Духовно-нравственное воспитание обучающихся "группы риска", воспитанников с ОВЗ.
статья на тему

Малахов Александр Александрович

Статья социального педагога посвящена разным методам привития морально-духовных ценностей обучающимся специальной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся

«группы риска», воспитанников с ОВЗ через регионально-историко-культурные традиции казачества.

Малахов Александр Александрович, социальный педагог

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

                                                                                                         Н.И. Пирогов

            В настоящее время происходит возрождение казачества для сохранения преемственности традиций, укрепления нравственных идеалов, исследования роли духовной культуры на развитие человека и общества.

         Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Школа стремится к созданию условий для становления и развития способностей обучающихся с ОВЗ,  к самоопределению, саморазвитию в различных областях жизни на основе организации образовательных траекторий.

          В ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15» для воспитания социально-культурно-адаптированного, любящего свой край гражданина ведётся работа по вовлечению всех детей в общешкольные мероприятия, посвящённые православно-культурным праздникам казаков Донского края: «Покровская ярмарка», «Покрова пресвятой Богородицы», «Казачьи посиделки» и т.д. На еженедельной линейке освещаются важнейшие события, происходящие в мире.  

Взаимодействие школы с окружающим социокультурным пространством позволяет добиться положительных результатов в социализации и воспитании учащихся с ОВЗ.

Социальной службой учреждения особенно обращается внимание на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и зачисленных в «группы риска».

В социально – профилактической работе с учащимися  «группы риска» для достижения их уровня социальной компетентности, реализуются следующие задачи: воспитание нравственных чувств и эстетического сознания; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Для решения данных задач социальным педагогом разработана и реализуется экспериментальная программа в  рамках инновационной деятельности школы «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся «группы риска», воспитанников с ОВЗ через регионально-историко-культурные традиции казачества».

В социально -  профилактической работе большое внимание уделяется правовому воспитанию, воспитанию гражданственности в ходе реализации программы «Закон обо мне. Мне о законе».

Также, при формировании духовно-нравственных ориентиров, самовоспитания  морально-волевых качеств школьников с нарушением интеллекта, хорошую помощь оказывают психологические тренинги.

 Наиболее эффективен в социально – профилактической работе ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15» психологический тренинг на сплочение коллектива и повышения самооценки учащихся (автор:  Ивкина Светлана Феликсовна. Сайт: http://nsportal.ru)

«Связанные единой целью»

Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения:

  • необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;
  • постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;
  •  постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.

Оптимальное число участников: 9 – 15 человек.

Оборудование: мел, два коврика, картонная бумага форматом А3 ( штук 10 -15), скотч.

Время проведения: 1 – 1,5 часа

Ход тренинга

Погружение. Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.

- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.

- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.

- поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.

Ведущий: Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.

         Но вначале я хочу рассказать вам притчу.

Притча.

 В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

          Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Для разогрева использовать достаточно простые задания.

Упражнение «Строй».

Ведущий: Я уверен, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать это вы должны молча. Молодцы! А теперь постройтесь по алфавиту.

После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет: или он дает детям подробно высказаться, или только обозначит ситуацию. Вопросы к детям: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, кто руководил? Обычно уже на первом этапе выделяются один – два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто, где должен стоять, проверять успешность выполнения инструкции.

Упражнение «Скала».

Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу».

После выполнения упражнения обсудить с участниками, что помогало им достичь результата,  и какие трудности были во время выполнения упражнения.

Упражнение «Ботинки».

Все участники снимают свою обувь и складывают ее в центр. Потом раскладывают в разные концы комнаты. Встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится. Если у кого-то ботинки со шнурками – тут без помощи не обойтись.

Упражнение достаточно сложное. У ребят сразу возможно не получится и придется начинать все сначала. Необходима поддержка со стороны ведущего: «постараемся, и у нас все получится!»

После выполнения упражнения необходимо обсуждение: довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения.

Упражнение «Фигура».

Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук.

После выполнения упражнения обсуждение.

Упражнение «Пирамида».

Нужен инвентарь: два круглых коврика – один побольше, другой поменьше. Группа должна разместиться на коврике, который побольше и простоять одну минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Ну, а затем постараться разместиться на другом коврике, который поменьше.

После выполнения обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получалось.

Упражнение «Болото».

Нужен инвентарь: «кочки» - картонная бумага форматом А3 – несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.

Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.

Обсуждение. Можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.

Упражнение «Автобус».

Все встают в маленький круг, начерченный на полу. Это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из салона. Задача каждого – пробраться от входа к выходу. Главное чтобы ни один участник не выпал из салона автобуса.

После выполнения упражнения обсуждение.

Упражнение «Путаница».

Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой рукой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

В заключение тренинга подводится итог тому, что происходило на тренинге. Участники делятся впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление. Можно задать вопросы: Какое упражнение понравилось больше? Что получилось хорошо? Что бы надо было сделать по-другому?

       Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться посредством живой, практической деятельности. Особенно это важно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Детям данной категории легче усвоить морально-гражданские ценности не устным назиданием, а наглядным методом – увидеть, потрогать, запомнить. Особенно это важно сейчас в век больших и сомнительных соблазнов, таких как деньги, богатство, «крутые» машины и многое другое, что уводит с пути становления личности как гражданина, патриота своей Родины.      

       Развитие личности обучающихся «группы риска» и формирование их социальной компетенции возможно благодаря воспитательной деятельности всего педагогического коллектива, других субъектов духовно – нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ), а также собственными усилиями самих обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...