социализация личности через соприкосновение с "прекрасным"
план-конспект урока музыки (8 класс) на тему

 

 Музыку часто называют главным из искусств. Наверное, нет человека, который бы вообще не любил музыку. В нашем проекте мы размышляли над вопросом - для  чего служит музыка, какова ее роль в жизни человека, может ли музыка , да и любое искусство  сделать человека лучше и помочь найти себя , как личность?

                                  Проект позволил каждому ученику раскрыться и иногда по-новому взглянуть на своих сверстников.  

Он способствовал воспитанию толерантности в отношениях между одноклассниками,

призывая к уважению  мнения друг  друга.

                         Началом для проекта-дискуссии явился просмотр фильма  режиссера Томаса Грубе «Все

дело в ритме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Открытый урок-дискуссия.

 

    1.Приветствие.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Итак, начинаем наш урок, который является 2 этапом проекта «Социализация личности через соприкосновение с «прекрасным».

Стартом и первым этапом нашего проекта явился просмотр документального фильма, о котором поговорим далее. Показ презентации.

2. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока – все ли термины вам известны? Социализация. Сегодня мы с вами узнаем, что обозначает этот термин.

А как вы понимаете слово дискуссия? Ответы ребят. В споре рождается истина.

 главная цель дискуссии заключается не в формировании общего мнения, а в предоставлении возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее. Внимательно слушайте оппонента до конца, не перебивая и не мешая ему своей эмоциональной реакцией.

  1. Старайтесь понять логику оппонента, посмотреть на проблему его глазами.
  2. Верно выражайте свои мысли; убеждайте, а не навязывайте своего мнения.
  3. В случае ошибки, признавайте свою неправоту, отказывайтесь от неверных взглядов без обиды и амбиций, "усомниться в самом себе - высшее искусство и сила" (Людвиг Фейербах).


Дискуссия должна дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Вы должны аргументировано излагать и защищать свои суждения. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения.

 

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности.

Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

 После слайда с руками задать вопрос – где человек получает самые первые, элементарные сведения и навыки? Конечно в семье- какие, примеры говорят ребята.

Эстафету социализации личности принимает школа. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

А как вы думаете, что выступает самым мощным инструментом социализации личности? СМИ – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения и его формирование. При этом в одинаковой степени возможно влияние как созидательное, так  и разрушительное.

А сейчас кратко о фильме(кто расскажет-спросить детей): в 2003 году под руководством главного дирижера Берлинской филармонии сэра Саймона Рэттла и хореографа Ройстона Мальдоома стартовал уникальный проект, в котором приняли участие более 200 детей из 25 стран мира. Для этого проекта набрали разных детей-прежде всего детей из районов, где вообще нет культуры. Остальных привлекали из благополучных районов. Но и там ситуация с культурой была не лучше. И стало понятно, что доступ к культуре может быть ограничен не только материальными или социальными проблемами, но и чем-то другим. Чем - вот главный вопрос! Детей из абсолютно противоположных социальных пластов объединили в одном проекте. Вне этого проекта эти люди никогда бы не встретились, а если бы встретились, то подрались бы - слова одного из создателей фильма.

На подготовку премьеры было всего 6 недель. Поставили балет И.Ф.Стравинского  «Весна священная». Музыка сложная, заставляющая думать.

3.Итак, внимание на экран (показ выступления – 01.32.50.- 01.36.10.) Я не случайно начала показ с финала, с результата,- мы видим, что премьера прошла с успехом. Но…каков был пройден путь  этими подростками до выхода на сцену?

Итак, с чего все начиналось – несколько фрагментов, которые дадут общее представление об этом:

1) 7.09-7.45 (большинство ребят не уверены в себе…)

2) 8.00-8.23 (родители не знают, как проводят время в школе…)

3) 27.23-29.35 (психологич. тест – стоят, вытянув руки)

4) 34.49-35.40 (чего вы боитесь…, о друге)

5) 42.45-43.07 (я не вижу в этом зале ни одного…)

6) 43.42-45.01 («Ройстон говорит, что нам надо быть сильнее)

7) 45.29-46.13 («Обычно я не слушаю классическую музыку…)

8) 59.20-01.00.20 (дирижер-все вырастает из земли, попробую поймать…)

9) 01.09.30-01.11.00 (оркестр играет перед танцевальной труппой)

10) 01.25.05-01.25.45 («Я такую музыку не люблю…»)

11)01.30.25-01.32.00 («Хотя я никого из своих не пригласил…»)

Мы с ребятами проследили по фильму за некоторыми героями. Сейчас мы вкратце о них расскажем. Итак, пожалуйста (Мари, Мартин, из Эфиопии Олаинка). Рассказ учеников. Спросить - почему именно балет.

4. Начнем дискуссию (но - ребята, у меня к вам просьба – постарайтесь избегать приятных, правильных, гладких, общепринятых мнений. Я хотела бы услышать именно ваши мысли, рассуждения.

1).Как вы думаете - прикосновение к «прекрасному», духовному в силах ли изменить человека к лучшему?

