деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.
статья на тему

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.docx

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Возрождение»

Выступление на августовской конференции

«Деятельность социального педагога в процессе  социализации и воспитания обучающихся в условиях

введения ФГОС»

Социальный педагог

Н.В. Аверкина

I категория

Куйтун, 2015г.

«Деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях

введения ФГОС»

Организация комплексного социально-педагогического сопровождения обучающихся в контексте  внедрения ФГОС второго поколения  в образовательных учреждениях является необходимым условием, обеспечивающим достижение обучающимися личностных результатов развития на начальной, основной и старшей ступени обучения.

Целью социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении является создание оптимальных условий для позитивной социализации ребенка.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, инновационная деятельность же требует все большего творческого применения сил.

Принято выделять две основные группы факторов:

экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

 К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ.

 Социальная педагогика здесь, как и прежде, как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения.

Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении

1. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  • Реализация мероприятий, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми, преодоление семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание реабилитационной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
  • Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

2. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей.

Задачи:

  • Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.
  • Развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
  • Проведение мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
  • Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
  • Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.

 3. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Задачи:

  • Обеспечение гарантии прав ребенка на получение социальной и психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
  • Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.

Этапы организации социализации обучающихся:

Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

Этап социализации обучающихся включает:

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы

     Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы.

Главная цель социального педагога - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-психологические) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления.

Для реализации поставленных задач на основе существующих внеурочных программ мною была разработана программа внеурочной деятельности в 5-х классах «Путь к успеху».

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Основными задачами программы являются:

научить положительной коммуникации и активному взаимодействию всех членов группы;

сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;

развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

В своей работе социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.

Работа социального педагога с родителями.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей после- дующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни

Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.

Но родителей в силу социально-экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности.

И в первую очередь это взаимосвязь с классным руководителем.

Работа социального педагога и классного руководителя
связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник.

Классный руководитель является  связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам

- оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

- своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

-получение какой-либо специальной информации или консультации.

- оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

- своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

- получение какой-либо специальной информации или консультации.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

           Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.

         В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь с заместителем директора по воспитательной работе, со школьным психологом, классными руководителями, а также идет огромная помощь со стороны отделения полиции, медицинских учреждений, органов опеки и попечительства, организаций дополнительного образования детей и подростков. Более частые совместные мероприятия и различные собрания способствуют лучшей воспитательной работе.

             Можно сделать вывод, что миссия школы в контексте социальной деятельности— дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

    Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности.


Список использованной литературы:

  1. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.
  2. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
  3. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. - сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
  4. Справочник социального педагога: 5-11 классы /авт. – сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336с. – (Педагогика. Психология. Управление)
  5. Устюгова И.А., директор МБОУ «ЦПМСС», Григорович М.В., заместитель директора МБОУ «ЦПМСС»  Организация деятельности социального  педагога общеобразовательного учреждения (методические рекомендации): С. Оскол, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Типы семейного воспитания и деятельность социального педагога

Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий определения неблагополучной семьи. Дефекты воспитан...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

«Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»

laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...