Социализация личности
занимательные факты на тему

Социализация личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cotsializatsiya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь.

В ходе социализации ребенок или подросток усваивает все черты сознания и поведения, культивируемые в обществе.

В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности ученика.

В социологической модели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. 

Интериоризационная модель (от латин. іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. По типу такой модели социализации подростки втягиваются в неформальные, в том числе преступные, группы.

Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. 

Интраиндивидуальная модель (от латин. іntra – «внутри»; іndіvіduum – «отдельный человек») акцентирует внимание на социализирующем влияние взрослых направленном на каждого отдельного ребенка

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Например, используются следующие виды упражнений : учащимся дается задание: «Предлагаю Вам приятную игру. Вы можете свободно передвигаясь по аудитории, подходить к любому однокласснику или однокласснице и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Смелее, не стесняйтесь, возможно, этот товарищ чем-то помог вам в процессе данной игры, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников игры»

Для этого упражнения иногда используется лирическая музыка. 
На упражнение отводится 15-20 минут. Целью является пробуждения у детей сознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость от добрых слов.

Для другой тренировки чувства эмпатии класс разбивается на пары. Один из одноклассников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получил плохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».

Данное занятие позволяет ребенку поставить себя на место другого, задуматься о его мыслях, чувствах и мотивах поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легче устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесс социализации.

Для другого тренинга учащимся пятого класса 
предлагается записать на карточке 10 различных моральных и психологических качеств, например:

- доброта;

- терпеливость;

- умение сочувствовать;

- помощь одноклассникам;

- прилежность;

- веселость;

- творческие наклонности;

- любознательность, жажда знаний;

- спокойствие, миролюбивость;

- умение слушать.

Список может быть изменен от тренинга к тренингу. При необходимости педагог дает пояснение значений этих качеств. 
Затем каждый ребенок должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти весь класс, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. Ученики должны четко понять важность каждого качества, проникнутся чужими эмоциями, и осознать необходимость тесного эмоционально-волевого сотрудничества в социуме.

3. Беседа с элементами дискуссии о значении сочувствия

Учитель:

– Вы знаете теперь, что сочувствие – это отзывчивость на переживания других;
А приходилось ли вам сочувствовать кому-нибудь?

Дети

Называют разные объекты своего сочувствия.

Учитель:

Может привести свое личное сопереживание: когда, например, видишь впереди себя или рядом человека на костылях, невольно замедляешь шаг. Когда видишь, слепого, стараешься помочь ему перейти улицу или найти переход в метро.

Учитель фиксирует внимание детей на людях, лишенных зрения и слуха.

– Как обычно называют таких людей?

Дети:

– Инвалиды.

Учитель:

– В английском языке слово «инвалид» означает – негодный, неспособный. А в русском?

Дети

Работают со словарем и заключают, что наше толкование по сути совпадает с английским.

Учитель:

– А правильно ли это? Справедливо ли это?

Действительно ли слепые и глухие – люди ни к чему не годные, неспособные?

Дети

С помощью учителя приводят примеры того, как работают инвалиды, как они находят свое место в жизни.

Учитель

Может рассказать о глухом Бетховене, о нашем современнике слепо-глухом докторе психологии Суворове и др.,

Общий вывод: человек с проблемами здоровья может быть не менее полноценным и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого все органы чувств в порядке. Инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, но они преодолевают их и поэтому заслуживают нашего уважения.

 Портрет ( сначала дети пишут о своих родителях) потом наоборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

социализация личности через соприкосновение с "прекрасным"

 Музыку часто называют главным из искусств. Наверное, нет человека, который бы вообще не любил музыку. В нашем проекте мы размышляли над вопросом - для  чего служит музыка, какова ее...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...