Методические посиделки для педагогов "Агрессивный подросток: как с ним быть?"
методическая разработка по теме
В данной методической разработке даются методические рекомендации для педагогов, воспитателей образовательного учреждения при работе с агрессивными подростками при решении конфликтной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное
государственное образовательное
автономное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 39
г. Советска
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
«АГРЕССИВНЫЙ ПОДРОСТОК, КАК С НИМ БЫТЬ?»
Номинация: Лучшая методическая разработка
Автор: Вагина Оксана Борисовна
г. Киров
2013 год
Аннотация
Обращение к проблеме агрессии и насилия среди подрастающего поколения обусловлено тем, что современные учебные заведения являются не только образовательным учреждением, но и местом, в котором подросток нередко получает травматический социальный опыт. Каждый из нас по – разному вспоминает время, проведённое в школе. Для одних оно связано с радостными моментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижениями.
Поэтому одной из трудноразрешимых проблем для педагогического коллектива является проблема воспитания у подростков миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Сколько страданий приносят такие дети окружающим, будь то родители, педагоги или сверстники! Порой молодые педагоги теряются и не знают, что предпринять. Нередко на агрессию отвечают гневом, что, конечно же, не самый лучший способ разрядить напряжённость, возникшую между взрослым и подростком.
Чтобы найти решение проблемы агрессивности необходимо всесторонне изучить и понять все существующие её аспекты и причины. Именно с этой целью разработаны и проведены методические посиделки для педагогов «Агрессивный подросток, как с ним быть?»
Методические посиделки для педагогов
«Агрессивный подросток, как с ним быть?»
Цель: формирование у педагогов понятия подростковой агрессивности и корректировка своего поведение в сложившейся конфликтной ситуации.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятиями «агрессия» и «агрессивность»;
- познакомить с методикой выявления агрессивных подростков в ученическом коллективе;
- определить доминирующий вид агрессии подростков в учебно - воспитательном процессе;
- разработать стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации;
- способствовать сплочению педагогического коллектива и поддержание благоприятной психологической атмосферы.
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: стендовая презентация «Агрессивный ребёнок, как с ним быть?», цветы из цветной бумаги, словесные фразы понятий «агрессия» и «агрессивность», круги из цветной бумаги: красные, зелёные, жёлтые, видеоролик « Словесный бунт», чистый лист ватмана, карандаши фломастеры, жетоны под номерами 1 и 2, тематические иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Подготовительная работа:
1. Деление на рабочие группы: участники мероприятия при входе берут нумерованный жетон (№1 или № 2) и занимают места, согласно своего жетона.
Цель: более тесное знакомство, сплочение коллектива.
2. Жетоны на первый взгляд имеют не очень «достойный вид»: смяты, скомканы, местами порваны. Участники удивлены. Данный приём используются с целью прогнозирования темы заседания, т.к. заранее она не проговаривается. Бумагу рвём , мнём, комкаем в комок, когда раздражены, сердиты. Таким образом, тема - агрессия, жестокость.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
1.Постановка цели, выявление проблемы.
- Наше занятие хочется начать с знакомой всем ситуации. Утро рабочего дня. За окном зимний солнечный день. Тихо падают искристые снежинки и от этого бодро, радостно, мы полны сил, энтузиазма. Отправляемся на работу. Заливисто звенит звонок. Начинается урок. Дети, которые ещё вчера были добрыми, милыми, внимательными, сегодня вдруг превратились в озлобленных, нервных, раздражительных «слушателей». Вы обеспокоены. Урок не получается. Работоспособность нулевая. Вы теряете душевное равновесие, становитесь нервными, и сами того не замечая, становитесь инициатором конфликта. Как быть? Кто виноват? Каким образом можно избежать сложившуюся с ситуацию? Вот это главные вопросы, которые волнуют нас, педагогов, при работе с подростками.
Проблема: увеличение проявлений агрессии среди обучающихся нашего учебного заведения (открывается стендовая презентация: слайд № 1).
- Сегодня мы постараемся найти пути решения данной проблемы.
2. Знакомство с участниками.
- Каждый участник группы называет своё имя и отчество, затем черту характера, которая начинается на первую букву имени (например, Оксана Борисовна – опрятная).
- Открывается слайд № 2 стендовой презентации.
3. Упражнение «Мой ученик».
Цель: выбрать обучающихся, относящихся к группе агрессивных подростков.
- Разложены цветы (из цветной бумаги). Необходимо взять цветок и написать имя обучающегося (самого проблемного на ваш взгляд) и написать на лепестках цветка три качества личности, которые вас волнуют, беспокоят в нём.
- Музыкальное сопровождение (песня «Будьте добры» - см. Приложение № 1 ).
4. Упражнение «Формулировка понятий»
Цель: сформулировать понятия «агрессия» и «агрессивность».
- Разложены словесные фразы, из которых нужно сложить данные понятия.
АГРЕССИЯ – причинять, поведение, группа людей, вред, предметы, человек – 1 группа.
АГРЕССИВНОСТЬ - поведение, проявлять, черта личности, противоречить, нормы, люди, общество, правила – 2 группа.
- Музыкальное сопровождение (группа Барбарики «Друзья» - см. Приложение № 2).
- Формулировка понятий представителями от каждой группы .
- Проверка правильности понятий (открывается стендовая презентация: слайд № 3, № 4).
5. Методика «Критерии агрессивности подростка»
Цель: определить, действительно ли выбранный ученик относится к группе агрессивных подростков и в какой степени она проявляется.
- Данная методика провидится с опорой на стендовую презентацию: слайд № 5, № 6.
Обсуждение результатов:
- на какие вопросы затруднялись дать ответ?
- совпал ли ваш выбор с полученным результатом?
- есть ли обучающиеся, у которых агрессивность достигла самого пика?
- есть ли обучающиеся, которые не подтвердили ваш выбор?
6. Упражнение «Портрет агрессивного ученика».
Цель: выделить существенные черты агрессивного ребёнка, определить вид его агрессии.
- Каждый педагог выбирает черты, характерные агрессии их обучающегося и принимает решение, какой вид агрессии в нём доминирует.
- Раскрытие видов агрессии происходит с опорой на стендовую презентацию: слайд № 7, №8, №9.
Обсуждение результатов:
- если вы считаете, что у вашего обучающегося физическая агрессия, то поднимите красный круг, если косвенная агрессия – зелёный круг, если вербальная агрессия – жёлтый круг (фиксируется результат на «цветке»);
- какой вид агрессии доминирует у женского пола?
- какой вид агрессии характерен для юношей?
- итак, какой вид агрессии у нас занимает «почётное место»?
- Открытие стендовой презентации: слайд № 10.
7. Упражнение «Почему я такой ….»
Цель: выявить причины агрессивного поведения подростка.
- Каковы же могут быть причины агрессии? Попытаемся разобраться в этом, поскольку знание причин, как правило, помогает найти выход из самой тупиковой ситуации. Для того, чтобы ваш выбор был более достоверным, предлагаю вам представить и более подробно вспомнить последнюю конфликтную ситуацию с вашим обучающимся, где он потерял контроль над своим поведением.
- Раскрытие причин агрессивного поведения идёт с опорой на стендовую
презентацию слайд №11, № 12 .
- На основе уведенного, услышанного, своего жизненного опыта педагог формулирует причины агрессивности своего воспитанника (выбор причин вновь фиксируется на «цветке»).
- Выступление нескольких педагогов по полученным результатам.
- Обсуждение результатов происходит по схеме: слайд № 13.
8. Упражнение «Как поступить?»
Цель: разработать стратегию поведения в конфликтной ситуации «ученик – учитель».
Блок 1
- Просмотр видеоролика « Словесный бунт» - см. Приложение № 3.
Блок 2
- Составление карты памяти «Как вести себя, если ребёнок агрессивен?»: слайд № 14.
- Всегда помните «Золотое правило педагогики»: «Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться, что у него точно получится. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание услышать эту похвалу еще раз.»
9. Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можно сделать выводы?
- И на заключительной ноте хочется зачитать одну притчу:
В одной деревне жил садовод, который разводит розовые кусты. Его цветы славились на всю округу. Но однажды беда пришла и в его сад. Стали в его прекрасном саду появляться одуванчики и, чем больше он боролся с ними, тем больше их становилось. Совсем отчаялся бедный садовод и пошёл за помощью к мудрецу. Мудрец, выслушав его, ответил: «Полюби одуванчики, друг мой». Мораль сей притчи такова: Не можешь изменить ситуацию – измени своё отношение к ней.
- Поэтому полюбите свои «цветочки» и всё у вас получится (показ модели цветка, где у каждого написана фамилия проблемного подростка).
- Спасибо всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
Заключение.
Данная методическая разработка позволила педагогическому коллективу пополнить свою копилку материалами по теме «Агрессивность подростков» ( были раскрыты теоретические основы поставленной проблемы, педагоги познакомились с методикой по выявлению уровня агрессивности обучающегося) Также педагоги разработали стратегию поведения в конфликтной ситуации «ученик – учитель»(Упражнение «Как поступить?»), которую они, безусловно будут применять в учебно - воспитательном процессе.
По данной стратегии поведения была составлена карта – памяти « Как вести себя, если ребёнок агрессивен?» Метод составления карты памяти позволяет представить всю проблему целиком на одном листе, что является несомненным преимуществом, облегчает запоминание, развивает творческие способности, и как следствие, успеваемость. Этот метод конспектирования педагоги могут широко применять на своих занятиях, как при изучении нового, так и при закреплении учебных умений и навыков (заполнены только промежуточные линии раскрываемого вопроса, нужно сформулировать основные моменты темы и наоборот). В интересной форме были показаны новые методы и приёмы работы с обучающимися ( знакомство с участниками, прогнозирование темы занятия, деление на рабочие группы), которые педагоги могут активно использовать при проведении классных часов. В ходе данных посиделок выявлена группа обучающихся с девиантным поведением (упражнение «Мой ученик», методика «Критерии агрессивности подростка».
В перспективе спланировать серию коррекционно - развивающих занятий с этими обучающимися и научить их строить хорошие отношения со сверстниками и чётко определять границы своей агрессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработкаклассного часа «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...
Методическая разработка "Преступление и подросток"
Методическая разработка "Преступление и подросток"...
Методическая разработка классного часа "Подросток и закон"
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников...
"Методические посиделки"
Хотите разнообразить формы заседаний методических объединений? Тогда этот материал для вас!...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.2. Закрепит...