"Школа вожатского мастерства"
методическая разработка (11 класс) на тему
Программа развития вожатского дела в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vozhatskogo_masterstva.docx | 74.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
--------------------Н.П.Сорокина
ПРОГРАММА
Школа вожатского мастерства
Автор программы:
Педагог-организатор
Медведева Ирина Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если на месте тебе не сидится,
Хочется петь, танцевать, веселиться,
Хочется в игры с детьми поиграть -
В "Школе вожатого" будем вас ждать.
Если вы неугомонный народ
Школа вожатых с нетерпеньем вас ждет.
Как показывает практика, существенную поддержку в работе педагогов начального звена и воспитателей пришкольных лагерей может оказать вожатский отряд, сформированный из числа учащихся старших классов. Старшеклассники проходят подготовку в Школе вожатского мастерства, активно работают с учащимися младших классов, помогая им в подготовке к различным мероприятиям, конкурсам, проектам. Это помогает учащимся овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками, психологическими особенностями возраста, дает возможность объективно оценить себя и свои способности: «Могу ли я стать организатором, могу ли придумать оригинальные идеи, или, возможно, я обладаю знаниями, необходимыми всей команде?» На эти и другие вопросы каждый вожатый получает ответы в ходе практической работы с классным коллективом и в пришкольном оздоровительном лагере.
Проект позволяет выявить социально активных подростков, раскрыть лидерский потенциал участников, формировать активную жизненную позицию, помогает подросткам в профессиональном самоопределении.
Цель проекта :
Подготовка кадров для работы вожатыми в младших классах и в пришкольных лагерях с дневным пребыванием, создание условий для развития качеств делового лидера.
Задачи:
- Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
- Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- Формирование вожатских умений в процессе с детьми младшего школьного возраста.
В процессе освоения программы учащиеся приобретают следующие знания и умения.
Знания:
- Основные приемы эффективного общения.
- Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
- Особенности временного детского коллектива.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
- Игровая деятельность, возможности игры.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Умения
- Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе(отряде), определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
- Организаторские (организация жизнедеятельности в классе (отряде), организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми и педагогами)
- Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
- Прикладные (оформление уголка, изготовление сувениров и т.п.)
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, первый помощник классного руководителя и воспитателя в отряде, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
2.Особенности современных детей и условия, в которых работает вожатый - детский пришкольный лагерь(класс), требуют от вожатых элементарных психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе с маленькими детьми
3. Занятия в рамках программы должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в классных коллективах начального звена и пришкольном летнем лагере, методике организации досуга детей.
План и механизм реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- разработка программы;
- подготовка к деятельности по реализации программы;
- подготовка методических материалов;
2. Основной этап:
- знакомство с подростками – слушателями «Школы вожатского мастерства», выявление их способностей;
-реализация программы;
3. Заключительный:
- подведение итогов работы Школы вожатского мастерства;
- сдача зачёта, вручение сертификатов о прохождении курсов «Школы вожатского мастерства», вожатский концерт. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 2часа. Проект предусматривает теоретические и практические занятия, также предполагается домашнее задание.
