Из опыта работы классного руководителя с «трудными» подростками
статья на тему
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы классного руководителя с «трудными» подростками | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы классного руководителя с «трудными» подростками
“Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?
Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Асоциальная семья - это семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
- жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья
- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего
- Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств)
- Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией)
- Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
Типы насилия в семье:
- К физическому насилию относятся жестокие действия по отношению к ребёнку: побои, преднамеренное причинение боли, всё это препятствует его развитию.
- Сексуальное насилие, это использование ребёнка в удовлетворении собственных сексуальных потребностей, попытки вовлечь ребёнка в эту деятельность (проституция), использование его в изготовлении порнографической продукции.
- Если над ребёнком постоянно издеваются, критикуют его, угрожают, насмехаются – это уже эмоциональное насилие. К нему относится всё, что связано с нарушением психоэмоционального баланса в сторону переживаний.
- Пренебрежительное отношение к ребёнку проявляется неудовлетворением его потребностей: пища, жильё, лечение, одежда, какие-то обязательные принадлежности, их часто оставляют без присмотра.
Признаки детей из неблагополучных семей:
- неумение сосредоточиться
- проблемы с памятью
- низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе, что способствует формированию комплекса неполноценности
- недоверие к взрослым
- плохое настроение
- необъяснимые приступы гнева, агрессии, импульсивное поведение
- постоянно испытываемое чувство стыда, страха, вины
- депрессия
- неспособность испытывать удовольствие от чего-либо
- одиночество, отчужденность
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
нарушения поведения – 50%
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
нарушения развития детей - 70%.
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Подростковая проституция;
- Болезни;
- Недоедания;
- Уклонение от учебы.
нарушения общения - 40%
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление неформальной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Контакты с криминогенными группировками.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ:
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. | |
Диагностика семейного неблагополучия. |
| |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
| |
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
| |
Профилактика семейного неблагополучия. |
| |
Помощь общества неблагополучным семьям. |
|
Формы работы:
- Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
- Переписка с родителями— письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
- Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
- Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
- Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, состоящими на разных формах учета
№ п/п |
Содержание. |
Сроки. | Ответственные, привлекаемые к работе. |
1. | Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, ПДН. | сентябрь | Классные руководители, психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
2. | Индивидуальные профилактические беседы с подростками | В течение года | Классные руководители |
3. | Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | зам. директора по ВР |
4. | Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявление причин: -неадекватного поведения, -дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся. | В течение года | Классные руководители |
5. | Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам. | В течение года | Классные руководители. |
6. | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, секции УДО, ДЮСШ. | В течение года | Классные руководители |
7. | Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися, нуждающимися в этом | В течение года | психолог |
8. | Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий. | В течение года | Классные руководители.
|
9. | Индивидуальные консультации психолога, инспектора ОДН | В течение года | Психолог , инспектор ОДН |
10 | Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха обучающихся. Трудоустройство на работу. | Март - апрель | Классные руководители, зам. директора по ВР |
11. | Обеспечение детей, находящихся в социально опасном положении, горячим питанием, учебниками из фондов школьной библиотеки, льготными путевками в летний оздоровительный лагерь | Сентябрь, в течение года. | Инспектор по охране прав детства, библиотекарь, классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)...