Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении.
консультация на тему

Отклоняющимся  поведением принято на­зывать социальное

поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).

 Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его

особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и

настораживают родителей, учителей, общественность и т.д. Эти

особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых

норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков,

нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона,

представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его

личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков  с отклонением в поведении.  

Отклоняющимся  поведением принято называть социальное

поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).  Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его

особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и

настораживают родителей, учителей, общественность и т.д. Эти

особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых

норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков,

нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона,

представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его

личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие

особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную

направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное,

целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в

основе   нравственных и иных личных свойств и качеств индивидуума.

Таким образом, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены причинами, которые можно разделить на группы:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок (подросток)

ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него

необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности

неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов

 поведения;                                  

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием

семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье,

систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со

сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым,

жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по

классу и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, 

возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами

физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и

внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием

позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и

развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией,

смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая

безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного,

невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства

одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают

чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к

объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности

судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность

мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических

вкусов способствуют выбору детьми  подросткового возраста негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на

формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе

играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической,

социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

   Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма

неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами

отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных

местах, и даже дома (в семье) . Особенно благоприятную обстановку

для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда,

с ее  безличным характером взаимоотношений между людьми, с

большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих

экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных

норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ,

ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и

саморазрушающего поведения в подростковой среде.

 В связи с чем,  проблема оказания помощи, поддержки детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Перед современными школами  ставится первоочередная задача- организация действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков ( профилактика правонарушений среди несовершеннолетних).

И это не удивительно ведь большую часть своего детства дети проводят в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды их развития. Ведь школа для ребёнка - это не просто учреждение, где он получает набор определённых знаний по разным предметам, но это и место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя к взрослой жизни.

Не мало важная роль здесь принадлежит деятельности социального педагога, который является главным посредником между ребёнком и теми, кто его окружает: учителями, классными руководителями, администрацией школы, родителями или лицами их заменяющими и т.д.

  Вашему вниманию предлагается алгоритм социально- педагогического сопровождения детей,      подростков  с отклонением в поведении  (на примере МБОУ-средней общеобразовательной школы №3 г.Мценска)

  Социально-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется мною совместно, в первую очередь, с педагогическим коллективом, администрацией школы, медперсоналом, психологом; во вторую, со всеми сопричастными организациями, а именно: инспекторами  по делам несовершеннолетних, председателем  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с специалистами ППМС – Центра, Центра социальной помощи семье и детям им.А.С.Беланова, наркодиспансером и т.д.

 Работа  в школе  ведётся как с детьми, подростками с отклонением в поведении, так и с их родителями. 

Выявление учащихся с отклонением в поведении. На начало учебного года все классные руководители совместно с социальным педагогом ( при необходимости с инспекторами и участковыми, завучем по воспитательной работе) посещают семьи учащихся.  Составляется первичный акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи. При повторном посещении семьи, составляется акт повторного посещение . После изучения материально-бытовых условий проживания семей, совместно с классным руководителем составляются социальный паспорт семьи.  С целью выявления детей, совершивших правонарушения, склонных к девиации ( из числа вновь прибывших)    социальный педагог поддерживает связь с инспекторами  по делам несовершеннолетних г.Мценска и Мценского района, председателем  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  и т.д. После чего на каждого такого ребёнка оформляются учётные карточки. В сентябре месяце социальный педагог составляет списки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( в том числе категория детей с отклонением в поведение) и дети, находящиеся в  социально опасном положении. Списки предоставляются в ППМС-Центр, Центр социальной помощи семье и детям им.А.С.Беланова, председателю  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Мценска.  Следует отметить, что наша школа уделяет особое внимание работе с детьми, подростками с отклонением в поведении, в связи с чем как сначала , так и в течение всего учебного года численность учащихся постоянно меняется( приходят дети из других образовательных учреждений) Это как правило, обучающие, совершившие правонарушения обучаясь раннее в других учреждениях. В  МБОУ-средней общеобразовательной школы №3 г.Мценска существует два отделения: дневное и вечернее. Дети, подростки с отклонением в поведение получают знания и на одном отделении, и на другом.

