Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
классный час (10 класс) по теме
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_podr._i_z-n.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа для обучающихся 10 класса
«Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.
Задачи:
1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.
2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием для работы в мини группах, презентация «Подросток и Закон», к\ф «Игры мотыльков», сериал «Школа».
Содержание классного часа
Накануне занятия классный руководитель делит учащихся на четыре группы. Каждая группа получает задание – объяснить соответствующий термин и представить примеры данного правонарушения (шалость, проступок, злонамеренный проступок, преступление).
1.Представление темы классного часа. Введение в проблематику.
Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, чтобы поговорить на очень сложную, но вместе с тем интересную и важную тему. Я предлагаю вам посмотреть подборку отрывков из фильмов о подростках и предположить, о чем мы будем говорить.
Идет просмотр отрывков из сериала «Школа». Учащиеся выдвигают свои предположения.
Наш классный час называется «Подросток и закон». В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наш сегодняшний классный час.
2.Основная часть классного часа
1) Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
1. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
(Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.( проступок).
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).
4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).
5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).
6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).
7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).
8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).
9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).
10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).
11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).
12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).
У каждой группы было задание дать определение правонарушению и привести примеры. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Группы выступают с объяснениями, идет проверка заданий, комментарии, объяснения учителя).
1.Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
2.Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
3.Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
2)Просмотр презентации на тему «Виды правонарушений» (слайд-шоу)
4) Обсуждение фильма «Подросток и закон»
Классный руководитель: Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, в которых оказались персонажи фильма.
«ИГРЫ МОТЫЛЬКОВ»
Дата выхода: 06 Ноябрь 2004
Режиссёр: Андрей Прошкин
Главные роли: Дарья Екамасова, Сергей Фролов, Анатолий Отраднов, Сергей Шнуров, Алексей Чадов, Юлия Учиткина, Андрей Смоляков, Юрий Кузнецов, Оксана Акиньшина, Мария Звонарева
Жанр: Драма, Русский фильм Продолжительность: 1:45
Шестнадцатилетний рок-музыкант из уральского городка приглашен в Москву на финал телевизионного музыкального конкурса. Накануне отъезда, шатаясь по улице с друзьями, он, переполненный ощущением грядущей удачи, из лихости угоняет чужой автомобиль. Недолгая поездка заканчивается трагедией — ребята сбивают человека и, бросив разбитый автомобиль, убегают… Победителями конкурса жюри объявляет других, а Костя возвращается домой, где ведется следствие. Мать и безответно влюбленная в него девушка готовы на все, чтобы спасти парня от тюрьмы, но он, ожесточившись от неудач и разочарований, поступает по-своему…
Просмотр фильма через Интернет on-line (отрывок, где совершается преступление)
Далее учитель задает вопросы обучающимся таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную правовую позицию. Примерные вопросы:
1.Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)
2.Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?
3.Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам? 4.Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической ответственности; б) моральной ответственности?
5.Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?
Материал для сопровождения обсуждения ситуации.
Административные наказания.
Статья 7.27. Мелкое хищение УК.
Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Юридическая ответственность.
Совершение преступления.
3. Подведение итогов классного часа. Обратная связь.
Классный руководитель: Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее, каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.
Вопросы:
1. В случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны немедленно сообщить? (родителям или лицам, их заменяющим).
2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. Кто при этом должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)
3. В какое время Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних?
4. Кто обязательно должен присутствовать при допросах или беседах с несовершеннолетними, являющимися свидетелями, а возможно и подозреваемыми в совершении преступления? (родитель, классный руководитель, психолог, любой педагог, директор школы)
5. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту? (адвокат)
Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.
Какие права имеет ребенок по мере взросления? | |
вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки. | |
дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии. | |
выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода. | |
на имя ребенка может быть открыт счет в банке. | |
имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора. | |
гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности. | |
может вступать в детские общественные объединения. | |
ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. | |
допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей. | |
имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин. | |
несет уголовную ответственность за любые преступления. | |
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. | |
несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. | |
избирать и голосовать. | |
подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.). |
(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность
ответов).
Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...
Список использованной литературы.
- Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов. – 2003. – стр. 34.
Полезная информация на сайтах:
http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право"
http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток"
http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Подросток и закон"
Презентация к классному часу "Подросток и закон"...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработкаклассного часа «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа "Подросток и закон"
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.2. Закрепит...
Разработка классного часа "Подросток.Правонарушения и ответственность"
Цель данного классного часа: рассмотреть понятие правонарушения, его признаки, виды, а также выяснить причины и условия правонарушений как социальной и юридической категории.В борьбе с прав...
Сценарий классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработкаклассного часа«Подросток и закон»Цель: воспитание правовой культуры подростков.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о ф...