Материально-технические условия:
Для реализации программы используются:
- актовый зал школы
- аудио- и видеоаппаратура для проведения занятий;
- канцелярские принадлежности;
- призы и награды для стимулирования.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
После прохождения полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний и умений, приобрести определённые навыки
Вожатый должен:
Знать:
-Обязанности вожатого;
-Возрастные психологические особенности детей младшего возраста;
- Особенности временного детского коллектива;
- Способы профилактики конфликтов;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
-Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;
Уметь:
- Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;
- Оформить отрядный уголок, подготовить оформление для
мероприятия;
- Составить сценарий мероприятия;
Приобрести навыки:
-Организатора группы;
-Работы в группе;
-Владения возможными социальными ролями в коллективе;
Оценка готовности вожатых определяется по зачетной системе:
№ | Предмет | Зачетное требование |
Отрядные дела | 1. Приготовить отрядное дело заданной направленности (домашнее задание- работа в группах) 2. Необходимо приготовить рекламу своего мероприятия – листок формата А4, который содержит краткую аннотацию дела. | |
Игры | 1. Подвижная игра на знакомство должна быть оригинальной. Время проведения – 5 минут. Проводится на открытом воздухе. 2. Игра с эстрады. Должна быть оригинальной. Проводится в актовом зале. 3. Викторины на заданные темы. Время проведения – не более 15 минут | |
Песни + Танцы + Актерское мастерство | 1. Номер на вожатский концерт | |
Оформление | 1. Эскиз отрядного уголка на заданную тему. Формат – лист ватмана. Параметры – информативность, эстетичность, творческий подход | |
Психологический | 1. Станция для тропы (игра на доверие). | |
Огоньки | 1. Огонек знакомств 2.Огонёк вожатых(анализ дня) |
После прохождения полного курса учебной программы подросткам выдается Сертификат участника проекта «Школа вожатского мастерства»
Календарно-тематическое планирование
N занятия | дата | Тема занятия |
13.09 | Организационное собрание. Ознакомление с проектом «Школа вожатского мастерства» Практика: Игры на знакомство. | |
15.09 | Теория: Краткое введение в специальность. «Что должен знать, уметь и делать вожатый?» - профессиональные и личностные качества, навыки вожатого, его должностные обязанности. Анкетирование. | |
20.09 | Теория: Перечень необходимой документации вожатого (тематические папки, дневники, летописи интересных дел, фотоотчёты)
Практика: Творческие визитки | |
22.09 | Теория: Возрастная классификация детей младшего школьного возраста. Практика: Игровой практикум | |
5. | 27.09 | Теория: Курс практической психологии или как научиться добиваться успеха Практика: Психологический треннинг |
6 | 29.09 | Теория: Основное средство сплочения коллектива Стадии КТД(предварительная работа,планирование,проведение,подведение итогов) Практика: Разработка КТД |
7 | 04.10 | Практика: Проведение и анализ КТД |
8 | 06.10 | Теория: Лидерство в детском коллективе. Практика: Песенный практикум |
9 | 11.10 | Теория: Методика проведения праздничных мероприятий Практика: Оформительский практикум. Изготовление афиши(объявления), оформление сцены, зала. |
10 | 13.10 | Практика: Работа над сценарием «Праздник Осени» для младших школьников |
11 | 18.10 | Практика: Работа над сценарием «Праздник Осени» |
12 | 20.10 | Практика: Проведение Праздника Осени в начальных классах |
13 | 25.10 | Теория: Методика анализа проведённого мероприятия Практика: Песенный практикум |
14 | 27.10 | Теория: Сложные педагогические ситуации, межличностные и групповые конфликты. Варианты их решения. |
15 | 01.11 | Теория: Основы актерского и сценического мастерства. Практика: Конкурс актёрского мастерства |
16 | 03.11 | Теория: Основы использования игровых технологий. Классификация игр. Практика: Игровой практикум |
17 | 08.11 | Практика: Игры на развитие лидерских качества |
18 | 10.11 | Практика: Кричалки, подвижные игры. |
19 | 15.11 | Практика: Работа над сценарием мероприятия, посвящённого Дню Матери |
20 | 17.11 | Практика: Подготовка праздника к Дню Матери |
21 | 22.11 | Практика: Изготовление праздничных сувениров для мам. |
22 | 24.11 | Практика: Праздник «Для милых мам»в начальных классах |
23 | 29.11 | Практика: Оформительский практикум. Оформление наградного материала(открытки, медали и т.п.) |
24 | 01.12 | Теория: Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие |
25 | 06.12 | Теория: Отрядный уголок. Каким он должен быть Практика: Оформительский практикум Оформление отрядных уголков. |
