социализация личности через соприкосновение с "прекрасным"
план-конспект урока музыки (8 класс) на тему
Музыку часто называют главным из искусств. Наверное, нет человека, который бы вообще не любил музыку. В нашем проекте мы размышляли над вопросом - для чего служит музыка, какова ее роль в жизни человека, может ли музыка , да и любое искусство сделать человека лучше и помочь найти себя , как личность?
Проект позволил каждому ученику раскрыться и иногда по-новому взглянуть на своих сверстников.
Он способствовал воспитанию толерантности в отношениях между одноклассниками,
призывая к уважению мнения друг друга.
Началом для проекта-дискуссии явился просмотр фильма режиссера Томаса Грубе «Все
дело в ритме».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок-дискуссия.
1.Приветствие.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Итак, начинаем наш урок, который является 2 этапом проекта «Социализация личности через соприкосновение с «прекрасным».
Стартом и первым этапом нашего проекта явился просмотр документального фильма, о котором поговорим далее. Показ презентации.
2. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока – все ли термины вам известны? Социализация. Сегодня мы с вами узнаем, что обозначает этот термин.
А как вы понимаете слово дискуссия? Ответы ребят. В споре рождается истина.
главная цель дискуссии заключается не в формировании общего мнения, а в предоставлении возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее. Внимательно слушайте оппонента до конца, не перебивая и не мешая ему своей эмоциональной реакцией.
- Старайтесь понять логику оппонента, посмотреть на проблему его глазами.
- Верно выражайте свои мысли; убеждайте, а не навязывайте своего мнения.
- В случае ошибки, признавайте свою неправоту, отказывайтесь от неверных взглядов без обиды и амбиций, "усомниться в самом себе - высшее искусство и сила" (Людвиг Фейербах).
Дискуссия должна дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Вы должны аргументировано излагать и защищать свои суждения. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения.
Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств. После слайда с руками задать вопрос – где человек получает самые первые, элементарные сведения и навыки? Конечно в семье- какие, примеры говорят ребята. Эстафету социализации личности принимает школа. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. А как вы думаете, что выступает самым мощным инструментом социализации личности? СМИ – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения и его формирование. При этом в одинаковой степени возможно влияние как созидательное, так и разрушительное. |
А сейчас кратко о фильме(кто расскажет-спросить детей): в 2003 году под руководством главного дирижера Берлинской филармонии сэра Саймона Рэттла и хореографа Ройстона Мальдоома стартовал уникальный проект, в котором приняли участие более 200 детей из 25 стран мира. Для этого проекта набрали разных детей-прежде всего детей из районов, где вообще нет культуры. Остальных привлекали из благополучных районов. Но и там ситуация с культурой была не лучше. И стало понятно, что доступ к культуре может быть ограничен не только материальными или социальными проблемами, но и чем-то другим. Чем - вот главный вопрос! Детей из абсолютно противоположных социальных пластов объединили в одном проекте. Вне этого проекта эти люди никогда бы не встретились, а если бы встретились, то подрались бы - слова одного из создателей фильма.
На подготовку премьеры было всего 6 недель. Поставили балет И.Ф.Стравинского «Весна священная». Музыка сложная, заставляющая думать.
3.Итак, внимание на экран (показ выступления – 01.32.50.- 01.36.10.) Я не случайно начала показ с финала, с результата,- мы видим, что премьера прошла с успехом. Но…каков был пройден путь этими подростками до выхода на сцену?
Итак, с чего все начиналось – несколько фрагментов, которые дадут общее представление об этом:
1) 7.09-7.45 (большинство ребят не уверены в себе…)
2) 8.00-8.23 (родители не знают, как проводят время в школе…)
3) 27.23-29.35 (психологич. тест – стоят, вытянув руки)
4) 34.49-35.40 (чего вы боитесь…, о друге)
5) 42.45-43.07 (я не вижу в этом зале ни одного…)
6) 43.42-45.01 («Ройстон говорит, что нам надо быть сильнее)
7) 45.29-46.13 («Обычно я не слушаю классическую музыку…)
8) 59.20-01.00.20 (дирижер-все вырастает из земли, попробую поймать…)
9) 01.09.30-01.11.00 (оркестр играет перед танцевальной труппой)
10) 01.25.05-01.25.45 («Я такую музыку не люблю…»)
11)01.30.25-01.32.00 («Хотя я никого из своих не пригласил…»)
Мы с ребятами проследили по фильму за некоторыми героями. Сейчас мы вкратце о них расскажем. Итак, пожалуйста (Мари, Мартин, из Эфиопии Олаинка). Рассказ учеников. Спросить - почему именно балет.
4. Начнем дискуссию (но - ребята, у меня к вам просьба – постарайтесь избегать приятных, правильных, гладких, общепринятых мнений. Я хотела бы услышать именно ваши мысли, рассуждения.
1).Как вы думаете - прикосновение к «прекрасному», духовному в силах ли изменить человека к лучшему?
