Методические рекомендации для социального педагога
учебно-методический материал по теме

Парулина Вера Юрьевна

Предложенные  материалы  преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_sotsialnogo_pedagoga.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

социального педагога

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ

1.1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.

Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
    Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же учителя заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ

 Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества — школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки ~ социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая из того, что первичен человек, а государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам человека, способствовать его развитию. Данное методологическое положение заложено в современную модель взаимодействия человека, семьи, общества.
    В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Социальная педагогика ставит на первый план развитие личности, реализацию ее способностей и задатков.

Службы социальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.

Задача политиков и экономистов, педагогов и медиков, психологов и всего общества в том, чтобы сохранить отечественный генофонд, защитить нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, сохранить и законодательно поддержать детские и молодежные социальные инициативы. Сегодня очень важно научить подрастающее поколение честно зарабатывать деньги, привить желание и интерес к социально — полезной деятельности, повернуть семью не только к воспитанию детей, но и к творчеству в социуме, что поможет укрепить духовные связи семьи. Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в школе введены новые профессии: педагог-психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог.
    Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения.
    Развитие социально- педагогической работы может, и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.

Решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур.
    Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.

Социального педагога надо выращивать, создавая базу для допрофессиональной подготовки — школу помощников социальных педагогов, включающую три основных блока: общеобразовательный, психолого-педагогический, специализированный.

Одно из направлений развития профессии социального педагога мы видим в том, чтобы ее представители взяли на себя заботу об организации внеурочного времени школьников. Вместе с родителями социальные педагоги смогут придумать много интересного для ребят после уроков. Жизнь детей, их занятия во внешкольное время должны стать заботой социальных педагогов.
     Роль социальных педагогов в системе дополнительного образования тем важнее, чем ощутимее расслоение нашего общества.

Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.

1.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае — невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ~ общаться с семьей, «трудиться» в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д.

Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Институт социальных педагогов влияет на формирование воспитывающих. гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме. в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами семейного социального педагога является семья и сфера ее ближайшего окружения по месту жительства. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью, социальный педагог в эти чески допустимой форме сам «выходит» на контакт с семьей, личностью. Он ставит «социальный диагноз» и с учетом возрастных особенностей изучает психологические аспекты личности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом.

Социальный педагог не поучает, не руководит, не командует, не приказывает, не запрещает. Вся энергия направлена на то, чтобы вдохновить и побудить человека к действию, к инициативе, к творчеству. Вместе с тем помочь людям в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманистические отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу. Сделать это можно, лишь постоянно находясь среди людей, чувствуя их настроение, интересы, проблемы, реально оценивая возможности конкретной личности, разбираясь в сложной системе взаимоотношений, находя всякий раз эти чески допустимую меру «вмешательства» в семью, ее ближайшее окружение.

Социальный педагог создает реально действующий механизм социальной защиты, поддержки, помогая государству и общественным структурам доходить до каждой семьи, до каждого человека как высшей ценности обновляющегося общества. Социальный педагог прилагает усилия по улучшению семейного воспитания и предупреждению правонарушений несовершеннолетних наряду с общими мерами, применяемыми в нашей стране, по воспитанию подрастающего поколения. В обязанностях педагога  так же включается систематическая работа по пропаганде среди родителей педагогических знаний, культуры отношений, быта: укрепляет связь семьи с общественностью, повышает ответственность родителей за воспитание детей, а также своевременно выявляет неблагополучные семьи и принимает меры общественного воздействия к родителям не выполняющим свой гражданский долг.

2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Деятельность социального педагога включает работу по следующим направлениям:

  • Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется социальным педагогом в следующих формах: лекции, лектории, беседы, семинары, организация выставок, подборка литературы и пр. Для проведения отдельных форм просветительской деятельности социальный педагог может приглашать специалистов.
  • Профилактика как целенаправленная работа по созданию оптимального психологического климата в педагогической среде, наиболее соответствующего воспитательному и педагогическому процессу; по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личностном развитии учащихся.
  • Основные формы профилактической работы: лектории для учащихся, учителей, родителей; часы общения, организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками; педагогический консилиум.
  • Семейная терапия как метод нивелирования болезненных процессов в семье, корректировка семейных ситуаций, которые неблагоприятно сказываются на развитии ребенка.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - посредник между личностью отдельного ребенка и окружающей его социальной средой строит свою работу, исходя из необходимости решения следующих задач:

1. Обеспечить самоопределение и самореализацию личности, способной успешно интегрироваться в современное общество и совершенствовать его.

