Программа по социальной работе на 2015-2016 уч.г. "СОЦИУМ И СЕМЬЯ".
календарно-тематическое планирование на тему
Программа включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, основные направления социальной работы в школе. Планирование на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnoy_raboty_na_15-16.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВР Директор МОУ «СОШ №82»
О.Н.Булыгина____________ О.Н.Бурчевская ____________
«___»______________20__г. «___»________________20__г.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
«СОЦИУМ И СЕМЬЯ»
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила: социальный педагог –
Низовцева Ирина Владимировна
Котлас, 2015г.
1.Пояснительная записка.
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Начало жизни любого человека – семья. Это тот социальный институт, где закладываются основы всей жизни ребенка. Все мы родом из детства, наше поведение, наши взгляды, жизненные ценности закладываются именно в семье. И уже становясь учеником, ребенок осознает, что он является личностью, которая несет ценности именно своей семьи. Но если семья, находясь в сложной жизненной ситуации, причин которой может быть множество: родители потеряли работу, развод родителей, конфликтное взаимодействие и многое другое, не может в полной мере удовлетворить потребности ребенка в самореализации, воспитании, образовании, защите, то она нуждается в помощи из вне. Такая помощь может быть минимальной, а порой требуется целый комплекс реабилитационных мер, направленных на помощь семье при выходе из сложившегося кризиса, система работы всех специалистов ОУ. Поэтому огромную роль сейчас начинает играть школа с ее системой воспитательной работы, в которую включаются не только учителя, специалисты, классные руководители, но и родители. Любое образовательное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством проблем, их количество постоянно возрастает, в результате чего происходит усиление социальной функции образовательных учреждений. Не исключение стала и наша школа! В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» города Котласа Архангельской области в 2015-2016 учебном году успешно скомплектованы 23 класса: 11 классов – 1 ступени, 10 классов – 2 ступени, 2 класса – 3 ступени, всего 637 учеников. Это 127 учеников из неполных семей, 50 учащихся из многодетных семей; 10 - из неблагополучных семей, 6 детей, находящихся под опекой (попечительством), 9 детей-инвалидов, 34 учащихся из малообеспеченных семей, 2 ученика стоят на учете в милиции. Семьи наших учеников проживают в разных микрорайонах города. Но в большей степени это микрорайон школы №82, где находятся ДКЖ, детский парк культуры и отдыха.
Таким образом, можно сказать, что в школе обучается много детей из неполных семей, основные проблемы которых: материальные, проблемы воспитания. Часто родители обращаются с ними в школу, поэтому в данной программе уделяется много внимания работе с родителями, с семьей: родительские собрания по проблемам наркомании, курения, воспитания «трудных» подростков; посещение семей, консультации родителей; помощь семье, совместно с ЦСЗН, СРЦН, обществом «Красный Крест» (денежная, материальная); привлечение родительского комитета к работе с неблагополучными семьями (обсуждение на собраниях, совместное посещение неблагополучных семей, организация благотворительных акций: «В помощь детям-сиротам»). Требуется и коррекционная работа с «Трудными» детьми, работа по профилактике правонарушений, вредных привычек, привитие нормативно-правовой культуры, нравственных идеалов. Данное направление включает в себя: профилактические классные часы, беседы с инспектором по ДН, индивидуальные беседы, тренинги, проведение тестирования, анкетирования. Работает в школе и дисциплинарный совет по отдельно разработанному плану, основная задача совета: изучение и анализ состояния правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы; рассматривание персонального дела учащихся-нарушителей дисциплины и порядка.
Так как школа №82 находится в культурном центре города, большое внимание следует уделять организации досуга школьников, особенно это касается «группы риска» и детей из неблагополучных семей: устройство в кружки и секции, анализ внеурочной занятости учащихся.
В данной программе предусмотрен строгий контроль посещаемости занятий детьми «группы риска», детьми из неблагополучных семей, детей, занимающихся по индивидуальной программе (по медицинским, социальным показателям): «Карта посещаемости», «Контрольная неделя».
