Внеклассное мероприятие «Контакты и конфликты»
классный час (8, 11 класс) на тему

Нестеренко Оксана Сергеевна

Внеклассное мероприятие для 8 - 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontakty_i_konflikty.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»


Внеклассное мероприятие на тему:

«Контакты и конфликты»

для учащихся 8-11 классов


Провели:

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Педагог-психолог Свистунова Н.Н.

Таловая, 2014 г.

Тема: «Контакты и конфликты»

Цели:расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов, помочь учащимся осознать роль конфликтов в жизни человека.

Задачи:

  • сформировать собственные стратегии поведения у подростков в

конфликтных ситуациях;

  • научить разрешать конфликты посредством конструктивной позиции;
  • отработка навыка совместного поиска решения в конфликтной   ситуации; побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
  • формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;
  • помочь осознать подросткам свое эмоциональное состояние в стадиях

конфликта.

Оборудование и оформление: 

  • ручки, листы бумаги, бланки с текстами ситуаций, компьютер, проектор, экран, надувные шары;
  • компьютерная презентация.

Источники информации:

1. Ильгамова С. Что такое конфликт? //Школьный психолог - №13, 2007 г.

2.Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».Вып. 7 (17)).

3.Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения.// Школьный психолог - № 13, 2007 г.

4. Давыдова А.В. Классные часы: 11 класс/М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

Ход занятия

Социальный педагог: Тема нашего занятия – конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.

Педагог-психолог: Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов? Скажите, а нужны ли конфликты?

Ответы учащихся:

- Ой, ну зачем они нужны? Да, без них невозможно найти истину.

- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.

- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Социальный педагог: Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов.

Педагог-психолог: Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения. Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт и какие навыки применяем в конфликтной ситуации, а также чем кончается конфликт.  Чтобы разобраться в этом, проведем игру.

Игра «Шарики»

Разделить участников на пары, раздать каждой паре по  воздушному шару. Предложить двум участникам поделить воздушный шарик.  На  этом  примере обсуждение возможных способов решения конфликта.Выводы о необходимости совместного решения проблемы.

Варианты решения конфликта:

  1. Оба проиграли ("ни тебе, ни мне");
  2. Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут  испортить победителю радость победы);
  3. Оба выиграли,  если будут вместе  играть  этим шариком

Социальный педагог: Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки есть пять стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс.

Педагог-психолог: их характеристики:

  1. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки – «Плюшевый мишка», которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. Основной принцип поведения: «Все, что вы хотите – только давайте жить дружно» (слайд № 4)
  2. Избегание – уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свой панцирь. Основной принцип поведения: «Оставьте мне немножко и не трогайте меня» (слайд №5)
  3. Сотрудничество – поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А вы?» (слайд №6)
  4. Соперничество – стремление добиться своего в ущерб другому. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. Для этой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Основной принцип данной стратегии – идет напролом(слайд №7)
  5. Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок. Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить» (слайд №8)

Социальный педагог: Цель решения конфликта – нахождение решения, при котором выигрывают обе стороны или,  по крайней мере,  которое обе  стороны могут принять. Участникам конфликта необходимо:  выслушать друг друга,  понять, как выглядит ситуация с точки зрения другого,  понять интересы друг друга,  найти общие интересы.  Попытаться отказаться от борьбы друг с другом, постараться заняться совместным поиском решения стоящей перед ними проблемы.

Упражнение «Как вы поступите?» Предложить участникам разделиться  на 3 команды. Каждая команда получает карточку с ситуацией, которая напрашивается на конфликт. Затем всем дается время на обсуждение и принятие решений. Командам необходимо продемонстрировать полученную ситуацию и несколько вариантов решения этой проблемы. Затем все команды включаются в обсуждение и определяют, какое решение является наиболее эффективным.

Конфликтные ситуации:

  1. Как вы поступите, если друг взял у вас sim-карту и обещал вернуть через час. С тех пор прошло две недели, а sim-карту он так и не вернул. А она очень срочно вам нужна. Вы ему напомнили про нее, он обещал принести. Сегодня сказал вам: «Извини, я ее потерял».
  2. Как вы поступите, если вам нравится девушка, а в ваши отношения вмешивается другой, незнакомый тебе парень?
  3. Как вы поступите, если одноклассник попросил у вас телефон, чтобы срочно позвонить и проговорил все ваши деньги.

Педагог-психолог: В чём вред конфликтов между подростком и группой? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. (слайд №9)

К каким последствиям может привести такой конфликт?

  • унижение;
  • напряжение;
  • озлобленность;
  • разочарование;
  • невозможность достичь цели;
  • безысходность;
  • тревога;
  • беспомощность;
  • ненужность;
  • ответная агрессия;
  • суициды;
  • уголовная ответственность (слайд №10)

Упражнение «Дом»  участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».  Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Подведение итогов

Педагог-психолог: Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех? Какой стратегии хотели бы научиться? Что этому мешает?

Социальный педагог: Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда может эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость, знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего общения.

Педагог-психолог: Не забывайте, что в мире существует правило бумеранга "К тебе вернется все то, что ты сделал другим". Хорошие поступки порождают ответное добро, посеешь зло - оно вернется вдвойне.

Приложение

  1. Как вы поступите, если друг взял у вас sim-карту и обещал вернуть через час. С тех пор прошло две недели, а sim-карту он так и не вернул. А она очень срочно вам нужна. Вы ему напомнили про нее, он обещал принести. Сегодня сказал вам: «Извини, я ее потерял».

  1. Как вы поступите, если вам нравится девушка, а в ваши отношения вмешивается другой, незнакомый тебе парень?

  1. Как вы поступите, если одноклассник попросил у вас телефон, чтобы срочно позвонить и проговорил все ваши деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

Данное мероприятие разработано и проведено в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида г.Лабинска. Форма проведения: круглый стол. Тема для данной категории детей очень актуальна, так как кон...

Внеклассное мероприятие «Причины конфликтов и как избежать их в жизни»

Внеклассное мероприятие «Причины конфликтов и как избежать их в жизни»Цели:- рассмотреть причины возникновения конфликтных ситуаций в жизни пути выхода из них;- способствовать формированию позити...

Внеклассное мероприятие «Как предотвратить конфликт»

Цель: способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Контакты и конфликты»

Конфликт - это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология....

Тренинг "Контакты и конфликты"

Тренинг "Контакты и конфликты".  Работа представлена на методическую неделю Участие принимали ребята моего класса. Так же были задействованы: мультимедийная доска, поектор, презентация ...

Регулирование конфликта между подростками через внеклассное мероприятие

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного обучения с учащимися. Федеральные государственные образовательные стандарт...