2. Помочь детям овладеть:

  • знаниями о мире;
  • высокой функциональной грамотностью;
  • способностью наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия;
  • умением работать в коллективе и нести ответственность;
  • способностью постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям;
  • умениям анализировать свои интересы и склонности.

3. Обеспечивать развитие таких профессиональных умений и видов педагогического труда как:

  • систематическое и длительное наблюдение;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • текущая психолого-педагогическая и социологическая диагностика;
  • разработка и планирование системы действий по достижению конкретных педагогических результатов, ориентируясь на наличный уровень развития и характер интересов детей, условия и потребности окружающей жизни. нормы и традиции культуры.

Имея в виду, что клиентами социального педагога являются семья ребенка, его ближайшее окружение по месту жительства, в школе (микросоциум), социальный педагог строит свою работу, исходя из следующей технологии:

1. По собственной инициативе: в этически допустимой форме обеспечивает контакт с микросоциумом.

2. Ставит социальный диагноз.

3. Изучает психологические: возрастные особенности, способности людей.

4. Определяет интерес, круг общения, условия жизни, моральную атмосферу.

5. Выявляет позитивные влияния: стимулирует их укрепление.

6. Выявляет негативные влияния: проблемы - психологические, медицинские, правовые и Т.д. Подключает к их решению специалистов различных профилей.

Социальный педагог проводит следующую организационно-педагогическую работу:

1. Контролирует посещаемость и успеваемость учащихся:

  • встречает детей перед началом учебных занятий;
  • ежедневно просматривает классный журнал;
  • анализирует результативность учебного процесса;
  • посещает уроки и занятия;
  • проводит взаимные консультации с коллегами;
  • определяет меры по коррекции учебного процесса.

2. Осуществляет работу по охране прав детства и здоровья детей в соответствии с законами Российской Федерации:

  • имеет список неблагополучных семей установленной формы;
  • принимает участие в комиссии по обследованию жилищных условий;
  • оформляет необходимые документы для оказания материальной помощи детям.

3. Организует питание детей:

  • обеспечивает полный охват детей горячим питанием;
  • имеет список детей организованно питающихся в столовой, с ежедневной отметкой;
  • оформляет необходимые документы для организации бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
  • ежедневно подает заявку на питание в столовую;
  • в соответствии с графиком работы столовой контролирует прием пищи детьми.

4. Организует консультации и дополнительные занятия по предметам общеобразовательного цикла для детей:

  • имеет список детей, посещающих такие занятия;
  • контролирует посещаемость дополнительных занятий;
  • анализирует результативность дополнительных занятий;
  • провидит дополнительный консультации с коллегами;
  • определяет меры по коррекции системы дополнительных занятий.

5. Организует работу с семьями воспитанников:

  • изучает условия воспитания детей в семье;
  • согласует и координирует стратегию и тактику, конкретные меры по обеспечению полноценного развития воспитанников с родителями или лицами, их заменяющих:
  • информирует родителей или лиц, их заменяющих, о состоянии и результатах развития ребенка:
  • при необходимости организует терапевтические мероприятия;
  • проводит разъяснительную и просветительскую работу среди родителей.

6. Организует и стимулирует разнообразную общественно- значимую деятельность детей:

  • участвует в различных творческих делах, организует планирование, подготовку, проведение и обсуждение всех коллективных творческих дел:
  • активно привлекает родителей к этой работе.

7. Фиксирует отклонения в развитии и поведении детей, своевременно информирует об этом администрацию посредством служебных записок.

8. Выполняет поручения по реализации Закона РФ "Об образовании".

9. Информирует учащихся об изменениях в расписании занятий, о плановых и внеочередных мероприятиях.

10. Ведет личные дела в установленном порядке, по требованию администрации готовит характеристики, представления в сторонние организации.

11. Организует обследования, консультации психологов, медиков и др. специалистов.

12. Используя возможности учреждений дополнительного образования, организационно обеспечивает полное развитие физических, творческих и интеллектуальных способностей, а также координирует усилия педагогов, родителей и всех взрослых в целом, влияющих на становление личности его воспитанников.

13. Влияет на процесс формирования коллектива, групп и других неформальных объединений учащихся.

14.Регулирует межличностные отношения между детьми, между детьми и взрослыми, помогает воспитанникам в установлении отношений с окружающими.