Отдельное направление – работа с детьми, находящимися под опекой (попечительством) и детьми из малообеспеченных семей: оказание материальной помощи (совместно с ЦСЗН, СРЦН, обществом «Красный Крест»); бесплатное питание в школе; обследование материально-бытовых условий проживания семей, где дети находятся под опекой (попечительством); анализ успешности опеки (попечительства), расходования средств, получаемых на подопечного; консультирование родителей: «Льготы детям-сиротам, социальным сиротам при поступлении в средние специальные, технические училища, высшие заведения; трудоустройство». Предусмотрен контроль питания детей из многодетных, малообеспеченных детей.
Ведется работа и с классными руководителями: информирование учителей о формах и методах работы с детьми «группы риска»; создание совместной системы работы по повышению успеваемости детей «группы риска».
2. Основная цель социальной работы в школе –
дальнейшее развитие и совершенствование системы профилактики, коррекции и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации.
3. Основные направления и задачи социальной работы.
Направления социальной работы в школе:
- Работа в школьном коллективе.
Задачи: участие в мероприятиях по воспитанию, образованию; установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых; выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций; помощь в их устранении.
- Работа с семьей.
Задачи: изучить интересы, потребности, материальное положение семей, семейных взаимоотношений; помочь в преодолении негативных явлений в семье;
- Работа в социуме.
Задачи: изучить особенности микрорайона, его воспитательного потенциала; наладить взаимодействие государственных организаций в интересах воспитания ребенка;
- Работа с трудновоспитуемыми детьми.
Задачи: изучить психолого-возрастные особенности детей, условия их жизни; изучить и устранить негативные влияния; прогнозировать процесс коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; привлечение к воспитанию общественных и социальных институтов.
- Предупредительно-профилактическая деятельность.
Задачи: организовать работу в тесном контакте с ИДН, с ООП; использовать возможности органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций;
- Диагностическая деятельность.
Задачи: привлечь к диагностической работе специалистов – психологов, педагогов; организовать педагогически направленное наблюдение, анкетирование, собеседование; проанализировать работу с «трудными» детьми классных руководителей, профилактическую работу в школе, спланировать дальнейший план социальной работы в школе.
- Организационная деятельность.
Задачи: организовать содержательный досуг учащихся через систему дополнительного образования; помочь в организации каникулярного отдыха детей; организовать рабочие места для подростков; проведение профилактической работы.
- Охранно-защитная деятельность.
Задачи: организовать правовое информирование детей, родителей, педагогов; принять меры к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
4. Принципы социальной работы.
Реализация данной программы социальной работы осуществляется на основе следующих принципов:
- Необвинительности. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса;
- Индивидуального подхода. Решение конкретных проблем, конкретного подростка (семьи) в реальных жизненных условиях;
- Плотного постоянного контакта. Контакта в течение длительного времени;
- Отношение с семьей строятся на деловой основе с применением таких методов, как контакт, план, договор;
- Доверительных отношений между педагогами и подростком (членами семьи);
- Уважения норм и ценностей семьи;
- Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала подростка (семьи);
- Гибкого привлечения широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога;
- Приоритета профилактических мероприятий.
5.Критерии эффективности.
В соответствии с постановленными задачами выявляем следующие критерии эффективности:
- Оздоровление обстановки в неблагополучных семьях: обследование материально-бытовых условий неблагополучных семей: на начало учебного года, патронаж, на конец учебного года; анализ положительных изменений, отметка в акте посещения семьи, программе на неблагополучную семью;
- Повышение успеваемости, посещаемости занятий детьми «группы риска» и детьми из неблагополучных семей: анализ на конец учебного года;
- Снижение случаев нарушения дисциплины в школе и за ее пределами (курение, нарушение дисциплины и др.): анализ на конец учебного года, сравнение с прошлым учебным годом;
- Охват детей «группы риска» кружковой работы: анализ посещаемости учреждений дополнительного образования на начало и конец учебного года.
6.Ожидаемый результат.
В результате проведения социальной работы в школе, работы с неблагополучными семьями, детьми «группы риска» мы ожидаем:
- изменение статуса родителей – занятость;
- увеличение доходов семьи;
- стабилизация психологического климата семьи;
- повышение успеваемости по основным предметам подростков;
- увеличение посещаемости занятий: снижение пропусков занятий;
- снижение случаев нарушение дисциплины в школе и за ее пределами;
- увеличение числа занятых подростков в свободное от занятий время.
