Программа "Школа вожатского мастерства"
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа расчитана для детей 14-18 лет. Цель программы: подготовка кадров для работы вожатыми в пришкольных лагерях дневного пребыванияетний детей в канникулярный период .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Школа вожатского мастерства" | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Программа рассмотрена на педагогическом совете ДДТ____________________ Дата «___»__________2015г. | Утверждаю Директор ДДТ ____________И.Н. Николаева «___»_________2015г. |
«Школа вожатского мастерства»
модифицированная образовательная программа
для детей 14 - 18 лет
рассчитана на 1 год обучения
Педагог-организатор
Пахомова Ирина Александровна
г. Ханты-Мансийск, 2015г.
Содержание
Пояснительная записка........................................................................... | 3 |
Цель и задачи…………………………………………………………… | 4 |
Учебный план…………………………………………………………... | 5 |
Учебно-тематический план…………………………………………… | 6 |
Содержание программы………………………………………………. | 8 |
Характеристика образовательного процесса………………………… | 10 |
Ожидаемый результат…………………………………………………. | 11 |
Материально-техническое обеспечение……………………………… | 12 |
Литература……………………………………………………………… | 13 |
Пояснительная записка
Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий.
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нём может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми.
Государственная концепция развития дополнительного образования детей, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, позволяет отнести дополнительное образование к сфере наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребёнка. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Дополнительное образование становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в Ханты - Мансийском автономном округе-Югре.
Нормативно-правовой базой разработки программы явились следующие законодательные и нормативно-директивные документы: Конвенция ООН по правам ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте», Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 года № 1008, СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 20.08.2014), программы развития Ханты-Мансийского округа - Югры и города Ханты-Мансийска, локальные акты Дома детского творчества
Именно поэтому и возникла необходимость в создании программы «Школа вожатого», которая предполагает круглогодичную подготовку участников школьного актива. Данная программа поможет повысить качество воспитательной работы и профессиональное мастерство.
В настоящее время актуальными проблемами обучения участников «Школы вожатого» является обучение и трудоустройство подростков в лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярный период.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет детям понять, какой огромный вклад внесло развитие лидерских качеств.
Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Новизна программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому подростку в возрасте от 14 до 18 лет попробовать свои силы в этом направлении деятельности, максимально реализовать себя в нем.
Условия приема. В Школу вожатского мастерства принимаются дети достигшие 14 лет, имеющие желание работать с детьми в лагерях дневного пребывания. Набор детей в Школу вожатского мастерства осуществляется в начале учебного года по письменному заявлению родителей. В связи с тем, что занятия по вожатскому мастерству требуют в основном коллективно - группового подхода, группы комплектуются из расчета 15-20 человек.
Цель: подготовка кадров для работы вожатыми в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей в каникулярный период.
Задачи:
- подготовить вожатых для работы с воспитанниками;
- развить организаторские и коммуникативные навыки;
- развить мотивацию к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- формировать вожатские умения в процессе педагогической практики
Программа «Школа вожатого» рассчитана на 144 часа в год, включает теоретический материал и практические задания. Время действия программы – один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 1час 30 минут. Занятия в «Школе вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организаций досуга детей.
Учебный план
№ | Наименование темы | Всего часов |
1 год обучения | ||
1 | Основы организаторской деятельности вожатого | 18 |
2 | Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 12 |
3 | Закономерности возрастного развития ребёнка | 14 |
4 | Копилка отрядного вожатого | 18 |
5 | Игровая деятельность в лагере | 24 |
6 | Основы безопасности и жизнедеятельности | 20 |
7 | Организация досуговой деятельности | 8 |
8 |
| 12 |
9 | Оформительские умения в работе вожатого | 18 |
итого | 144 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий | всего | |
теория | практика | |||
Основы организаторской деятельности | 2 | - | 2 | |
Личность вожатого | 2 | - | 2 | |
3. | Логика развития лагерной системы | 2 | 2 | 4 |
4. | Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 2 | 6 | 8 |
5. | Закономерности возрастного развития ребёнка | 16 | - | 16 |
6. | Стадии развития коллектива | 2 | 6 | 8 |
7. | Воспитательные возможности коллектива | 2 | 6 | 8 |
8. | Методика работы с отрядом | 2 | 4 | 10 |
9. | Копилка отрядного вожатого | 1 | 7 | 8 |
10. | Самоуправление в лагере | 2 | - | 2 |
11. | Развитие лидерских позиций в условиях лагеря | 2 | 14 | 16 |
12 | Игровая деятельность в лагере | 2 | 12 | 14 |
13 | Игровая деятельность | 1 | 9 | 10 |
14 | Основы безопасности и жизнедеятельности | 10 | 2 | 12 |
15 | Организация досуговой деятельности | 2 | 8 | 10 |
16 |
| 2 | 8 | 10 |
17 | Разработка конкурсно-игровых программ | 2 | 8 | 10 |
18 | Оформительские умения в работе вожатого | 2 | 10 | 12 |
ИТОГО | 42 | 102 | 144 |
Содержание программы
Основы организаторской деятельности
Личность вожатого.
Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).
Логика развития лагерной системы.
Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.
Основы организаторской деятельности.
Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.
Развитие коллектива в условиях детского лагеря
Закономерности возрастного развития ребёнка.
Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.
Стадии развития коллектива.
Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.
Воспитательные возможности коллектива.
Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.
Методика работы с отрядом.
Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.
Копилка отрядного вожатого.
Самоуправление в лагере.
Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.
Развитие лидерских позиций в условиях лагеря.
Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.
Игровая деятельность в лагере.
Игровая деятельность.
Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
Игротека.
Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.
Организация досуговой деятельности.
- Коллективно-творческие дела
Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.
- Разработка конкурсно-игровых программ.
Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.
Оформительские умения в работе вожатого.
Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.
Характеристика образовательного процесса и методическое обеспечение
По направленности программа является развивающей.
Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным; каждый блок программы имеет свою логическую структуру;
Предложенный вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов в зависимости от пола;
Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся, в результате не наступает переутомление, интерес к образовательномупроцессу не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач;
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Форма организаций занятий: занятие-лекция, занятие -практикум, занятие-путешествие, занятие - игра.
Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня, экзамен.
Формы контроля:
- собеседование;
- практические работы в ходе занятий;
- практические работы;
- создание программы воспитательной работы в лагере;
- создание отрядных уголков.
- Анкетирование, тестирование.
Подтверждение результативности деятельности каждого участник Школы вожатского мастерства проходит через проведение мониторинга качества образования в начале и в конце учебного года по подобранным параметрам.
Предусмотрена форма контроля реализации программы через тестирование и опрос.
Контроль осуществляется по общим результатам показанным в течение года, а так же участие в коллективно творческих делах Дома детского творчества, индивидуального задания и самостоятельные работы сделанных помимо часов проведенных в доме детского творчества. Проведение экзамена по пройденной программе.
План воспитательной работы в группе:
Участие в коллективной деятельности Дома детского творчества, участия в городских мероприятиях.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предполагаемые умения и знания участников школы вожатского мастерства по окончанию курса
Знания:
- особенностей возрастного развития воспитанников;
- основ охраны жизни и здоровья детей;
- прав и обязанностей вожатого;
- педагогики детского коллектива;
- логики развития лагерной смены, жизнедеятельности детского коллектива, методики организации тематических дней и смен;
- методики КТД;
- педагогических возможностей игры, игротеки;
- особенностей организации самоуправления в школе и в лагере;
- методики подготовки вожатых, лидеров.
Умения:
- диагностические (диагностика индивидуальных способностей личности, диагностика уровня развития коллектива, лидерских качеств личности);
- проектные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, классе-городе, определение конкретных целей и задач, создание программы воспитательной работы, планирование собственной педагогической деятельности);
- конструктивные (разработка творческих воспитательских дел и игр);
- организаторские (организация жизнедеятельности воспитанников в отряде, городе, координация собственной деятельности);
- аналитико-рефлексивные (анализ педагогической ситуации, собственной деятельности);
- прикладные (изготовление призов, сувениров, игрушек; оформление школьной газеты, уголка, классной комнаты, игровой).
Материально – техническое обеспечение
- Интерактивная доска
- Музыкальный центр
- Фотоаппарат, видеокамера
- Игровой, спортивный инвентарь
- Канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение программы:
- Методические пособия к отдельным темам
- Аудиоматериал
- Методические разработки
- Слайдовые презентации
- Видеоролики
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагога
- Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. - М., 1990.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. - СПб., 1994.
- Вожатому «Орленка». - Центр. метод. кабинет, 1984.
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
- Игры для скаутов. - Петрозаводск, 1996.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
- Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. - М., 1990.
- Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.
- Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1996.
- Леви В. Цвет судьбы. - СПб., 1993.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.
- Найк Анита Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам .- М., 1997.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993.
- Психологические тесты для всех. - Киев, 1996.
- Психологические тесты для тинэйджеров. - Киев, 1996.
- Родчанин Е.Г., Зюнин И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.
- Рудестам Ньелл Групповая психотерапия. - М.,1990.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1997.
- Тидор С.Н.Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, 1997.
- Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - СПб.,1996.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - Петрозаводск, 1993.
- Журналы: Внешкольник, Воспитание школьников, Время колокольчиков, Школьное воспитание и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся
- Кульневич С.В., Лакоценин Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006г.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1996г.
- Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности» Москва, 2006г.
- Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного лагеря. Сыктывкар, 2001г.
- Ромашина Л.А. Летний отдых и оздоровление детей и подростков в Тамбовской области, 2001г.
- Шмаков С.А. Лето – М.: №13 «Магистр», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"
Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....
Программа кружка "Вожатское мастерство"
Развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе – конечная цель воспита...
Школа вожатского мастерства.
Сценарий районного мероприятия для будущих вожатых для работы на пришкольных оздоровительных площадках....
"Школа вожатского мастерства"
Программа развития вожатского дела в общеобразовательной школе...
Сценарий открытия Школы вожатского мастерства
ШВМ это школа для вожатых летних пришкольных лагерей....
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...