15. 0казывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

16. Участвует в создании материально-бытовых условий работы.

17. Вышеуказанную работу строит на основе согласованного с администрацией плана работ, глубокого психологического и социологического анализа, руководствуясь при этом педагогической целесообразностью.

18. Анализирует свою деятельность, отчитывается о результатах работы и состоянии дел перед администрацией.

Социальный педагог имеет право:

1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления в работе в определенный период.

2. Требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

3. Запрашивать необходимую для работы документацию.

4. Обращаться в медицинские и дефектологические комиссии, решающие дальнейшую судьбу детей.

5. Участвовать в разработке новых методов социально-педагогической работы и других видов работ, оценке их эффективности. .

6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и  газетах. Разрабатывать новые методы работы социального педагога и получать на них авторские права.

7. Иметь дополнительную учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией, либо выполнять дополнительную работу на основе договора, заключенного администрацией учебно-воспитательного учреждения с социальным педагогом, если объем работы не превышает установленную норму.

8. Использовать единый методический день для самообразования, изучения опыта коллег, участия в семинарах и конференциях.

9. Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему образования и выездную стажировку.

10. Приглашать родителей или лиц, их заменяющих, для совместных дел, собраний, собеседований.

11. По согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, организуя решение вопросов, связанных с образованием учащихся.

12.Посещать уроки и занятия.

3. Основные полномочия и задачи социально-педагогической службы:

