип-хоп, брейк, айрнби, хаус и другие. Среди людей подростков увлеченных каким-либо спортом, очень мало злоупотребляющих наркотическими средствами. Развитие своих физических, творческих способностей и раскрытие собственного потенциала также способствует личностному росту, формированию стрессоустойчивости и развитию навыков, помогающих самостоятельному принятию рациональных решений, что и требуется для умения игнорировать жизненно-опасные эксперименты, такие как употребление наркотиков.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Данный подход основывается на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных.
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы позволит нацелить подрастающее поколение на здоровый образ жизни; укрепить межведомственные связи в деле профилактики и ограничения распространения наркомании, алкоголизма и токсикомании; повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости; укрепить материально-технические ресурсы организаций, занятых антинаркотической работой; вовлечь в антинаркотическую работу широкие слои населения.
Планируемые и достигнутые результаты
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к уменьшению количества подростков с асоциальным поведением, овладению основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Достигнутые результаты
- по результатам анкетирования выявлено негативное отношение к употреблению психоактивных веществ;
- 100% вовлечение учащихся школы во внеурочную деятельность;
- уменьшение количества воспитанников, состоящих на различных формах учета: ВШУ, КДН и ЗП, ПДН;
- расширение социального пространства школы-интерната в результате межведомственного взаимодействия специалистов служб системы профилактики;
- уменьшение количества детей и подростков с асоциальным поведением в результате комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Организация управления и контроль за ходом реализации мероприятий Программы
Организация управления и контроль за ходом реализации мероприятий «Программы по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся» возложена на администрацию школы-интерната. Структурные подразделения школы-интерната несут ответственность за организацию и исполнение соответствующих мероприятий, рациональное и целевое использование выделяемых средств, если таковые имеются.
Использованная литература
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007.
- Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006.
- Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007.
- Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007.
- Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 – 48.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004.
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009.
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005.
- Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2008.
- Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М.: 2003
- Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель Н. Клименко – М.: «Эфлакс», 2003.
- Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних/ Авт. сост.: Е. П.Картушина, Т. В.Романенко.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/ С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002.
- Профилактика подростковой наркомании: Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002.
3. План реализации Программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2013 г.)
• Анализ состояния профилактической работы за 2012 – 2013 учебный год.
• Составление программы
II. Практический (сентябрь 2013 года - май 2016 г.;
• Реализация программы и отслеживание результатов.
• Коррекция программы на 2014-2015 учебный год.
• Коррекция программы на 2015-2016 учебный год.
III. Обобщающий (август 2014 года - август 2015 года - август 2016 года)
• Анализ и обобщение результатов.
• Корректировка программы на будущий 2014-2015 учебный год
Корректировка программы на будущий 2015-2016 учебный год
2013-2014 учебный год | |||||||||
№п\п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные | ||||||
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | в течение всего года | социальный педагог классные руководители руководители кружков | |||||||
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | сентябрь 2013 года | социальный педагог классные руководители | |||||||
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | сентябрь 2013 года | соц. педагог классные руководители | |||||||
Организация и проведение «Дней здоровья”. | один раз в четверть | зам. директора по УВР зам.директора по ВР классные руководители воспитатели учителя физкультуры медсестра | |||||||
Беседы школьного врача с учащимися 7- 10 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних). | в течение всего периода | социальный педагог классные руководители | |||||||
Анкетирование среди учащихся 5-х классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | октябрь 2013 года ежегодно | педагог-психолог | |||||||
