образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"
рабочая программа по теме
Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__shkola_vozhatskogo_masterstva_dlya_minisayta.docx | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ДОД
«Центр детского творчества»
____________ Ю.И. Краснова
« ___» ______________ 2011 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Школа вожатского мастерства»
Рассмотрена на заседании педсовета ЦДТ
Протокол № 2 от 16 сентября 2011 года
Срок реализации: 2 года Педагог дополнительного образования,
педагог-организатор
Семенова Татьяна Александровна
п. Кугеси, 2011 г.
Пояснительная записка
Гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира происходит эффективнее всего через школу. Но в школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детских общественных организациях и объединениях (ДОО), члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Руководитель детской общественной организации - старший вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает старший вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе старших вожатых в школе должна предшествовать серьёзная образовательная подготовка. Профессии старшего вожатого не учат ни в одном ВУЗе. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны его многогранной деятельности, повышения квалификации старшего вожатого. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми в современной школе, которая реагирует на все изменения в обществе, старшему вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы дополнительного образования «Школа вожатского мастерства».
Программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала старших вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в школе, методике организации досуга детей.
Цель программы: повышение уровня профессиональной подготовки старших вожатых
Задачи программы:
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- развитие вожатских умений в процессе педагогической практики и приобретение новых теоретических знаний.
- Создание условий для непрерывного взаимодействия и обмена лучшим опытом работы старших вожатых.
- Обновление и совершенствование работы детских общественных организаций, введение инновационных практик
Направленность программы: социально-педагогическая
Срок реализации: 2 года
Объем программы:
1 год обучения: 144 часа
2 год обучения: 180 часов
Формы занятий: При обучении старших вожатых запланированы различные формы и методы работы: семинары, лекции, диспуты, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях, взаимопосещение школ.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы, открытые мероприятия.
Формы подведения итогов: конкурсы профессионального мастерства, участие в фестивале ДОО, участие в дискуссионной площадке.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Знания:
- Основные приемы эффективного общения.
- Возможности детских общественных объединений
- Особенности организации детского самоуправления в школе
- Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.
- Нормативно-правовые основы работы вожатого.
- Особенности детского коллектива.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
- Игровые технологии.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
- Диагностические умения;
- Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
- Организаторские (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
- Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
- Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого | 1 | 1 | 2 | |
Секреты делопроизводства | 4 | 4 | 8 | |
Планирование работы старшего вожатого | 2 | 6 | 8 | |
Методика коллективно-творческой деятельности | 4 | 8 | 12 | |
Организация самоуправления в школе | 2 | 10 | 12 | |
Игровые технологии | 2 | 10 | 12 | |
Праздники и массовые мероприятия в школе | 2 | 10 | 12 | |
ДОО в воспитательном пространстве | 2 | 10 | 12 | |
Особенности возрастного развития детей | 2 | 4 | 6 | |
Всё о детском коллективе | 2 | 8 | 10 | |
Оформительский практикум | 2 | 8 | 10 | |
Аналитическая деятельность старшего вожатого | 2 | 4 | 6 | |
Гигиена самосбережения | 2 | 4 | 6 | |
Школа интересных каникул | 2 | 12 | 14 | |
Участие в мероприятиях | - | 10 | 10 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | |
Итого часов: | 33 | 111 | 144 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | |
Норм правовое обеспечение деятельности ДОО в школе | 5 | 5 | 10 | |
Аналитическая деятельность старшего вожатого | 3 | 7 | 10 | |
Программное обеспечение деятельности детской организации | 3 | 12 | 15 | |
Детское и молодежное общественное движение | 3 | 7 | 10 | |
Лидерство. Работа с детским активом | 5 | 10 | 15 | |
Социальное проектирование | 3 | 7 | 10 | |
Информационно-оформительская деятельность | 1 | 9 | 10 | |
Мониторинг и педагогическая диагностика | 1 | 9 | 10 | |
Общение. Искусство публичных выступлений | 3 | 7 | 10 | |
Толерантность и разрешение конфликтов | 3 | 7 | 10 | |
Праздники и массовые мероприятия в школе | 3 | 7 | 10 | |
Методическая продукция. Конкурсная документация | 4 | 6 | 10 | |
Аттестация старшего вожатого | 3 | 7 | 10 | |
ИКТ в деятельности старшего вожатого | 4 | 6 | 10 | |
Школа интересных каникул | 3 | 7 | 10 | |
Участие в мероприятиях | - | 15 | 15 | |
Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 | |
Итого часов: | 48 | 132 | 180 |
Содержание программы 1 года обучения
Темы | Содержание |
Вводное занятие. | Знакомство. Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование |
Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого | Обзор действующего законодательства в сфере организации деятельности детских общественных объединений. Закон об образовании, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка, федеральные законы, указы и другие правовые акты. Региональные нормативные документы. |
Секреты делопроизводства | Перечень необходимой документации старшего вожатого. Тематические папки. Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты. Протоколы сборов, тетрадь решений. Оформление документации |
Планирование работы старшего вожатого | Методика планирования. Назначение, функции, структура планов. Постановка целей и задач. Виды планов: перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки конкретного дела. Требования к оформлению. |
Методика коллективно-творческой деятельности | Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание банка КТД. |
Организация самоуправления в школе | Цели ученического самоуправления. Нормативно-правовая база ученического самоуправления. Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения. |
Игровые технологии | Теоретические основы использования игровых технологий в процессе воспитания. Специфика игровых технологий, применяемых в работе с детьми разного возраста. Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие. Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные игры. |
Праздники и массовые мероприятия в школе | Методика проведения праздничных мероприятий. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики. Работа со зрителями. Призы. |