  • Создание малых исследовательских коллективов или групп, создание групп скорой помощи для решения проблем, касающихся отдельных классов, групп и отдельных учащихся.
  • Создание инициативно-штабной команды для разработки малых!
    крупных социально-педагогических значимых проектов и их реализации.
  • Разработка плана диагностики и выявления основных проблем
    решению, которых должна быть посвящена деятельность социально-педагогической службы.
  • Разработка в соответствии с планом района и всех заинтересованных организаций единого плана работы во второй половине дня, в праздничные и выходные дни, согласование этого плана  образовательно-воспитательными планами школы.
  • Участие в работе по продвижению положительного имиджа школы
    в общественное сознание.
  • Организация полномасштабной профессиональной учебы социальных педагогов и психологов, обеспечение их необходимы
    периодическими изданиями, обобщение и распространение наиболее значимого и полезного опыта.
  • Проведение два раза в год заседаний стратегического и координационного совета.
  • Разработка специальных программ «Семья», «Семья и школа»,
    «Подросток», «Досуг», «Лето и каникулы», «Профессия», «Творчество», «Дети риска».
  • Создание привлекательных для детей форм и организаций, видов
    деятельности и социально-производственной практики (хоры духовные и гражданские, мастерские и технические клубы, волонтерские, экологические, поисковые отряды, практика на производстве, клубы и бюро по выполнению компьютерных работ и работ по техническому и гуманитарному переводу, бригад «Зеленый мир», издательств, редакций, кино - и фотостудий, эстрадно-
    музыкальных, художественных и театральных студий...)
  • Инициирование, создание и подписание контрактов и договоров с
    организациями и гражданами, заинтересованными в организации
    творчески, деятельностном, содержательно, познавательно насыщенного досуга детей и подростков.
  • Разработка и тиражирование материалов в помощь всем тем, кто
    занимается социальным воспитанием детей и подростков.
  • Полномасштабные контакты с религиозными организациями, молодежными организациями, общественными движениями.
  • Создание специального пресс-центра для широкого и постоянного
    взаимодействия со средствами массовой информации.
  • Аккумулирование ресурсов (средств и усилий), с целью помощи
    семьям и детям, нуждающимся в этом.
  • Создание   инициативных   групп   разработки   образовательно-воспитательных программ для детей и молодежи.
  • Проведение творческих, спортивных, технических викторин, кон
    курсов, соревнований, турниров.
  • Организация походов, слетов, экскурсий и выездов.
  • Разработка особых программ поддержки для педагогически запущенных учащихся.
  • Создание условий и возможностей для здорового образа жизни
    детей и спортивной реализации своих возможностей заинтересованными в этом детей.
  • Создание инициативных родительских групп для оказания помощи школе, организации разновозрастных клубов по интересам, проведения различных соревнований с участием семьи.
  • Проведение   семинаров,   научных   конференций,   психолого-
    педагогических тренингов.
  • Инициировать и способствовать созданию любых общественных (родители, общество, система дополнительного образования, детские организации...) формирований, позволяющих решать задачи воспитания учащихся.
  • Создать в школе совет по социальному воспитанию с широким
    представительством всех заинтересованных участников воспитательного процесса.
  • Способствовать созданию родительских объединений в целях
    поддержки воспитания в школе и в семье (совет отцов, совет выпускников, совет лидеров...)
  • Возглавить, организовать и проводить весь комплекс работ, направленных   на   выработку   планов   и   программ   личностно-
    ориентированного воспитания и обучения детей и подростков с
    обязательным соответствием планов фактическим или возможным
    ресурсам.
  • Проводить усилиями классных руководителей, социальных педагогов и  психологов углубленную диагностику психолого-педагогического климата, особенностей и характеристик семейного воспитания, интересов детей и подростков, возможностей школы и среды по организации воспитательного процесса, диагностику успешности воспитания, диагностику удовлетворенности детей и взрослых условиями и педагогическими возможностями в школе и
    микрорайоне.
  • Создавать условия для здорового образа жизни через насаждение в школе культа спорта, здоровья, соревновательности и успешности.
  • Организовать обучение педагогов современным технологиям психолого-педагогического взаимодействия в процессе воспитания.
  • Организация   дискуссионно-просветительской   деятельности   по
    наиболее острым проблемам современности (асоциальное поведение молодежи; «антиСМИ» (обсуждение и разоблачение телевизионного шабаша, газетной и радио пошлости); агрессивные группы и молодежные субкультуры; культура и антикультура; философия жизни, любви, дружбы; образ жизни и образ прозябания; гражданин и обыватель; громкий быстрый успех; когда умрет классика...; что дает и чем можно заменить чтение; любовь или секс; модель семьи будущего; малая родина и обычный героизм; личность, деньги и вещи; управлять собой - управлять другими; что дает доброта; чем хороша и опасна стая; CMC - форма деградации; что такое помогать родителям и почему мы с ними конфликтуем; и т.п.)
  • Создать и совершенствовать базу информации по разнообразным
    проблемам воспитания.
  • Организовать сбалансированную систему конкурсов и соревнований по различным предметам, спортивным, эстетическим, техническим видам деятельности.
  • Организовать предметные вечерние школы, профессиональные,
    спортивные, эстетические центры.
  • Создать службы образовательной и психолого-педагогической по
    мощи учащимся и родителям.
  • Создать родительскую школу и дошкольную детскую школу по под
    готовке детей и родителей к школе.
  • Разработать длительные социально-педагогические проекты для
    детей группы риска, педагогически запущенных, одаренных, ослабленных детей.
  • Выявить учащихся,  нуждающихся  в специальной  психолого- педагогической    поддержке    и    создание    медико-психолого-
    педагогических групп для их поддержки.
  • Координация и планирование собственной деятельности, деятельности социальных педагогов, психологов, воспитателей, освобожденных и просто классных руководителей.
  • Создание из числа учителей-предметников, родителей, психологов, представителей общественности, представителей ученического самоуправления групп социально-педагогической и организационной поддержки для выведения из кризиса классных коллективов, групп и отдельных учащихся.
  • Помощь в работе и постоянное взаимодействие с классными руководителями по диагностированию психолого-педагогического климата в классах, выявлению учащихся с отклонениями в поведении и учебе.
  • Проведение совместно с психологом консультаций для родителей
    и учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
  • Проведение рейдов по выполнению торговлей правил продажи алкоголя и табака.
  • Помощь в работе и взаимодействие с уполномоченным по правам
    педагогов и детей в школе.
  • Создание школьного сайта для получения права и возможности
    каждому участнику педагогического процесса в цивилизованных
    формах высказать свои претензии, идеи и предложения, которые,
    социальный педагог, обобщив, использует для предоставления
    информации всем заинтересованным структурам в школе и для
    решения поставленных проблем.
  • Ведение базы и организация деятельности, направленной на организацию помощи семьям и учащимся, нуждающимся в психолого-
    педагогической и социально-экономической помощи и поддержке,
  • Организация деятельности по одному из направлений, играющих важную роль в воспитательном процессе в школе (театральную, музыкально-танцевальную художественную студию, мастерскую или клуб).
  • Координация, участие и подготовка предметных и общественно
    значимых соревнований, турниров, первенств, викторин, диспутов,
    тематических вечеров и встреч.
  • Проведение совместно с родительской общественностью различных семейных соревнований.
  • Разработка специальных индивидуальных карт по работе с учащимися, требующими дополнительного педагогического внимания.
  • Разработать совместно с представителями социума план-карту
    возможностей школы и района по задействованию учащихся в каникулярное, вечернее время и в выходные дни, с вовлечением в
    различные виды деятельности учащихся группы риска..
  • Выступление на педагогических форумах, классных часах, родительских собраниях с материалами и сообщениями по социально-
    педагогическим проблемам.
  • Подготовка памяток, материалов, листовок, информации для
    классных руководителей.

