Методическая разработка "Преступление и подросток"
методическая разработка на тему
Методическая разработка "Преступление и подросток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОСТОК»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи: воспитание правового сознания воспитанников; обсуждение проблемы преступности среди несовершеннолетних; объяснение особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения и навыков критического анализа сложных ситуаций
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
Ход проведения
Социальный педагог: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)
Социальный педагог: К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ОДН.
Инспектор ОДН:
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.
-Что называется преступлением?
Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
- Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.
В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Инспектор ОДН: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Социальный педагог: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Инспектор ОДН: Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
Социальный педагог: А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
Инспектор ОДН. - А теперь поговорим о ваших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).
Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).
Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям ли лицам их заменяющих. Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!
Социальный педагог: А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
- совершение убийства;
- умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
- разбой, грабеж, кража, вымогательство;
- угон и приведение в негодность транспорта;
- вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
- хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
- терроризм, захват заложника.
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
- штраф;
- обязательные работы;
- лишение свободы на определенный срок;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение права заниматься определенной деятельностью.
К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего разговора, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие
Методическое пособие для учителей физической культуры и классных руководителей....
Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие
Методическое пособие для использования в работе учителей физкультуры и классных руководителей...
Методические посиделки для педагогов "Агрессивный подросток: как с ним быть?"
В данной методической разработке даются методические рекомендации для педагогов, воспитателей образовательного учреждения при работе с агрессивными подростками при решении конфликтной ситуации....
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...
Методическая разработка. Программа «Подросток в современном мире» на 2010 - 2014 год
Профилактическая программа для обучающихся "Подросток в современном мире"...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработкаклассного часа «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...
Методическая разработка занятия "Подросток в трудовых правоотношениях"
Данная методическая разработка поможет социальным педагогам, классным руководителя и родителям. Проведение занятия решает вопросы профориентационного направления. Обучающиеся на занятии с помощью кейс...