26 | 08.12 | Практика: Оформление отрядного места |
27 | 13.12 | Практика: Работа над сценарием к новогоднему утреннику для младших школьников |
28 | 15.12 | Практика: Оформительский практикум. Мастерская Деда Мороза. |
29 | 20.12 | Практика: Работа над сценарием Новогоднего утренника |
30 | 22.12 | Практика: Работа над сценарием Новогоднего утренника |
31 | 27.12 | Практика: Новогодний утренник |
32 | 29.12 | Практика: Новогодний ералаш. Конкурсно- развлекательная программа для вожатых |
33 | 03.01 | Практика: Игры на свежем воздухе для малышей |
34 | 05.01 | Практика: Зимние весёлые старты |
35 | 10.01 | Теория: Методика проведения отрядного огонька Практика: Песенный практикум |
36 | 17.01 | Теория: Методический материал для проведения отрядного огонька Практика: Проведение тематического отрядного огонька |
37 | 19.01 | Практика: оформление стенгазеты определённой тематики |
38 | 24.01 | Теория: Теоретическое обоснование лидерства. Лидеры-созидатели, лидеры-разрушители; Организаторские способности актива |
39 | 26.01 | Теория: Как говорить Как слушать. Как понять собеседника. Виды общения. Практика: танцевальный практикум |
40 | 31.01 | Теория: Культура речи. Ораторское искусство Практика: Художественное слово |
41 | 02.02 | Теория: Роль ведущего в проведении мероприятия. Искусство держаться на сцене. Практика: танцевальный практикум |
42 | 07.02 | Теория: Нестандартные формы проведения массовых мероприятий Практика: актёрское мастерство |
43 | 09.02 | Практика: песенный и танцевальный практикум |
44 | 14.02 | Теория: Методика составления и проведения тематической викторины Практика: Проведение викторины |
45 | 16.02 | Теория: Как интересно провести спортивное мероприятие Практика: Весёлые старты |
46 | 21.02 | Практика: Проведение мероприятия к Дню защитника Отечества в начальных классах |
47 | 24.02 | Практика: Игровой практикум (Игры народов России) |
47 | 28.02 | Практика: Очумелые ручки. Изготовление сувениров к Международному женскому дню. |
48 | 02.03 | Практика: работа над сценарием детского утренника, посвящённого Дню 8марта |
49 | 06.03 | Практика: Проведение утренника |
50 | 09.03 | Практика: Анализ проведённого мероприятия Песенный практикум |
51 | 14.03 | Теория: Развитие коллектива в условиях детского лагеря |
52 | 16.02 | Теория: Логика развития лагерной смены. 3 периода лагерной смены |
53 | 21.03 | Теория: Организационный период в детском оздоровительном лагере Практика: Игры на знакомство и выявление лидера |
54 | 23.03 | Теория: основной период лагерной смены Практика: игры на сплочение коллектива |
55 | 28.03 | Теория: Заключительный период лагерной смены Практика: Проведение прощального огонька |
56 | 30.03 | Теория: Традиции и легенды вечернего огонька |
57 | 04.04 | Теория: Правила личной гигиены. Предупреждение опасных ситуаций для жизни и здоровья детей |
58 | 06.04 | Теория: Соблюдение режимных моментов Практика: Кричалки на различные режимные моменты |
59 | 11.04 | Практика: Составление плана- сетки |
60 | 13.04 | Практика: Копилка вожатого( игры, конкурсы, кричалки….) |
61 | 18.04 | Теория: Подготовка и проведение общелагерного мероприятия Практика: Песенный практикум |
62 | 20.04 | Практика: Проведение акций и флешмобов |
63 | 25.04 | Практика: Игровой практикум |
64 | 27.04 | Теория: Работа органов самоуправления в детском лагере |
65 | 02.05 | Теория: Как правильно организовать поощрение и награждение в оздоровительном лагере Практика: Изготовление наградного материала |
66 | 08.05 | Практика: Вахта памяти. |
67 | 11.05 | Практика: Оформительский практикум. Отрядный уголок. Отрядное место |
68 | 15.05 | Практика: Подготовка к вожатскому концерту |
69 | 18.05 | Практика: Подготовка к вожатскому концерту |
70 | 23.05 | Сдача теоретического зачёта |
71 | 25.05 | Сдача практических зачётов |
72 | 30.05. | Творческий отчёт. Вожатский концерт. |
ИТОГО: 144 часа |
Кадровое обеспечение:
В реализации проекта участвуют 6 человек
1.Методист РКМЦ «Луч» (готовит теоретическую базу программных занятий, оказывает помощь в разработке сценариев занятий)
2.Специалист РКМЦ «Луч»(непосредственно ведёт занятия Школы вожатского мастерства)
3.Педагоги дополнительного образования( хореограф, руководитель театрального кружка, руководитель вокальной студии, руководитель кружка «Умелые руки»( приглашаются на практические занятия)
Схема управления реализацией программы
Общее руководство за ходом реализации программы
осуществляет руководитель программы, который обеспечивает реализацию
программы и производит контроль и оценку реализации этапов программы.