Анкетирование среди учащихся 5, 7, 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. | ноябрь 2013 г. ежегодно | педагог-психолог | |||||||
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | ноябрь 2013 года ежегодно | классные руководители | |||||||
Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | декабрь 2013 года ежегодно | классные руководители педагог-организатор | |||||||
Цикл практических занятий для педагогов на тему: 1. “Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в предупреждении наркомании”; 3. “Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска” | март 2014 года май 2014 года | педагог-психолог | |||||||
Выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI века”. | 2 полугодие | библиотекарь | |||||||
Беседы, просмотр видеофильмов: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия” | 1 полугодие | социальный педагог | |||||||
Дискуссионный клуб «Ты играешь со смертью или она с тобой» | сентябрь 2013 года | классный руководитель воспитатель | |||||||
Профилактическое занятие «Учусь говорить «НЕТ» | ноябрь 2013 года | классный руководитель медсестра | |||||||
Выпуск буклетов «Семья без наркотиков» «Спасём наших детей» «Как уберечь ребёнка | декабрь 2013 года | Классные руководители | |||||||
Практическое занятие для педагогов на тему: 1. “Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в предупреждении наркомании”; 2. “Причины начала употребления наркотиков и алкоголя в среде подростков”; 3. “Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска”. | октябрь 2013 года март 2013 года | педагог-психолог | |||||||
Участие в школьных, городских, областных спортивных соревнованиях, спартакиаде детей-инвалидов. | по особому плану | учителя физкультуры руководители спортивных секций | |||||||
Круглый стол для старшеклассников “Мы хотим жить в здоровом мире”. | апрель 2014 года | социальный педагог врач-нарколог | |||||||
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры. | в течение года | библиотекарь | |||||||
Обследование семей с целью выявления детей, оказавшихся в социально-опасном положении. | в течение года ежегодно | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Беседы по организации здорового образа жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | в течение года ежегодно | медсестра классные руководители воспитатели | |||||||
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе-интернате | в течение года ежегодно | медсестра | |||||||
Обучение педагогических работников школы-интерната современным формам и методам своевременного выявления среди обучающихся первичных признаков злоупотреблений алкоголем, курением, наркотиками психоактивными веществами. | в течение года ежегодно | врач-нарколог зам. директора по УВР социальный педагог инспектор ПДН | |||||||
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. | август 2014 года | участники реализации программы | |||||||
2014-2015 учебный год | |||||||||
Вовлечение учащихся в культурно-досуговую деятельность (кружки, секции). | в течение всего года ежегодно | зам. директора по ВР педагог-организатор руководители кружков | |||||||
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | сентябрь ежегодно | классные руководители социальный педагог | |||||||
Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им | сентябрь ежегодно | классные руководители социальный педагог | |||||||
Педагогический совет на тему: “Межведомственное взаимодействие в сфере защиты прав и законных интересов” | ноябрь 2014 года | зам. директора по УВР социальный педагог психолог специалисты служб системы профилактики | |||||||
Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков | в течение года. | Инспектор ПДН социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Обсуждение вопросов профилактики правонарушений, профилактики наркомании, токсикомании среди подростков на общешкольных родительских собраниях, заседаниях родительского клуба | в течение года. | зам директора по УВР социальный педагог классные руководители | |||||||
Организация и проведение «Дней здоровья” | один раз в четверть | зам. директора по УВР зам.директора по ВР классные руководители воспитатели учителя физкультуры медсестра | |||||||
Организация и проведение единого профилактического дня | в течение года | зам. директора по УВР зам.директора по ВР классные руководители воспитатели учителя физкультуры медсестра | |||||||
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!» | декабрь 2014 года | Волонтерская группа | |||||||
Спортивный час «Наше здоровье - в наших руках» Валеологическое занятие «О вредных привычках и в шутку, и всерьёз» Информационный час «Кто такие ВИЧ – инфицированные люди?» Выпуск буклетов «Профилактика вредных привычек» Познавательное занятие «Книга здоровья» Урок-презентация «Моя жизнь – мой выбор» | январь 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Спортивный час «Хотим быть здоровыми!» Беседа на тему: «Здоровым быть – спорт любить» Информационный час «Наркотики. Их последствия для здоровья» Тренинг «Я и вредные привычки» Выпуск буклетов «Ваше здоровье в ваших руках» Информационный час «Миф о наркотиках: правда и вымысел» Беседа «Умей сказать «НЕТ!»» Информационный час «Скажи наркотикам «нет»!» Беседа «Ранняя наркомания» Занятие-практикум «Ты попал в беду» | февраль 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели педагог-психолог | |||||||
