Программа по домоводству «Хозяюшка»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Занятия программы по домоводству «Хозяюшка» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_domovodstvu_hozyayushka.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»
________________(И.В.Кулешова)
«____» _______________2015 года
Программа по домоводству
«Хозяюшка»
Авторы: Михайлова В.В., воспитатель Миронова Т.Н., воспитатель |
г. Нариманов
2015
Пояснительная записка
Занятия программы по домоводству «Хозяюшка» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия по домоводству целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому воспитаннику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и документы. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Так же необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов предусмотрена система упражнений, которые каждый воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на других занятиях.
Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 1учебный год.
Принципами построения программы являются:
- непрерывность;
- целенаправленность;
- научность;
- систематичность и последовательность;
- доступность.
Цель: формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи:
- расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе.
- формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи.
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- прививать навыки трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду;
- развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к национальным традициям.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический этап.
Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения полученных ранее.
2. Стартово-мотивационный этап.
Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.
3. Содержательно-деятельностный этап.
Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области домоводства.
4. Рефлексивный этап.
Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения проектов.
Содержание
Критерии оценки:
1) Стартовая:
- результаты первичной диагностики ЗУН;
2) Промежуточная:
- мониторинг освоения знаний, умений и навыков;
- наблюдения результатов практических занятий;
3) Итоговая:
- презентация творческого проекта.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:
- приобретение и практическое использование воспитанницами группы знаний, умений и навыков в постинтернатный период социальной адаптации;
- приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;
- искоренение иждивенческих наклонностей;
- расширение круга социальных коммуникаций;
- приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.
Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к самостоятельной жизни и социальной адаптации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Рабочая программ по домоводству,7 класс, 8 вид
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой.Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса
В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
Программа внеурочной деятельности "Хозяюшка" 2017-2018
Кружок посещают 15 девочек с 5-х классов.На первом занятии выбираем старосту кружка. Староста должна быть трудолюбивой, энергичной, веселой, ответственной: ведет учет по продуктам, назначает дежурных....
Программа внеурочной деятельности "Хозяюшка" 2016-2017
Кружок посещают 15 девочек с 5-х классов.На первом занятии выбираем старосту кружка. Староста должна быть трудолюбивой, энергичной, веселой, ответственной: ведет учет по продуктам, назначает дежурных....
Программа дополнительного образования "Хозяюшка"
Программа кружка "Хозяюшка" предназначена для дополнительного образования обучающихся 5-9 классов....