Он же организует информационное и методическое обеспечение по ходу
реализации программы.
Специалист, который непосредственно ведёт занятия в Школе вожатского
мастерства приглашает на практические занятия педагогов дополнительного образования.
Система оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности программы будут использованы
следующие методы:
1. Анкетирование подростков на начальном этапе и на заключительном этапе;
2. Анализ участия каждого подростка в творческих делах, уровня активности и достижений;
3. К закрытию Школы вожатского мастерства будет подготовлен аналитический отчѐт о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы, вожатский концерт.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1991.
2. Беляков Ю.Д. Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС- 8. –М.: Педагогическое общество России, 2004.-192с
3. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
4. Возьмитесь за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО “Игра – дело серьезное”. М., 1996.
5. Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
6. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
7. Детство: Краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.
8. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительных учреждений. М., 1998.
9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Вестник образования – № 2, 2005.
10.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6, стр. 12.
11.Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып.8./ Ред. Н.Б.Крылова. М., 1998.
12.Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сост. Г.П. Лысюк. – Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
13.Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел. 14.Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
15.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16.Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
17.Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
18.Таран Ю. Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. - Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. – 176 с.111
19.Фантазия + творчество = каникулы: Метод. и практ. материалы в помощь организаторам оздоровит. отдыха детей и подростков. М., 1994.
20.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию
Приложение №2
Методический материал
для проведения занятий
Я в вожатые пойду, пусть меня научат.
1. Опытный вожатый. Кто это?
Профессия педагога-вожатого, конечно же, требует как природных, так и профессиональных качеств. К последним следует отнести организаторские, коммуникативные способности. Важны в его работе способности понимать ребенка, воодушевлять детей, быть общительным.
Отрядный вожатый организует деятельность отряда совместно с активом, составляет план работы отряда, распределяет поручения и оказывает помощь в их выполнении, проводит коллективно творческие дела. Вместе с ребятами оформляет отрядный уголок, отрядное место, выпускает газету. Организует различные формы коллективной и индивидуальной работы с детьми, обеспечивает условия для развития интересов детей, их творческой индивидуальности, в то же время следит за соблюдением детьми режима, организует их быт.
Где же та невидимая граница, которая отличает опытного вожатого от неопытного? Кто тот судья, который сможет дать заключение, поставить своеобразный диагноз – «Опытный вожатый»? Кто это решает: администрация, дети, родители, коллеги-вожатые?
Не знаю, как это происходит, но опытного вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Опытный вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
Опытный вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе.
Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
Опытный вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить, а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели. А еще опытного вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых. Он увлекается педагогикой, психологией. Этот список можно продолжать. Дело в том, что многие опытные вожатые ведут свои записные книжки, которые являются просто «энциклопедией» работы с детьми.
Следует помнить, что дети на первое место у вожатого ставят общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение. По мнению ребят, вожатый должен обладать талантом сотрудничества, убеждения, иметь конструктивное мышление, а также быть хорошим организатором и немного актером.
2. Что такое хорошо, что такое плохо?
(основы вожатской этики)
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Педагогическая этика очень специфична, в ней большее количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки особенной теории.
Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.
Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.
Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.