Тренинг «Наркотики: жизнь до и после » Информационный час «Пассивное курение» Классный час «Правда и ложь об алкоголе» Внеклассное чтение по рассказу Р.Погодина «Время говорит – пора!» Классный час «Увлекательное путешествие в страну здорового образа жизни» Викторина «Если хочешь быть здоров» Занятие-практикум «Я - за здоровый выбор» Спортивный час «Спорт, здоровье, дружба» Информационный час «Проба наркотика - шаг в пропасть» Внеклассное занятие «Быть здоровым - обязанность каждого» Интернет – урок «Скажи наркотикам «НЕТ» Заседание родительского клуба «Семейное благополучие» Мини-проект «Сегодня в моде здоровый образ жизни» Инсценировка сказки «Доктор Айболит» Викторина «Если хочешь быть здоров» | март 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Внеклассное мероприятие «Полезный разговор о вредных привычках» Игра – соревнование «Со здоровьем я дружу» Информационный час «Мы и наши привычки» Конкурс плакатов «Мир без наркотиков» | апрель 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Лекторий «Наркотикам - STOP!» Спортивный час «Мы ребята смелые, сильные, умелые» Информационный час «Горькие плоды «сладкой жизни»» Круглый стол «Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь. | май 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. | август 2015 года | участники реализации программы | |||||||
2015-2016 учебный год | |||||||||
Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой | сентябрь | классные руководители социальный педагог | |||||||
Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.) | сентябрь | классные руководители социальный педагог | |||||||
Составление картотеки индивидуального учета подростков группы риска | сентябрь -октябрь | социальный педагог | |||||||
Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции) | сентябрь- октябрь | Зам. директора школы по ВР классные руководители | |||||||
Проведение рейдов «Подросток» | в течение года | социальный педагог специалисты служб системы профилактики педагоги школы | |||||||
Дискуссионный клуб «Быть здоровым – это здорово» Практическое занятие «Соблюдай правила гигиены» Конкурс рисунков на асфальте «Скажем «НЕТ!» вредным привычкам» Спортивные соревнования «В здоровом теле – здоровый дух!» Изготовление памяток для родителей «Чему должны научить детей родители в опасных ситуациях» Час здоровья «Быть здоровыми хотим!» Час общения «Жизнь без наркотиков» | сентябрь 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели учитель физкультуры | |||||||
Игровое занятие «Знать, чтобы уберечь себя» Спортивный праздник «Здоровье в наших руках» Выпуск стенгазеты «Наркотикам – нет!» Брейн -ринг «Опасности вокруг нас» Диспут «Пожизненный плен» Познавательная игра «Страна волшебная – Здоровье» | октябрь 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели учитель физкультуры | |||||||
Беседа-практикум «Имя беды – наркомания» Информационный час «Жизнь дана одна» Занятие-презентация «Осторожно: вредные привычки!» Тренинговое занятие «Да здравствует жизнь!» Спортивный час «Во что играли на Руси-матушке» | ноябрь 2015 года | социальный педагог классные руководители воспитатели педагог-психолог | |||||||
Игра «Школа безопасности» Выпуск памятки «Как избавиться от курения» Мини-проект «Мы за здоровый образ жизни» Клубный час «Дадим советы Карлсону» | декабрь 2015года | социальный педагог классные руководители воспитатели | |||||||
Беседы с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры (9 классы) | январь - февраль | врач - гинеколог | |||||||
«За здоровый образ жизни» просмотр видеофильмов по графику (6-9 классы) | февраль - март | классные руководители | |||||||
Беседы с воспитанниками «группы риска» | в течение года | педагоги школы | |||||||
Систематически выявлять учащихся, нарушающих Устав школы, Законы МО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО», другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и применять меры воспитательного воздействия. | в течение года | педагоги школы | |||||||
Консультации родителей по вопросам профилактики наркозависимости и лечения последствий | В течение года (согласно графику) | врач - нарколог | |||||||
Заседание родительского клуба на тему: «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков». | в течение года | зам. директора школы по УВР классные руководители | |||||||
Семинары-тренинги по профилактике наркомании, асоциального поведения. | в течение года | педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....
Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На эт...
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...
Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...