 (И у дирижера, и у хореографа произошли свои встречи с прекрасным. Хореограф – в 17 лет случайно попал на  фильм о Королевском балете, где танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. Через 48 часов он записался в местную школу балета.

 Дирижер в 13 лет с родителями пошел на концерт, где услышал музыку Стравинского «Весна священная». Он описывает это как сумасшествие-он вдруг почувствовал, что музыка, ее ток проходит через него. С той минуты он понял, что хочет быть дирижером.

Прикосновение к культуре человека делает лучше.

Конечно, многие не поняли - кто такой Стравинский, не поняли, что с ними работал великий дирижер мира и т.д., но это с ними останется на всю жизнь, и быть может они поймут все немного позже и это возможно спасет им жизнь или они найдут в себе силы изменить свою жизнь к лучшему.

Я вообще считаю, что в России нужно ввести всеобщее музыкальное образование. Ведь человек, который притронулся к клавишам рояля или к струнам скрипки и понял - что это такое, откуда берутся звуки - это колоссальное проникновение в некую гармонию мира. Такой человек вряд ли станет преступником или поступать недостойно.

2).Может ли искусство сломать границы между разными поколениями, национальностями, вероисповеданиями, социальными слоями?

 Музыка-это не просто музыка, это и то, что она значит и что она может сделать для людей, она их сближает, а не разделяет.

3).Важно ли показывать этот фильм в России? 

Неравнодушие является одной из главных тем этого проекта. Большинство людей считают, что искусству нет места в обычной жизни.

Во все века в нашей стране искусство боролось за свое существование. Важно понять, что искусство не роскошь, а необходимость. Оно нужно людям как воздух, как вода.

4).Должны ли, по-вашему, мнению, увидеть этот фильм взрослые?

5).Как вам показалось, произошли ли какие-то изменения с детьми или нет? Путь к культуре лежит через удивление. Что-то восхищает и захватывает нас изнутри, приотворяя двери к новым впечатлениям и открытиям. Путь этот у каждого свой, неповторимый.

Конечно, мы с вами видели успех детей, они счастливы, что вышли на сцену. Но также мы должны понимать то, что после этого они вернутся в свои неблагополучные районы, в свои тяжелые семьи - и это самый трагический момент. И всвязи с этим вопрос-6)а не навредили ли создатели проекта детям?

 Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Во-первых, все дети разные, и, может быть кому-то повредили, а кому-то помогли.

Прививка прекрасным, прививка творческим началом, конечно, и опасна, и прекрасна. Опасна, наверное для тех, кто не готов откликнуться всем строем своей жизни на изменения к лучшему. Ведь у каждого человека есть своя зона комфортности,т.е. ты знаешь свои возможности, а когда пытаешься вырваться за ее пределы-это требует огромных усилий.

Нет ничего хуже, чем быть готовым рискнуть, чтобы стать лучше и провалиться – проще сказать-я неудачник, не буду высовываться, не буду позориться.

А вот, например, молодой человек из Эфиопии - в нем что-то переменилось и созрело для того, чтобы изменить свою жизнь через знания, через культуру и через прекрасное.

7). Изменил ли вас этот фильм? Чем бы вы не занимались, вы всегда будете в пути и никогда не достигнете цели, потому что стоит решить, что ты достиг цели – ты останавливаешься. То чего у тебя нет - больше того, что у тебя есть. Проблема становления молодого человека, общение со сверстниками - здесь эти проблемы затронуты. Неважно, из какой среды человек, у каждого есть возможность, которая дается один раз в жизни и он может ею воспользоваться. Есть вещи, которые не проходят. То, что внутри нас произошло, встреча с прекрасным останется с нами на всю жизнь.

8). Вы бы хотели, чтобы этот фильм посмотрели ваши родители?

                         

                                      Основополагающий вопрос:

Важна ли духовная составляющая в процессе социализации

личности?

Глубоко убеждена - этот фильм, вне всякого сомнения, порождает надежду.

Смысл этого проекта в том, чтобы разбудить в детях личность, погасить в них страх, который может быть рождается от этнических, национальных, культурных, социальных проблем их жизни. Дело в том, что конечно, таким проектом не решить всех проблем, но это маленький шаг на пути к их решению. И это касается не только нашей страны или какой-то отдельно взятой, но всего мира. Задача была приоткрыть дверь, показать другой мир и сказать, что он существует параллельно с вашим, а вот какой вы выберете…

При размышлении можно уловить некую общую идею между ролью искусства вобщем и сюжетом балета «весна священная». И эта идея очень проста и можно сказать примитивна, но мы ее забыли. Во все века мы должны жертвовать собой, чтобы земля расцветала. А мы все равно готовы пожертвовать детьми и их будущим ради сиюминутной мелочной выгоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности подростка через коллектив

В презентации отражены вопросы социализации( становление личности),процесс усвоения индивидом образцов поведения , психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих...

Социализация личности через организацию трудовой деятельности

Краткое описание опыта работы по трудовому воспитанию учащихся...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...