4. Извлечения из закона «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» 

от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ

Глава I.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

2. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения

1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Органы опеки и попечительства

1. Органы опеки и попечительства:

1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

5. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


null

Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

  • Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
  • Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 
  • Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
  • Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
  • Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
  • Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
  • Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 
  • Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 
  • Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. 


6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. 


  Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

  • научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
  • согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
  • оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий; 
  • перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей; 
  • коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов; 
  • конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей. 


  Разработка плана может строиться по следующей схеме:
 
1.  ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

2. изучение литературы по общим основам планирования;
3. изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
4. анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
5. изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);
6. подготовка проекта плана:
7. коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;
8. рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении

9. утверждение ого на заседании педагогического совета.


  В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

  • план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
  • план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
  • план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

 

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

  Перспективный план может иметь следующую структуру:

  • аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);
  • цели и задачи работы;
  • планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

7. ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

7.1.  Работа с детьми, склонными к правонарушениям

Мероприятие

Ответственные

1.Выявить      всех    проблемных   детей, начиная   с   1   класса   и   завести   на них учетный лист

Социальный педагог

Классный руководитель

 2.Путем систематических наблюдений за детьми за детьми, установить характер их педагогической запущенности

Социальный педагог

Психолог

З.Путем   наблюдения, социометрических изменений   и   анкетирования   установить положение        ученика    в        классном коллективе, характер   взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений

Социальный педагог

Классный руководитель Психолог

4. Изучить      интересы,  склонности      и способности    учеников    группы    риска, возможное включение их во внеурочную    кружковую  общественно-полезную деятельность

Социальный педагог

Психолог

 

5.Установить, входит  ли  «трудный ребенок» в другие компании

Социальный педагог

Психолог

6.Изучить положение ребенка в семье

Социальный педагог

7.Вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей

Социальный педагог

Психолог

8.Привлекатьдетей группы риска к участию       в культурно-массовой  и спортивной работе. Особое    внимание уделять их читательским интересам и вкусам

Зам.дир.по ВР

Социальный педагог
Библиотекарь

Учитель физической
культуры

9.Организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени

Социальный педагог

Классный руководитель

10.Совместно     с     инспекторами     КДН проводить беседы на правовую тему

Социальный педагог Инсп.КДН

11. Привлечение самих уч-ся к укреплению правопорядка в школе

Зам.дир.по ВР

Социальный педагог

12.Совместное принятие мер по поступившим сигналам о

 правонарушениях учащихся

Социальный педагог

Классный руководитель

Инспектора ПДН

13.Организация занятий для детей группы риска   по   саморегуляции, по развитию способностей, правильно        выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов

Социальный педагог

Психолог

14.Выявление   семей,   уклоняющихся   от воспитания детей

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

Психолог

15.Организация консультаций специалистов  (психологов, педагогов, медиков) для   родителей   и   детей   группы риска

Зам. дир. по ВР

 

16.Организация тематических встреч, вечеров родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

 Психолог

7. 2. Работа с подопечными детьми

 

1.Продолжить работу по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, больных детей и детей - сирот. Взять их на учет.

Социальный педагог

2.Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Провести работу по выявлению интересов потребностей, трудностей в учебе детей-сирот и подопечных детей, подростков, родители которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием

Социальный педагог Психолог

Классный руководитель

4.Посещать  подопечных помощь      на     дому. Оказывать посильную помощь  в       воспитании, обучении,  организации отдыха подопечных

Социальный педагог

5.Участвовать        в    рассмотрении    конфликтов    с подопечными     и     своевременно     оказывать     им социальную поддержку.

Социальный педагог

6.Своевременно представлять в органы социальной службы сведения, направленные на защиту подопечных.

Социальный педагог

7.Оказывать   помощь   в   обеспечении   подопечных путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря

Социальный педагог

8.Выступать на родительских собраниях по вопросам трудового и семейного законодательства, охраны прав детства, основам социальной политики

Социальный педагог

9.Организовывать     посещение     центра     занятости подопечными в целях профориентации

Социальный педагог

10.Изучать    опыт    работы    социальных    педагогов других школ.

