"Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально-опасном положении"
статья на тему

Статус «социально опасное положение» имеют дети и  подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья,   либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.

          Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся

в социально - опасном положении»

Социальный педагог ГБОУ школы № 59

Приморского района Санкт-Петербурга

Е.В. Зазыкина

Статус «социально опасное положение» имеют дети и  подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья,   либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.

          Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и  подростком.

   Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (классный руководитель, психолог, администрация);
  • Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса (Школьные мероприятия, волонтерские движения, внеурочная занятость);
  • Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем (Центр семьи, опека, школа);
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к субъектам системы профилактики относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи и семейной политики;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

Алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями данной категории строятся следующим образом:

1. Выявление. Сообщение. Учет.

1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации: составление социального паспорта школы; собеседование с классными руководителями; из сообщений должностных лиц органов и учреждений;

в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из сообщений граждан.

1.2. Систематизация полученной информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов и дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает: обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики; (например, справок о регистрации по месту жительства; копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов).

Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.

2. Индивидуально-профилактическая работа  и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Индив. Профил. Работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.) (например, центр семьи)

- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

       В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 (профилактика) социальный педагог незамедлительно информирует:

- инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;

- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;

- органы здравоохранения – о нуждающихся  в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;

- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Проводит совместные рейды с инспектором ОДН ОМВД, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

При работе с подростками, находящимися в социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет чи...

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

Несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально-опасном положении

Рассмотрим определения понятий «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»....

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"...

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опавном положении"...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...