7. План социальной работы на учебный год.
Направления социальной работы | Мероприятия | Сроки реализации |
Работа в школьном коллективе | Беседы с классными руководителями: «Формы и методы работы с детьми «группы риска», «Особенности работы с детьми с ОВЗ». | В течение учебного года |
Совместное составление программы сопровождения детей с ОВЗ с учителем. Контроль реализации программы. | Октябрь | |
Выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций в классе, совместно с классным руководителем, помощь в их устранении. | В течение учебного года | |
Участие в мероприятиях по воспитанию, образованию; выступление на педсовете с информацией «Статистика правонарушений в городе и районе. Меры по профилактике правонарушений среди подростков». | В течение учебного года | |
Участие в ГПО социальных педагогов города. | В течение уч.г. | |
Работа с семьей | Посещение семей, стоящих на внутришкольном контроле, обследование материально-бытовых условий и условий воспитания несовершеннолетних детей в семье. | ежемесячно |
Индивидуальные беседы с родителями при посещении семьи по темам: «Правильная организация режима дня учащегося», «Трудности подросткового возраста», «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Рабочее место ученика. Игровой уголок», «Трудовые обязанности детей по дому», «Организация внеурочного времени учащегося», «Клубы по месту жительства», «Профилактика вредных привычек подростков в семье», «Социальные льготы, пособия разным категориям семей», «Служба занятости населения. Предложения безработным гражданам (помощь, услуги)», «Организация летнего времени учащегося», «Предоставление бесплатного питания в школе детям из малообеспеченных семей», «Привитие гигиенических навыков ребенку в семье», «Этика общения». | При посещении семьи | |
Посещение опекунских (приемных) семей, контроль материально-бытовых условий и условий воспитания несовершеннолетних детей в семье, беседа с опекунами. Написание характеристик об успешности опеки в ООП. | Декабрь | |
Индивидуальные беседы с опекунами (приемными родителями) по темам: «Взаимоотношение детей и родителей в семье», «Организация внеурочного времени учащегося», «Режим дня школьника», «Расходование средств, получаемых на подопечного ребенка», «Льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения детям-сиротам и социальным сиротам», «Клубы по месту жительства», «Организация летнего времени подопечного», «Успеваемость подростка в школе. Трудности в обучении». | При посещении семьи | |
Постановка детей из неблагополучных, малообеспеченных семей на бесплатное питание в школе. | Октябрь, Январь, Апрель | |
Контроль питания детей из многодетных семей в школе. | Октябрь, Февраль | |
Помощь в организации летнего отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, часто болеющих детей, детей-инвалидов: - заявки на бесплатные путевки в летние оздоровительные лагеря, санатории в ЦСОН г.Котласа; - информирование родителей о наличии путевок, помощь в оформлении справок; - информирование родителей о том, где могут поработать подростки (с 14 лет) на летних каникулах, работа Молодежного центра г.Котласа. | Апрель – май | |
Консультации для родителей, чья семья оказалась в сложной жизненной ситуации, семей с детьми-инвалидами, малообеспеченных семей. Родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. | По требованию | |
Привлечение семей с детьми инвалидами для участия в городских, школьных конкурсах. | В течение учебного года | |
Осуществление патронажа неблагополучных семей, реализация индивидуальной программы реабилитации семьи. | В течение учебного года | |
Направление материалов на неблагополучную семью в ООП, КДН и ЗП, ОДН, ЦРНП. Ходатайство на постановку семьи на городской учет. | По необходимости | |
Участие в работе Дисциплинарного совета школы по вопросу постановки (снятия) семьи на внутришкольный учет. | По необходимости | |
Работа в социуме | Координация персонифицированного учета микрорайона школы, выявление детей, не обучающихся в нарушении закона. | Сентябрь |
Составление списка будущих первоклассников, проживающих в микрорайоне школы. | Октябрь | |
Изучение особенности микрорайона, его воспитательного потенциала. | Ноябрь | |
Взаимодействие с КДН и ЗП, СРНП, ОДН, ДКЖ, Детской поликлиникой в интересах воспитания ребенка. | В течение учебного года | |
Работа с трудновоспитуемыми детьми | Участие в работе Дисциплинарного совета школы. | В течение учебного года |
Индивидуальные профилактические беседы: «Федеральный закон «Об ограничении курения табака», «Устав школы», «Правила поведения на уроке и перемене», «Что значит вести здоровый образ жизни?», «Этика общения», «Моя воспитанность», «Вежливые слова», «Как правильно организовать свой день?», «Выполнение домашнего задания», «Законы моей страны», «Знай и соблюдай», «Интернет-зависимость». | ежемесячно | |
Направление ходатайств на привлечение к административной ответственности родителей учеников, систематически пропускающих занятия в школе без уважительной причины, неуспевающих. | По необходимости | |
Посещение семей детей, стоящих на внутришкольном учете. | В течение учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями по поведению, успеваемости, посещаемости школы учащимися, стоящими на внутришкольном учете. | ежемесячно | |
Предупредительно - профилактическая деятельность | Приглашение специалистов ОДН (школьного инспектора), линейного отдела милиции, наркологического диспансера с профилактическими беседами на классные часы. | В течение учебного года |
Выступление с профилактическими беседами на классных часах: «Курение и статистика», «Скажи наркотикам нет!», «Правонарушение и преступление», «Понятие толерантности в современном мире», «Умеешь ли ты дружить?» | По запросу классных руководителей | |
Диагностическая деятельность | Привлечение специалистов ЦРНП г.Котласа для диагностики профессиональной направленности старшеклассников. | Февраль |
Контроль прибытия и готовности к обучению в школе учащихся «группы риска», учащихся из неблагополучных семей. | 01.09.15. | |
Заполнение паспорта семьи, матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи. | При постановки семьи на учет | |
составление социальных паспортов классов (совместно с классными руководителями), социального паспорта школы. | сентябрь | |
создание банка данных детей «группы риска» (малообеспеченные, многодетные, состоящие на учете в ОДН УВД, состоящие на внутришкольном учете, дети-инвалиды, дети под опекой (попечительством)). | Сентябрь-октябрь | |
Анализ работы с «трудными» детьми классных руководителей, профилактической работы в школе, планирование дальнейшего плана социальной работы в школе. | Май | |
Организационная деятельность | Помощь в организации содержательного досуга учащихся «группы риска» через систему дополнительного образования | Сентябрь - октябрь |
Помощь в организации каникулярного отдыха детей «группы риска» | В течение учебного года | |
Помощь в трудоустройстве трудных подростков во время летних каникул. | Апрель-май | |
Контроль посещаемости, успеваемости детей «группы риска». | Ежемесячно | |
Охранно-защитная деятельность | Организация правого информирования детей, родителей, педагогов: - Стенд «Правовая страничка»; - Выступление на родительских собраниях с беседами «Административный кодекс РФ», «Статистика по правонарушениям и преступления среди несовершеннолетних города и района», «Трудности подросткового возраста». | В течение учебного года |
Выявление и передача информации в правоохранительные органы по случаям вовлечения взрослыми подростков в противоправные дела, жестокого обращения с детьми. | В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методической работы на 2015-2016 учебный год
План включает план работы всех структурных единиц по методической работе....
План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.
План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.....
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оглавление1. Актуальность, информационное обоснование программы.2. Цели и задачи программы.3. Механизм реализации программы.4. Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.5. Содержа...
Анализ деятельности социального педагога за 2015-2016 учебный год.
Анализ деятельности социального педагога содержит информацию о проделанной работе и ее результатах по каждому из направлений профилактики....
План работы на 2015 - 2016 учебный год МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №10 " Дубравушка" и БУ ХМАО - Югры" Комплексный центр социального обслуживания населения"Катарсис"
План работы на 2015 - 2016 учебный год МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №10 " Дубравушка" и БУ ХМАО - Югры" Комплексный центр социального обслуживания населения "Катарсис"...
План работы с родителями социального педагога на 2015 – 2016 уч.год.
Планирование работы с родителями в коррекционном образовательном учреждении на учебный год.В план включена работа социального педагога как со всеми родителями, так и с семьями "группа риска" и СОП....
План работы социального педагога на 2015-2016 учебный год
План работы на год...