Социальный педагог

7. 3. Работа с  детьми – инвалидами

1.Обучение на дому

Учителя – предметники

2. Подарки к Новому году

Социальный педагог

3.Обеспечение учебниками со скидкой 100%

Социальный педагог

Библиотекарь

4. Индивидуальные беседы

Социальный педагог

5.Посещение на дому

Социальный педагог

7. 4. Работа с  классными руководителями

1.Собрать      списки      учащихся ,склонных к правонарушениям,  проживающих в неполных семьях, малообеспеченных и многодетных ,в семьях опекунов

Социальный педагог

2.Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков ,детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот кружками, спортивными секциями   и   другими видами внеклассной работы

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся и профилактики правонарушений  преступлений

Социальный педагог
Классный руководитель

4.Совместно с классными руководителями посещать семьи учащихся требующих особого контроля и наблюдения

Социальный педагог
Классный руководитель

7. 4. Работа с КДН, участковыми инспекторами и другими организациями классными руководителями

1. Поддерживать постоянную связь с КДН, участковыми инспекторами по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся      

Социальный педагог Классный руководитель

2.Систематически сверять списки учащихся, состоящих на учете в КДН и задержанных за различные правонарушения и преступления

Социальный педагог

3.Приглашать сотрудников КДН, специалистов правоохранительных органов, врачей, работников ГИБДД и других специалистов для проведения лекций

Социальный педагог

Классный руководитель

4.Участвовать в месячнике правовых знаний

Социальный педагог

5.Проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения                                           

Социальный педагог

6.Посещать районные мероприятия, семинары

Социальный педагог

7.Совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей

Социальный педагог

8.Изучать опыт работы социальных педагогов других школ

Социальный педагог

7.5. Индивидуальная работа с учащимися, требующего особого контроля

1. Проводить беседы с каждым из учащихся, выяснить их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи

Социальный педагог

2.Привлекать «трудных» учащихся к работе по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся школы

Социальный педагог

3.Оказывать помощь в трудоустройстве и дальнейшем продолжении получения среднего образования выпускниками неполной средней школы

Социальный педагог

8. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Например, консультация для родителей на тему "Как справиться с подростками, которые плохо себя ведут".

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:

  • полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;
  • полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
  • сообщение результатов диагностики должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Коррекционная работа с неполной семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

9.РАБОТА С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

9.1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

  • для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это в первую очередь взаимодействие социального педагога с классным руководителем, психологом, врачом;
  • профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;
  • профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;
  • организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;
  • в целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации в школе; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников.

Результаты изучения конкретного учащегося или классного коллектива заносится в карту прогнозирования.

9.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ ШКОЛЫ

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя, школьного врача и психолога имеют своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы людей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.

Классный руководитель:

  • является звенующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог:

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактику и коррекционную работу в микрорайоне;
  • поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

Психолог:

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьный врач:

  • исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
  • взаимодействует с лечебными учреждениями.

Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:

  • комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики, как отдельных учащихся, так и класса в целом;
  • оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;
  • предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;
  • проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;
  • организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;
  • совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.

Формы совместной коррекционной работы:

  • информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которые могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы;
  • проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
  • выявление причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
  • разработка программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
  • реализация разрабатываемых программ на уровне школы.

Изучение личности школьника проводится с использованием карты личности школьника.

"Карта личности школьника" заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьным врачом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

10. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЁТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

        

По итогам работы социальный педагог  готовит аналитический отчет, который представляется руководителю ОУ, копия- в КДН. В отчете должны быть отражены все виды деятельности в соответствии с планом работы и журнала учета проведенной работы. Отчет должен включать качественные и количественные показатели по направлениям деятельности.

Общие сведения

Социальный паспорт ОУ.

Количество учащихся в школе.

Количество  педагогических работников.

Количество детей, склонных к правонарушениям (внутришкольный учет).

Количество детей, состоящих на учете в КДН и ОДН (их список, причина постановки на учет).

Количество неблагополучных семей (их список, причина постановки на учет) и др.

Примерная структура отчета

Качественные показатели деятельности социального педагога

        1.  Степень реализации целей и задач запланированной работы на учебный год. Причины невыполненной работы и появление незапланированной деятельности.