Совместная работа с детьми, подростками с отклонением в поведении. В школе создан школьный совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В состав Совета профилактики входят: завуч школы, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, педагог и т.д. Заседание Совета проводится в течение учебного года по необходимости, но не реже 1 раза в квартал. На ближайшем заседании решаются вопросы о постановке некоторых обучающихся школы на внутришкольный учёт( после диагностиких методик педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога), закрепление за ребенком-правонарушителем  педагога, который  совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом следит за посещаемостью обучающего учебных занятий, за  его поведением и успеваемостью, осуществляется  социальный патронаж семьи в течение учебного года, в которых воспитываются такие обучающие, и т.д. Таких ребят мы стараемся вовлекать в классные, городские  мероприятия ( спортивные соревнования, эстафеты, рембригады, отряд барабанщиков и т.д.)  Дети, подростки с отклонением в поведении  на протяжении учебного года   посещают  школьные кружки и секции, принимают участия в заседаниях круглых столов, в групповых занятиях по профилактическим программам.  С детьми , подростками с отклонением в поведение и их родителями постоянно проводятся беседы и консультации с социальным педагогом, педагогом-психологом. Семьи, в которых воспитываются дети и подростки, с отклонением поведением постоянно посещаются представителями районных и городских рейдов совместно с социальным педагогом школы. В случае если подросток пропускает занятия по неуважительной причине, склонен к нарушению Устава школы. Сначала родителей приглашают для беседы с администрацией школы, на заседание школьного Совета профилактики, а в случае необходимости оформляются документы в комиссию по делам несовершеннолетних ( социальный педагог в заседание комиссии тоже принимает участие). В школе имеются  обучающие, совершившие проступок уголовно наказуемый. Социальный педагог участвует как на допросе  таких несовершеннолетних, так и в заседании суда.

Профилактика. Безусловно, в нашей школе проводится и профилактические мероприятия. Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних ,  врачом наркологом, гинекологом, педагогом-психологом , социальный педагог и классный руководитель  проводят в классах   беседы, классные часы, круглые столы ,посвящённые профилактике употребления наркотических средств, никотина и алкогольных напитков. Обучающимся  рассказывается о вреде употребления таких средств для молодого организма, о последствиях совершения правонарушений  в несовершеннолетнем возрасте. В практике мы сталкиваемся с семьями, в которых родители не выполняют  обязанности по воспитанию и обучению своих детей, ведущие аморальный образ жизни. В целях профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, работники школы совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, представителями органы опеки, председателем  комиссии по делам несовершеннолетних ,  решаем вопросы о помещение таких детишек в Центр социальной помощи семье и детям. им.А.С.Беланова (социальный приют). Далее с обучающимся и его родителями работают несколько структур. В школе имеются стенды , содержащие информацию на темы: « Закон суров, но он закон», « Профилактика вредных привычек» и т.д. Ежегодно социальный педагог совместно с педагогом- психологом, классными руководителями проводит мероприятия в рамках декад -Толерантности, Профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании ,Международного Дня памяти умерших от СПИДа и т.д. На протяжение учебного года социальный педагог проводит групповые занятия  с обучающими школы по профилактическим программам, таким как: « Полезные навычки» авт. Романова О.Л., Марченко Т.А. и т.д., « Все цвета, кроме чёрного» авт. М.М.Колесова, «Полезные привычки» авт. Т.Б.Гречаная, Л.Ю.Иванова и т.д., «Мой выбор» авт. И.Ф. Ахметова и т.д.  

  Работа в нашей школе с детьми, подростками с отклонением в поведении ведётся большая уже не один год. И социальный педагог играет в этом очень важную роль. Мы очень надеемся, что все проводимые  и намеченные мероприятия с детьми и подростками и их родителями ( в том числе и профилактические), позволят  и далее добиваться позитивных результатов  в работе с  обучающимися  с отклонением в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

работа содержит основную часть, лабораторную работу, список литературы и приложение....

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Социально-педагогическая запущенность у детей

Характеристика социально-педагогической запущенности, классификация, способы преодоления....

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"

Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...