(И у дирижера, и у хореографа произошли свои встречи с прекрасным. Хореограф – в 17 лет случайно попал на фильм о Королевском балете, где танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. Через 48 часов он записался в местную школу балета.
Дирижер в 13 лет с родителями пошел на концерт, где услышал музыку Стравинского «Весна священная». Он описывает это как сумасшествие-он вдруг почувствовал, что музыка, ее ток проходит через него. С той минуты он понял, что хочет быть дирижером.
Прикосновение к культуре человека делает лучше.
Конечно, многие не поняли - кто такой Стравинский, не поняли, что с ними работал великий дирижер мира и т.д., но это с ними останется на всю жизнь, и быть может они поймут все немного позже и это возможно спасет им жизнь или они найдут в себе силы изменить свою жизнь к лучшему.
Я вообще считаю, что в России нужно ввести всеобщее музыкальное образование. Ведь человек, который притронулся к клавишам рояля или к струнам скрипки и понял - что это такое, откуда берутся звуки - это колоссальное проникновение в некую гармонию мира. Такой человек вряд ли станет преступником или поступать недостойно.
2).Может ли искусство сломать границы между разными поколениями, национальностями, вероисповеданиями, социальными слоями?
Музыка-это не просто музыка, это и то, что она значит и что она может сделать для людей, она их сближает, а не разделяет.
3).Важно ли показывать этот фильм в России?
Неравнодушие является одной из главных тем этого проекта. Большинство людей считают, что искусству нет места в обычной жизни.
Во все века в нашей стране искусство боролось за свое существование. Важно понять, что искусство не роскошь, а необходимость. Оно нужно людям как воздух, как вода.
4).Должны ли, по-вашему, мнению, увидеть этот фильм взрослые?
5).Как вам показалось, произошли ли какие-то изменения с детьми или нет? Путь к культуре лежит через удивление. Что-то восхищает и захватывает нас изнутри, приотворяя двери к новым впечатлениям и открытиям. Путь этот у каждого свой, неповторимый.
Конечно, мы с вами видели успех детей, они счастливы, что вышли на сцену. Но также мы должны понимать то, что после этого они вернутся в свои неблагополучные районы, в свои тяжелые семьи - и это самый трагический момент. И всвязи с этим вопрос-6)а не навредили ли создатели проекта детям?
Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Во-первых, все дети разные, и, может быть кому-то повредили, а кому-то помогли.
Прививка прекрасным, прививка творческим началом, конечно, и опасна, и прекрасна. Опасна, наверное для тех, кто не готов откликнуться всем строем своей жизни на изменения к лучшему. Ведь у каждого человека есть своя зона комфортности,т.е. ты знаешь свои возможности, а когда пытаешься вырваться за ее пределы-это требует огромных усилий.
Нет ничего хуже, чем быть готовым рискнуть, чтобы стать лучше и провалиться – проще сказать-я неудачник, не буду высовываться, не буду позориться.
А вот, например, молодой человек из Эфиопии - в нем что-то переменилось и созрело для того, чтобы изменить свою жизнь через знания, через культуру и через прекрасное.
7). Изменил ли вас этот фильм? Чем бы вы не занимались, вы всегда будете в пути и никогда не достигнете цели, потому что стоит решить, что ты достиг цели – ты останавливаешься. То чего у тебя нет - больше того, что у тебя есть. Проблема становления молодого человека, общение со сверстниками - здесь эти проблемы затронуты. Неважно, из какой среды человек, у каждого есть возможность, которая дается один раз в жизни и он может ею воспользоваться. Есть вещи, которые не проходят. То, что внутри нас произошло, встреча с прекрасным останется с нами на всю жизнь.
8). Вы бы хотели, чтобы этот фильм посмотрели ваши родители?
Основополагающий вопрос:
Важна ли духовная составляющая в процессе социализации
личности?
Глубоко убеждена - этот фильм, вне всякого сомнения, порождает надежду.
Смысл этого проекта в том, чтобы разбудить в детях личность, погасить в них страх, который может быть рождается от этнических, национальных, культурных, социальных проблем их жизни. Дело в том, что конечно, таким проектом не решить всех проблем, но это маленький шаг на пути к их решению. И это касается не только нашей страны или какой-то отдельно взятой, но всего мира. Задача была приоткрыть дверь, показать другой мир и сказать, что он существует параллельно с вашим, а вот какой вы выберете…
При размышлении можно уловить некую общую идею между ролью искусства вобщем и сюжетом балета «весна священная». И эта идея очень проста и можно сказать примитивна, но мы ее забыли. Во все века мы должны жертвовать собой, чтобы земля расцветала. А мы все равно готовы пожертвовать детьми и их будущим ради сиюминутной мелочной выгоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности подростка через коллектив
В презентации отражены вопросы социализации( становление личности),процесс усвоения индивидом образцов поведения , психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих...
Социализация личности через организацию трудовой деятельности
Краткое описание опыта работы по трудовому воспитанию учащихся...
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...
Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)
В Горковской специальной (коррекционной) школе – интернате обучаются 80% воспитанников из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом. К сожалению, в современном об...
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...