Этика взаимоотношений со старшими по должности. Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Умей общаться, Вожатый!
Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:
1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.
3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
5. Владение чувством юмора.
6. Владение словом.
При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.
С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.
Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.
Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.
1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.
2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.
3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.
4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.
5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.
Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:
1этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:
- как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
- у кого спросить совета;
- кого поддержать улыбкой, теплым словом.
2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.
3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения.
В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.
4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.
Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.
Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.
Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).
Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:
- будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;
- развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;
- умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);
- учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;
- следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.
Взаимоотношения с коллегами. В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:
1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.
2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.
3. Установите общие точки зрения.
4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.
5. Найдите общие точки зрения.
Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же. Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.
Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».
Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
3. Сумей игру затеять
(методика организации игр в отряде)
Представить себе летний оздоровительный лагерь без игр, забав, развлечений просто невозможно.
Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей.
Для того чтобы правильно организовать, «поставить» игрy, у вожатого должна быть соответствующая подготовка и он всегда должен помнить, что такое игра.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
Игра — полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
Дети любят и хотят играть, поэтому вожатый должен в совершенстве владеть методикой проведения различных игр.
Перед началом проведения игр вожатый должен составить план, во что он будет играть. Продумав заранее ход игры, определите место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывайте возраст и пол, количество участников. Не спешите вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинайте с простых, но интересных.
Вожатый должен всегда иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Организатору не помешает иметь сборники игр. Их можно купить или составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. (Такую игротеку можно брать с собой для работы). Вожатому удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.
Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.
Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:
- название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика);
- каковы роли играющих, их исходное положение;
- ход игры и цели, к которым стремятся играющие;
- чем заканчивается игра;
- правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.
Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).
Водящего, который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению руководителя; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.
Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д.
Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.
Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению руководитель.
Организатором игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко руководитель берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.
Судьей же может быть кто-то из ребят или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому организатору надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.
Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения. Задачи вожатого не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведению игр при самостоятельной их организации. Помните, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом, физическом и духовном росте участников игры.
4. Все дела творчески. . .
(методика организации коллективного
творческого дела (КТД)
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.
Коллективно творческое дело это:
Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.
Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
- высока мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Реализацию коммуникационных потребностей.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
Мы уже упоминали о мотивации ребенка для участи в каком – либо деле. КТД не исключение Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
- Потребность в коммуникации;
- Выполнение данного КТД, для того, что бы принимать участие в других делах;
- Желание выиграть (дух соревнования);
- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
- Осознание развивающей роли КТД;
- Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.
Главные принципы КТД таковы:
* воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
* обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:
- участник,
- генератор идей,
- участник - организатор,
- организатор.
Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.
Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило, младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).
Работа над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят. Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.
Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.
Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.
Организация КТД имеет следующие этапы:
1. Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла.Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора (вожатого) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему измениться в этом мире (в отряде, в лагере) после этого дела. Кому оно вообще нужно? (для ребят). На этом этапе руководитель и члены коллектива определяю конкретные задачи данного КТД, намечаю свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).
2. Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.
На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.
3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача вожатого на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело.
На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех детей.
Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Вожатый может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым, способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно - разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.
4. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
5. Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.
6. Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.
Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.
Каким образом сделать так, чтобы задуманное дело стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?
- Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.
- Подготовка к делу должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.
- Коллективное творчество должно стать полем для самовыражения личности ребенка.
- Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.
- Каждый ребенок должен найти в подготовке к делу и в самом деле для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного, обученного и подготовленного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора.
Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.
Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"
Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....
Школа вожатского мастерства.
Сценарий районного мероприятия для будущих вожатых для работы на пришкольных оздоровительных площадках....
Программа "Школа вожатского мастерства"
Программа расчитана для детей 14-18 лет. Цель программы: подготовка кадров для работы вожатыми в пришкольных лагерях дневного пребыванияетний детей в канникулярный период ....
Сценарий открытия Школы вожатского мастерства
ШВМ это школа для вожатых летних пришкольных лагерей....
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...