ДОО в воспитательном пространстве | Цель и задачи ДОО. Роль ДОО в формировании детей. Название, нормативные документы ДОО в школе. Членство. Информационный стенд ДОО. |
Особенности возрастного развития детей | Основные характеристики. Психолого-педагогические доминанты развития. Принцип сотрудничества Младшее школьное детство (7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство (15-18 лет) |
Всё о детском коллективе | Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Алгоритм формирования коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом. |
Оформительский практикум | Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд. Объявление. Изготовление призов, дипломов. Оформление сцены, зала. |
Аналитическая деятельность старшего вожатого | Целеполагание. Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление четкой программы действий, выбор методов. Собственно аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение. Выводы. Различные виды анализа: Оперативный. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный. Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.). Итоговый. |
Гигиена самосбережения | Профессиональное здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания. Проф. заболевания. Причины заболеваний. Рекомендации. Методика саморегуляции. |
Школа интересных каникул | Организация работы летнего пришкольного лагеря труда и отдыха. Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий. Тематические периоды . |
Участие в мероприятиях | Конференция районной ДОО «Радуга», Акции. Конкурсы вожатского мастерства «Штурман детства», лидеров «Моя инициатива». Фестиваль ДОО районный и республиканский. Конкурсы для членов ДОО |
Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Тестирование. Анкетирование. |
Содержание программы 2 года обучения
Темы | Содержание |
Вводное занятие | Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Входное тестирование |
Норм правовое обеспечение деятельности ДОО в школе | Нормативные документы. Международные, федеральные, региональные нормативные документы. Разработка Устава ДОО, различных положений мероприятий. |
Аналитическая деятельность старшего вожатого | Различные виды анализа: Оперативный. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный. Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.). Итоговый. Разработка методических материалов по результатам анализа. |
Программное обеспечение деятельности детской организации | Технология создания программ развития детских организаций. Содержание. Этапы реализации. Оформление. Паспорт программы. Вариативно-программный подход в деятельности общественных организаций. |
Детское и молодежное общественное движение | Детские и молодежные общественные организации Чувашской Республики и России. Фестиваль ДОО. Государственная поддержка ДОО |
Лидерство. Работа с детским активом | Теоретическое обоснование лидерства. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Проявления лидерства. Лидеры - созидатели. Лидеры – разрушители. Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные лидеры. Позиция актива в коллективе детей. Организаторские способности актива. Школа актива. Систематичность и традиции. Система поручений |
Социальное проектирование | Теоретические основы метода проектов. Подготовка детей к работе над проектом. Выбор проблемы. Сбор информации. Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация плана действий. Подготовка к защите. Презентация проекта. Рефлексия |
Информационно-оформительская деятельность | Школьная газета. Стенгазета. Объявления. Оформление комнаты школьника, тематических стендов. Летопись детской организации |
Мониторинг и педагогическая диагностика | Объект, критерии, показатели и содержание мониторинга. Методы и способы диагностики. Диагностика индивидуальных особенностей личности, диагностика уровня развития коллектива. |
Общение. Искусство публичных выступлений | Как говорить. Как слушать. Как понять собеседника. Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные средства общения. Культура речи. Ораторское искусство. Навыки выступления. Содержание. Тело и движения. Голос и интонация. Содержание. Юмор. Подготовка к выступлению. Презентация |
Толерантность и разрешение конфликтов | Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание конфликтных ситуаций. Позиция вожатого |
Праздники и массовые мероприятия в школе | Нестандартные формы проведения массовых мероприятий. Традиционные мероприятия. КВН в школе. Конкурсы и соревнования. Тематические дни. Календарные праздники |
Методическая продукция. Конкурсная документация. | Виды методической продукции: информационно-пропагандистская, прикладная, организационно-инструктивная. Подготовка документации на конкурсы. |
Аттестация старшего вожатого. | Положение об аттестации педагогических работников. Прохождение курсов. Повышение квалификации. Заявление. Портфолио старшего вожатого. Открытое занятие |
ИКТ в деятельности старшего вожатого | Возможности мультимедийной презентации. Создание фильмов. Видеосопровождение мероприятий. Наложение звука. Аудиофайлы. Работа с фотоматериалом |
Школа интересных каникул | Программное обеспечение каникулярного периода. |
Участие в мероприятиях | Конференция районной ДОО «Радуга», Акции. Конкурсы вожатского мастерства «Штурман детства», лидеров «Моя инициатива». Фестиваль ДОО районный и республиканский. Конкурсы для членов ДОО |
Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Тестирование. Анкетирование. |
Обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо методическое и материальное обеспечение:
- Оборудование
Помещение для занятий или зал
Канцтовары
Аудио-видеоаппаратура
Компьютер, проектор
Столы, стулья
Флипчат (доска со сменными листами ватмана)
- Методическое обеспечение
Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Анкеты
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
Список литературы
- Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре
- для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
- Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
- Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Выпуск №3 из серии «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Нижний Новгород : ООО «Педагогические технологии», 2004.
- Лысюк Г.П. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
- Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел.
- Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
- Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
- Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
- Сердюкова О.А. Программа профильного курса «Школа вожатого» // Классный руководитель № 4/2007 г.
- Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
- Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
- Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
- Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
- «Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Программа дополнительного образования "Актерское мастерство"
Занятия драматического кружка способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, они помогают в воспитании гражданской активности...