        2.   Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

3. Обобщенный анализ результатов диагностической работы, проводимой в соответствии с планом.

4. Обобщенный анализ консультативной, просветительской и профилактической работы.

5. Анализ эффективности коррекционной работы с учащимся (воспитанником), группой детей, семьей.

6. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

7. Анализ работы по формированию ЗОЖ.

8. Обобщенный анализ мероприятий по охране и защите прав детей и подростков, проведенных за год.

9.  Работа с трудными семьями.

10. Степень участия социального педагога в создании обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников); обеспечения охраны их жизни и здоровья.

11.  Участие в работе методического объединения.

12.  Повышение квалификации в текущем учебном году. Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год.

13.  Другие виды работ.

14.  Проблемы, условия и причины их возникновения; задачи и методы их решения.

Отчет социального педагога сопровождается таблицами, графиками, диаграммами и др.

Количественные  показатели деятельности социального педагога

1Всего приёмов детей (количество, возраст детей)___________________________

2.Всего приёмов взрослых (количество, категория взрослых)________________

3.   Проведено индивидуальных обследований (первичных, вторичных, количество, категория обследуемых)_____________________________________________

4.   Проведено групповых диагностик (количество, категория обследуемых)____________

5. Проведено индивидуальных коррекционно – развивающих занятий (количество, категория детей)___________________________________________________

6.   Проведено групповых коррекционных и развивающих занятий (количество, категория слушателей)______________________________________________

8. Проведено обследований семей (количество, проблема)___________________

9. Участие в научно – методической работе школы (количество, темы мероприятий, плановые, внеплановые)______________________________

10. Участие в проведении психолого – медико – педагогическом консилиуме (количество, темы, плановые, внеплановые)____________________________

11. Работа с социумом (виды работы, с какими организациями по каким проблемам взаимодействовал)________________________________

12. Профессиональное определение детей и трудоустройство выпускников (какие мероприятия проведения, категория участников)________________

11. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Перечень Законов и подзаконных актов по защите прав ребенка из различных по социальному составу семей.
  2. Должностная инструкция социального педагога.
  3. Социальный паспорт ОУ.
  4. Социальные паспорта классов.
  5. Перспективный, календарный планы работы, утвержденные руководителем ОУ.
  6. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденные руководителем ОУ.
  7. График работы, утвержденный директором школы.
  8. Журнал учета рабочего времени.
  9. Документация по вопросам организации работы с различными категориями учащихся и семей в соответствии с социальным паспортом ОУ (карточки по категориям учащихся и семей учащихся):
  • опека и попечительство;
  • учащиеся, состоящие на школьном (педагогическом) учете;
  • учащиеся, состоящие на учете в ОДН;
  • учащиеся из социально неблагополучных семей;
  • дети-инвалиды;
  • учащиеся, обучающиеся индивидуально;
  • малообеспеченные семьи;
  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  1. Картотека учета запросов (обращений) родителей, учителей, учащихся и мер по разрешению конкретных проблемных ситуаций.
  2. Методические рекомендации для родителей по семейному воспитанию.
  3. Систематизированная информация для родителей, педагогов, учащихся о городских службах медико-психолого-педагогической помощи, юридических консультаций, кризисных центров, ЦПД, учреждений и служб города по вопросам оказания помощи в вопросах защиты прав детей.
  4. Материалы для выступления на педсоветах, заседаниях методических объединений учителей, классных руководителей, конференций, «круглых столов».
  5. Накопительные материалы по работе с различными категориями обучающихся и родителей по наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы:
  • списки, акты посещения, характеристики, картотеки, сведения о семье, информация о занятости в системе дополнительного образования;
  • информация о пропусках учебных занятий;
  • сведения о занятости в период каникул;
  • организация летнего отдыха;
  • решения СП;
  • постановления КДН.

12. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

Ввиду возросшей сегодня потребности в оперативном предоставлении характеристик предлагаем рекомендации по составлению.

 В характеристике указывается:

- Ф.И.О., дата рождения учащегося, название учебного заведения;

 - в течение, какого периода ученик (воспитанник) посещает данное учреждение;

- как зарекомендовал себя за время обучения (подробно описать положительные и отрицательные стороны его личности, черты характера; дела, участие в которых принимал ребенок;  уровень воспитанности, уровень усвоения учебного  материала; ведущие интересы и склонности; );

- описать  особенности взаимоотношений ребенка  с родителями, отношение родителей к школьным успехам;

 - указать, для кого предназначается характеристика.

