СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
материал на тему
работа содержит основную часть, лабораторную работу, список литературы и приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statsya_grigoryan.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией вызывают тревогу педагогов и общественности. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляют около 20-30% обучающихся, а около 70% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Процессы кардинальных преобразований в современном обществе и в системе образования требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные творческой педагогической деятельности. Учитывая, что одной из главных сторон жизнедеятельности человека является труд, то ориентация на интересы личности, ее развитие прямо предполагает усиление роли трудовой подготовки, ибо она направлена на оказание самой гуманной помощи учащимся - помощи по вхождению в жизнь - и является наиболее эффективным средством социальной защиты, обеспечения нормального будущего.
Трудовое обучение связано с развитием у учащихся умственных и сенсомоторных способностей, технологической и проективной культуры, личностной, ценностно-ориентированной мировоззренческой установки на создание изделий, обладающих высокими потребительскими свойствами, реализацию в каждом конкретном продукте деятельности максимума научных знаний, технологии и эстетики, формирования ответственности за результаты труда и других социально значимых качеств личности.
Ведущее место в трудовой подготовке детей принадлежит образовательной области «Технология». Перед учителями технологии и предпринимательства стоит проблема поиска таких форм и методов коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями и давали бы положительный и достаточно быстрый эффект. Для реализации этих задач учитель технологии
должен иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах, их вызывающих, и путях их преодоления.
Содержание технологического образования и методические подходы к формированию трудовых умений и навыков у аномальных детей имеют свою специфику. Своеобразие интеллектуального и физического развития этих детей не позволяет руководствоваться типовыми программами и инструкциями. Учителя, работающие с детьми, имеющими отклонения в развитии, стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора содержания учебного материала, проектирования доступных для учащихся форм и методов работы и объектов труда.
Исследования показывают, что проектная деятельность детей с интеллектуальными отклонениями находит все большее распространение в коррекционных классах общеобразовательных школ. Для умственно отсталых детей методика выполнения школьных проектов имеет свои особенности, которые вытекают из особенностей их психического и физиологического развития.
Сфера возможного приложения труда таких детей носит относительно ограниченный характер. Однако это не снижает ответственность школы за выполнение своей основной социальной задачи - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, сформировать у них основы технологической культуры.
Таким образом, разработанные лабораторные работы могут помочь будущим учителям технологии получить основные знания по кор- рекционной педагогике и методике технологической подготовки детей, имеющих отклонения.
Тема: Социально-педагогическое обследование семьи, имеющей ребенка с отклонением в развитии.
Цель: закрепление знаний о методах диагностирования отклонений в развитии детей и порождающих их причин, формирование умений проведения социально-педагогического
бследования семьи, имеющей ребенка с отклонением в развитии. Ход работы:
- Ознакомиться с содержанием анкеты для родителей и методикой её проведения.
- Провести анкетирование семьи (по указанию преподавателя) на основе приложения 1.
- Ответить на контрольные вопросы:
- Какие сведения о семье позволяет выявить анкетирование?
- Как влияет семья на становление личности (развитие или коррекцию отклонений) ребенка?
- Какую роль в формировании личности ребенка играет состав семьи, участие в воспитании бабушек (дедушек), жилищные условия?
- Насколько объективной является оценка родителей?
ЛИТЕРАТУРА:
- Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - Собр. соч.: В 6 т. - М„ 1984.-т. 5.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция - М.: Просвещение. 1992.
- Мастюкова Б. М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. Книга для учителя, - М.: Просвещение. 1989.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция - М.: Просвещение. 1992.
- Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /
- Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, В. Н. Ялпаева; Под ред.
- А. Сластенина. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шахновская, Ю. А. Костенко- ва; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на несколько вопросов, касающихся Вас, Вашей семьи, особенностей развития и поведения Вашего ребенка.
При этом Вам полностью гарантируется неразглашение содержания Ваших личных и семейных проблем, индивидуальных оценок и мнений. Мы надеемся на Вашу искренность, заинтересованную помощь и доброе участие.
Работая с анкетой, Вам не придется много писать, так как основные возможные варианты ответов на вопросы уже даны и Вам остается лишь выбирать и подчеркивать те из них, которые наиболее точно выражают Ваше мнение,
наиболее близки к Вашей точке зрения. Однако в тех случаях, когда Вы посчитаете нужным, Вы можете записать на свободных строчках свой вариант.
Помните, что в этой анкете нет и не может быть ответов «плохих» и «хороших», «правильных» и «неправильных», поскольку здесь мы обращаемся к Вашей личностной позиции и Вашему жизненному опыту, которые индивидуальны и неповторимы.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье.
- женат (замужем)
- женат (замужем) в третьем и более браке
- в разводе
- никогда не состоял (-а) в браке официально
- вдов (-а)
- женат (замужем) вторым браком
- другое
- проживаю в общежитии
- имею 2-х комн. квартиру
- коммунальная квартира
- имею 3-х комн. квартиру
- снимаю квартиру
- собственный дом (часть дома)
- имею отдельную 1 комн. квартиру
- жилая площадь м2
- Сколько человек проживает с Вами совместно, «под одной крышей»? (обведите нужную цифру)
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
- Сколько у Вас детей? (обведите нужную цифру)
1 2 3 4 5 и более
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о каждом из детей (по предлагаемой схеме; нужное подчеркнуть)
- - мальчик девочка
- сколько лет
- родился от первого, второго, третьего брака, вне брака
- в настоящее время проживает вместе со мной, раздельно (у кого, где?)
- считается «трудным (-ой)»; официально в «трудных» не числится, но его (ее) поведение меня беспокоит; вполне благополучен (-на)
- - мальчик девочка
- сколько лет
- родился от первого, второго, третьего брака, вне брака
- в настоящее время проживает вместе со мной, раздельно (у кого, где?)
- считается «трудным (-ой)»; официально в «трудных» не числится, но его (ее) поведение меня беспокоит; вполне благополучен (-на)
3) - мальчик девочка
- сколько лет
- родился от первого, второго, третьего брака, вне брака
- в настоящее время проживает вместе со мной, раздельно (у кого, где?)
- считается «трудным (-ой)»; официально в «трудных» не числится, но его (ее) поведение меня беспокоит; вполне благополучен (-на)
А сейчас расскажите о том из Ваших детей, который считается «трудным».
- Насколько этот ребенок был (при рождении) желанным для Вас?
- мы очень хотели ребенка и с радостью его ожидали;
- к рождению ребенка мы откосились как к делу естественному и обычному, без особых эмоций;
- вообще-то иметь ребенка мы хотели, но в тот момент его рождение было нежелательным;
- отношение к будущему ребенку было у нас с супругом (ой) противоречивое;
- этого ребенка мы не планировали, можно сказать, что его рождение дело случая;
- затрудняюсь ответить.
- Состоял ли ребенок в период после рождения и до школы на учете у кого-либо из врачей? (нужное подчеркнуть)
хирург, лор, окулист, невропатолог, ортопед, аллерголог, ревматолог (другие специалисты)
- Ходил ли ребенок в детский сад? (да, нет)
- Отмечались ли у ребенка в дошкольном возрасте какие-либо отрицательные черты характера и нехорошие поступки? (да, нет) Если «да», то какие именно? (нужное подчеркнуть)
безответственность, воровство, вспыльчивость, грубость, драчливость, жадность, жестокость, замкнутость, злобность, зазнайство, лживость, лицемерие, мстительность, невнимательность, неряшливость, несамостоятельность, неуправляемость, обидчивость, плаксивость, плохая память, плохая сообразительность, рассеянность, склонность намеренно ломать, портить игрушки, мебель и т. п. (другое)
- Кто принимал непосредственное участие в воспитании ребенка в дошкольный период? (при необходимости можно указать несколько вариантов ответа)
я сам (-а) знакомые люди родители жены(мужа) отчим мачеха
другие родственники
- Были ли у Вашего ребенка трудности во время учебы в начальной школе (с первого по четвертый класс)? (да, нет, трудно сказать) Если «да», то какие, в чем они проявились? (нужное подчеркнуть).
Вспыльчивость, агрессивность, жестокость по отношению к животным, замкнутость, необщительность, не хотел учиться, ходить в школу, низкая успеваемость, плохое настроение, излишняя медлительность, на уроках «не успевал за классом», повышенная нервозность, раздражительность;
С большим трудом и со значительным опозданием научился читать, писать, считать, сильное волнение, боязнь отвечать перед всем классом, у доски, склонность ломать, бить, портить вещи и предметы, повышенная утомляемость. общая слабость, частые ссоры, конфликты с товарищами, (другое).
- Доставляют ли Вам эмоциональное удовлетворение те отношения, которые сложились у Вас с сыном (дочерью)?
Полностью удовлетворен(-а) существующими отношениями;
По большей части удовлетворен(-а);
Скорее удовлетворен(-а), чем неудовлетворенна);
Затрудняюсь ответить;
Скорее неудовлетворен(-а), чем удовлетворен;
По большей части неудовлетворен(-а);
Совершенно неудовлетворен (-а) сложившимися отношениями
- Оцените, пожалуйста, по 5-балльной системе (1 - наименьшая оценка, 5 - наивысшая), насколько в Ваших отношениях с сыном (дочерью) присутствуют следующие качества:
с Вашей со стороны
стороны сына (дочери)
Искренность Доброжелательность Понимание Доверие Симпатия Уважение Способность поддержать друг друга в трудную минуту
- в настоящее время проживает вместе со мной, раздельно (у кого, где?)
- считается «трудным (-ой)»; официально в «трудных» не числится, но его (ее) поведение меня беспокоит; вполне благополучен (-на)
3) - мальчик девочка
- сколько лет
- родился от первого, второго, третьего брака, вне брака
- в настоящее время проживает вместе со мной, раздельно (у кого, где?)
- считается «трудным (-ой)»; официально в «трудных» не числится, но его (ее) поведение меня беспокоит; вполне благополучен (-на)
А сейчас расскажите о том из Ваших детей, который считается «трудным».
- Насколько этот ребенок был (при рождении) желанным для Вас?
- мы очень хотели ребенка и с радостью его ожидали;
- к рождению ребенка мы откосились как к делу естественному и обычному, без особых эмоций;
- вообще-то иметь ребенка мы хотели, но в тот момент его рождение было нежелательным;
- отношение к будущему ребенку было у нас с супругом (ой) противоречивое;
- этого ребенка мы не планировали, можно сказать, что его рождение дело случая;
- затрудняюсь ответить.
- Состоял ли ребенок в период после рождения и до школы на учете у кого-либо из врачей? (нужное подчеркнуть)
хирург, лор, окулист, невропатолог, ортопед, аллерголог, ревматолог (другие специалисты)
- Ходил ли ребенок в детский сад? (да, нет)
- Отмечались ли у ребенка в дошкольном возрасте какие-либо отрицательные черты характера и нехорошие поступки? (да, нет) Если «да», то какие именно? (нужное подчеркнуть)
безответственность, воровство, вспыльчивость, грубость, драчливость, жадность, жестокость, замкнутость, злобность, зазнайство, лживость, лицемерие, мстительность, невнимательность, неряшливость, несамостоятельность, неуправляемость, обидчивость, плаксивость, плохая память, плохая сообразительность, рассеянность, склонность намеренно ломать, портить игрушки, мебель и т. п. (другое)
- Кто принимал непосредственное участие в воспитании ребенка в дошкольный период? (при необходимости можно указать несколько вариантов ответа)
я сам (-а) знакомые люди родители жены(мужа) отчим мачеха
другие родственники
- Были ли у Вашего ребенка трудности во время учебы в начальной школе (с первого по четвертый класс)? (да, нет, трудно сказать) Если «да», то какие, в чем они проявились? (нужное подчеркнуть).
Вспыльчивость, агрессивность, жестокость по отношению к животным, замкнутость, необщительность, не хотел учиться, ходить в школу, низкая успеваемость, плохое настроение, излишняя медлительность, на уроках «не успевал за классом», повышенная нервозность, раздражительность;
С большим трудом и со значительным опозданием научился читать, писать, считать, сильное волнение, боязнь отвечать перед всем классом, у доски, склонность ломать, бить, портить вещи и предметы, повышенная утомляемость. общая слабость, частые ссоры, конфликты с товарищами, (другое).
- Доставляют ли Вам эмоциональное удовлетворение те отношения, которые сложились у Вас с сыном (дочерью)?
Полностью удовлетворен(-а) существующими отношениями;
По большей части удовлетворен(-а);
Скорее удовлетворен(-а), чем неудовлетворенна);
Затрудняюсь ответить;
Скорее неудовлетворен(-а), чем удовлетворен;
По большей части неудовлетворен(-а);
Совершенно неудовлетворен (-а) сложившимися отношениями
- Оцените, пожалуйста, по 5-балльной системе (1 - наименьшая оценка, 5 - наивысшая), насколько в Ваших отношениях с сыном (дочерью) присутствуют следующие качества:
с Вашей со стороны
стороны сына (дочери)
Искренность Доброжелательность Понимание Доверие Симпатия Уважение Способность поддержать друг друга в трудную минуту
17. Опишите, пожалуйста, психологическую атмосферу Вашей семьи (по предлагаемой схеме). Для этого вам необходимо в баллах оценить выраженность особых «составляющих» этой атмосферы
Оценки в баллах имеют следующие значение: +3 - данное положительное свойство присуще семье практически всегда; +2 - данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев и ситуаций семейной жизни; +1 - данное положительное свойство проявляется достаточно часто; О - ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляются достаточно заметно, или в одинаковой степени проявляются и то, и другое; -1 - данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно; -2 - данное отрицательное свойство проявляется в большинстве случаев; -3 - данное отрицательное свойство проявляется практически всегда. Поставьте знак «+» в клеточках, соответст-
вующих вашему мнению:
В семье преобладает оптимистичное и жизнерадостное настроение. | Преобладают настроения подавленности, пессимизма, уныния. | |||||
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаиморасположение, симпатии. | Конфликтность в отношениях, антипатии, агрессивность | |||||
Членам семьи нравится бывать вместе, заниматься общими делами, совместно отдыхать. | В семье избегают тесного общения, стараются «уклониться» от контактов | |||||
Наличие определенной линии воспитании. | Отсутствие единой в семейном последовательной линии в семейном воспитании «бросание» из крайности в крайность | |||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, злорадных «подколов» | |||||
В семье уважают мнение друг друга | Каждый считает свою точку зрения главной и единственно правильной, проявляя нетерпимость к мнениям других. | |||||
Существует примерное равенство в распределении обязанностей между взрослыми членами семьи | Имеет место, выраженное неравенство «перекос» в распределении обязанностей | |||||
Равноправие в отношениях между членами семьи | Неравноправие в отношениях | |||||
К детям (если их в семье несколько) относятся одинаково, по справедливости | К детям в семье относятся по-разному: одних балуют и хвалят, других - принижают и ущемляют | |||||
В трудные минуты происходит эмоциональное единение членов семьи, когда «один за всех и все за одного» | В трудных случаях семья как бы «раскисает», возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения | |||||
Для семьи характерно чувство стабильности, надежности, защищенности: «мой дом - моя крепость» | Характерно чувство нестабильности, ненадежности и незащищенности | |||||
Семье знакомо чувство семейной гордости, «семейной чести» | Семье незнакомы такие понятия | |||||
+3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
18. Как Вы считаете, почему Ваш ребенок стал «трудным»? (Укажите три наиболее значимые, с Вашей точки зрения, причины)
- на мой взгляд, прежде всего, виновата все- таки школа: ведь я отдавал(а) туда нормального ребенка;
- видимо, я «перегнул(а) палку», т. е. мой стиль воспитания оказался слишком жестким, а теперь ребенок «вырвался» из-под контроля;
- дала себя знать дурная наследственность (гены);
- в комиссии по делам несовершеннолетних явно поспешили: поставили на учет, хотя повод был пустяковым - просто «из мухи сделали слона»;
- прежде всего виноват(а) он(а) сам(а): дол- жен(а) был думать, что делать и с кем связываться;
- к сожалению, я уделял(а) сыну (дочери) недостаточно внимания;
прежде всего, виновата та дурная компания, с которой связался мой ребенок;
- что поделать, так сложилась судьба и тут уже ничего не изменишь;
- виноват(а) он(а) сам(а) и прежде всего потому, что попался(ась), в то время как другие делают то же самое, но считаются при этом благополучными;
- по-видимому, я испортил(а) своего ребенка чрезмерной добротой;
- сами условия сегодняшней жизни подтолкнули моего ребенка на этот путь;
- другие причины
19. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы изменить поведение Вашего (-ей) сына (дочери) в лучшую сторону? (Укажите три, по Вашему мнению, наиболее действенных средства):
- перестать вмешиваться в наши семейные дела, не «дергать» нас, а уж с воспитанием собственного сына (дочери) мы как-нибудь справимся;
- помочь сыну (дочери) устроиться па хорошую работу, чтобы и время было занято, и деньги можно было заработать;
- не вижу ничего страшного в том, что происходит: на мой взгляд, такое поведение моего ребенка вполне естественно для его (ее) возраста. Со временем он (она) «перебесится» и
проблема решится сама собой, а потому предпринимать сейчас какие-либо специальные действия считаю излишним делом;
- предоставить нам, родителям, возможность больше зарабатывать, чтобы мы могли лучше удовлетворить запросы наших детей;
- лучше всего было бы разок хорошенько проучить его (ее), если бы за этим не последовали неприятности для меня самого;
- помочь ему (ей) разобраться в самом(ой) себе, в том, чего он (она) хочет и к чему стремится;
- усилить контроль за поведением моего сына (дочери) со стороны педагогов, милиции и других инстанций;
- прежде всего я хотел(а) бы научиться лучше понимать своего(ю) сына (дочь);
- изменить в лучшую сторону само теперешнее общество, в котором мы живем;
- другим людям (педагогам, милиции и т. д.) проявить внимание, заботу и понимание по отношению к моему ребенку, поддержать его;
- отправить сына (дочь) в спецПТУ, трудколо- нию и т. п., так как мне кажется, что ничто остальное уже не может его (ее) остановить;
- другое
Спасибо за участие в исследован
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"
Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана по...
Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Представлен опыт работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями....
Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития
В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель таких групп...
Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной с...
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии...
Взаимодействие учителя и семьи, имеющего ребенка с ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.
Очень важно оказать семьям, воспитывающих детей с ОВЗ психолого-педагогическую помощь, повысить их компетентность в вопросах образования, охраны, укрепления здоровья ребенка в условиях домашнего обуче...
Социально- педагогическая работа с семьей, имеющих ребенка под опекой.
В семье, принявшей ребенка под опеку или попечительство, существует множество проблем, обусловленных как предыдущей жизнью ребенка, так и вхождением ребенка в новую семью. Решение данных проблем являе...
Комментарии
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С О