Программа профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся
рабочая программа по теме

Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних учащихся 

МБОУ СОШ № 17

г. Новый Уренгой

2013 г.

ПАСПОРТ

Основание для разработки программы: 

Координация деятельности социально-психологической службы, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов Закон РФ № 124-98г. « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Закон РФ № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в криминальные группировки, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:

Несмотря на принимаемые меры, еще высоким остается количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания новой комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.

Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.

Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

  1. социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
  2. медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  3. социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  4. социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  5. криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. защиту прав и законных интересов детей и подростков
  2. снижение подростковой преступности
  3. предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
  4. индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей
  5. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и детям с отставанием в психическом развитии
  6. профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
  7. социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
  8. координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  9. выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
  10. создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиатным поведением
  11. оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию, необходимым оборудованием
  12. совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия
  2. улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
  3. создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними
  4. снижение количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

Планируемые мероприятия по реализации программы

Наименование
мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1.

Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Постоянно

Психологи, социальные педагоги

2.

Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

постоянно

Классные руководители, социально-психологическая служба

3.

Разработать механизм взаимодействия специалистов ОУ с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе ст.9, п.2 ФЗ - №120

2012-2013 учебный год

Координатор профилактической работы,
субъекты системы профилактики

4.

Проводить совместные рейды с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей, с целью оказания комплексной социальной помощи.

По согл. со службами

КДН, ОДН, представители социально-психологической службы

5.

Оказывать комплексную социальную помощь семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.

В течение года

Социально-психологическая служба

6.

Проводить совещания по координации совместных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних с инспектором ОДН УВД, социально-психологической службой образовательного учреждения.

1раз в полугодие

Социально-психологическая служба, инспектор ОДН УВД

7.

Осуществлять контроль

- за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам

- за выполнением Закона «Об образовании»

Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования

В течение  года

Постоянно

По мере выявления

КДН

Все субъекты системы профилактики

8.

Проработать вопрос о создании в школе группы детей, оставшимися без попечения родителей, «группы риска» при муниципальном социально-образовательном учреждении дневного пребывания «Садко»

Ежегодно

 

 

 Координатор профилактической работы

9.

В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально – реабилитационную помощь

2 раза в год

Социально-психологическая служба

10.

Постоянно анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п.

Систематически проводить спортивные турниры среди учащихся с привлечением детей группы «риска»

постоянно

Социальные педагоги, учителя физ.воспитания

11.

Участие в городских и окружных конкурсах детского рисунка на профилактические темы

постоянно

Учителя изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования

12.

 Организовать проведение досуговых мероприятий и арттерапии (посещение спектаклей, концертов) в том числе для несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН и КДН.


2012-2015 годы

Классные руководители

13.

В целях активизации правового просвещения среди учащихся организовать деятельность объединения дополнительного образования «Я - гражданин» для несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета.

- участвовать в городской олимпиаде правовых знаний среди школьников


- провести конкурс « Юный правовед»

По расписанию работы ДО

 

Ежегодно

 

Ежегодно  

Педагоги дополнительного образования



Учителя истории и права



Учителя истории и права

14.

Издание брошюр, буклетов, памяток, по профилактике неблагополучия в семьях, организации приемных семей, за здоровый образ жизни

2012-2013 учебный год 

Педагоги дополнительного образования

15.

Тематический кинолекторий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее зависит от нас»

1 раз в год

Старшие вожатые, классные руководители

16.

Проводить информационно-просветительскую работу среди населения раскрывающую ценность семьи, привлечения общественности к проблемам несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Постоянно

 Координатор профилактической работы, социально-психологическая служба, классные руководители

17.

Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей. Отработать общешкольную тематику родительских собраний в ОУ с привлечением всех субъектов профилактики.

постоянно

Координатор профилактической работы

18.

Проводить психолого-педагогическую диагностику развития несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД и КДН склонных к совершению правонарушений, с целью использования результатов тестирования в проведении индивидуальной профилактической работы с данными несовершеннолетними.

ежегодно

Психолог

19.

Проводить индивидуальные коррекционные занятия с представителями целевых «групп риска»

постоянно

Психологи, социальные педагоги

20.

Проводить совместную работу с ОДН УВД по раннему выявлению и взятию под наблюдение несовершеннолетних, употребляющих ПАВ

постоянно

Социальные педагоги

21.

Осуществлять профилактическое и динамическое наблюдение за несовершеннолетними, употребляющими ПАВ.

постоянно

Социальные педагоги

22.

Проводить тематические встречи по профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении среди учащихся, родителей с участием врачей-наркологов.

По отдельному графику

Социальные педагоги

23.

Организовать взаимодействие с муниципальными и ведомственными дошкольными учреждениями по раннему выявлению детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

1 раз в год

Классные руководители, формирующие 1-е классы

24.

С целью предупреждения и профилактики детского дорожного травматизма организовать проведение в образовательном учреждении профилактических мероприятий (разъяснительных бесед, конкурсов рисунков). Подготовить и изготовить памятки для детей на тему «Дети и дорога».

ежегодно

Старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, классные руководители

25.

Провести изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД и КДН, детей из неблагополучных семей. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятие кружков, секций, работающих на бесплатной основе.

ежегодно

Классные руководители совместно с психологом

26.

С целью повышения уровня правовой грамотности и повышения ответственности подготовить и распространить среди населения памятки «Об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних и родителей за совершение противоправных деяний».

1 раз в год

Координатор профилактической работы

27.

Разработать и распространять информационно-просветительские буклеты в подростково - молодежной и родительской среде в учебном заведении: «Помощь подросткам и молодежи в саморазвитии», «Семья сопровождает человека в течении всей жизни», «Подросток! Обучайся мастерству отказа от наркотиков!» и т.д.

Ежегодно

Педагог-психолог

28.

Оказывать помощь в организации летнего отдыха и трудовой занятости детей, проживающих  в социально-неблагополучных семьях, детей, состоящих на профилактич6еском учете ОДН УВД, КДН и ЗП

Май - август ежегодно

Социально-психологическая служба, классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для учащихся "О правонарушениях несовершеннолетних"

В беседе для учащихся о правонарушениях рассматриваются такие важные воросы, как понятие, признаки и категории преступления, а также об ответственности за их совершенние....

ИНСТРУКТАЖ для школьников и родителей (ПАМЯТКА для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. No 1539 «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»)

Памятка для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском кр...

Программа "Восхождение к себе " по профилактике негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...