 Составитель характеристики ставит под ней свою подпись и приносит на утверждение руководителю, который в случае согласия также ее подписывает. Характеристика заверяется печатью.

Межличностные отношения, общение:

искренность,                отзывчивость,               сочувствие,

откровенность,             обязательность,             совместимость,

вежливость,                  заботливость,                 чуткость,

доброжелательность,    справедливость,             требовательность,

         терпимость,                  тактичность,                   обаяние,

совместимость,            общительность,               ответственность,

коллективизм

Поведение:

уверенность,                      самокритичность,             инициативность,  

добросовестность,              интеллигентность,            настойчивость,                

принципиальность,            активность,                       гордость,

добродушие,                       честность,                         энтузиазм,

решительность,                   уравновешенность,          смелость,

твердость,                           энергичность,                   порядочность,

целеустремленность,           самостоятельность,          смелость

Деятельность: 

внимательность,           деловитость                         дальновидность,

вдумчивость,                понятливость,                      исполнительность,

любознательность,        собранность,                        мастерство,

скорость,                       точность,                             трудолюбие,

находчивость,               последовательность,            увлеченность,

аккуратность,                усидчивость,                       скурпулезность,

работоспособность,        дисциплинированность,     увлеченность

Чувства, переживания:

восторженность,               веселость,                     бодрость,

оптимистичность,             сдержанность,              чувствительность.

Жизнерадостность,           бесстрашие,                 душевность,

милосердие,                       хладнокровие,              удовлетворенность,

свободолюбие,                   стыдливость

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО СЕМЬИ

Фамилия______________________________________________________________________

Имя

Отчество__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

№ школы_____________________________________________________________________

класс_________________________________________________________________________

классный руководитель_________________________________________________________

дата заполнения паспорта_______________________________________________________

Социально-демографический паспорт семьи

 

Домашний адрес______________________________________________________________

Телефон_____________________________________________________________________

Мать________________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________________

Должность____________________________________________________________________

Образование__________________________________________________________________ Рабочий телефон_______________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________________

Должность____________________________________________________________________

Образование__________________________________________________________________

Рабочий телефон_______________________________________________________________

кем проживает учащийся (сведения о них):

С родителями__________________________________________________________________

С матерью____________________________________________________________________

С отцом______________________________________________________________________

С другими родственниками______________________________________________________

        

Сведения о других детях в семье (степень их родства, возраст).

_____________________________________________________________________________        

Бытовые условия  жизни учащихся (общие условия, условия для занятий, отдыха)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

  1. Количество детей_____________________________________________
  2. Полные семьи_________________________________________________
  3. Неполные семьи_______________________________________________
  4. Многодетные семьи____________________________________________
  5. Социально-незащищенные дети______________________________
  6. Проблемные дети______________________________________________
  7. Опекаемые дети_______________________________________________
  8. Дети, состоящие на внутри школьном учете___________________
  9. КДН_______________________________________________________
  10. Матери одиночки______________________________________________
  11. Дети, воспитывающиеся отцом__________________________________
  12. Дети, потерявшие кормильца____________________________________
  13. Вновь прибывшие дети__________________________________________
  14. Дети-инвалиды________________________________________________
  15. Дети, обучающиеся в школе, но не прописанные в  городе________
  16. Дети, освобожденные от физкультуры____________________________________
  17. Дети, имеющие хронические заболевания_________________________________
  18. Дети токсикоманы, наркоманы____________________________________

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И.О.__________________________Дата____________200___г._________час.

Мы, нижеподписавштеся________________________________________________________

посетили семью________________________________________________________________

проживающую по адресу:_______________________________________________________

с целью______________________________________________________________________

Состав семьи ________________________________________человек___________________

Семья занимает ___________________кв.м.________________________________________

В момент посещения дома находились________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки______________________________

Ребенок имеет место для занятий, отдыха_______________________________________

Место для сна_________________________________________________________________

Ребенок ложиться спать ________________________________________________________

Загруженность домашними делами ______________________________________________

Ребенок занят в свободное время_________________________________________________

Родители контролируют выполнение домашних заданий______________

Контакт осуществляется со школой ______________________________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения)_____________________________________________________________________

Подписи, ФИО ________________________        ________________________

проверяющих__________________________       ________________________

                        __________________________       ________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации для социальных педагогов в школе

Методические рекомендации  по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей , Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении

Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...

Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.

Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде....