Сказкотерапия как воспитательная система органичная природе человека.
методическая разработка на тему

Зорина Вера Григорьевна

Метод сказкотерапии, предпосылки  возникновения и  использования данного метода.

От древней мудрости к современнным педагогическим технология.

Уникальность и простота применения метода, его эффективность.

Обоснование метода сказкотерапии. Эффективность его применения в корреляциии обучающихся.

Перспективы  метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказкотерапия8.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Сказкотерапия как воспитательная система органичная природе человека.

В последнее время так много говорится о таком методе психологической коррекции как арт-терапия или сказкотерапия. Этот вопрос обсуждается детскими психологами. Однако сфера применения этого метода  выходит за рамки детского возрастного ценза и также  положительно показывает себя при работе  с подростками и даже со взрослыми людьми.

Этот метод  успешно  применяется в решении психологических  проблем у детей, школьников , показывает положительные результаты в решении проблем подростковой конфликтологии, при семейных консультациях, что очень важно при работе с подростками в школах и в других учебных и воспитательных учреждениях.

Метод сказкотерапии, арт-терапии, показывает положительные результаты в  решении  широкого спектра  проблем.

С детских лет мы  знаем множество сказок, которые нам рассказывали  наши родители, бабушки и дедушки. Рассказывание сказок пришло к нам , в наш сложный XXI век, в нашу бурную цивилизацию, с древнейших времен…

Сказки — это не просто интересные истории, которые нам рассказывали перед сном или у  костра, это , в свою очередь, житейская мудрость, заключенная на протяжении многих поколений в словесной или текстовой  или любой другой художественной форме.

Но сказка -  это и еще внушительный архив, наработанный годами, жизненного опыта, который несут нам эти загадочные истории. Это очень сильное средство воздействия на человеческое сознание, на его душу, на область его мышления, понимания, на его восприятие  этого мира, полного проблем, конфликтов и сложностей, которые нужно  уметь решать человеку, особенно если этот человек — ребенок, подросток. И сказки нам в этом помогают.

Если  рассматривать сказочные истории с точки зрения психологии, то, по сути дела, волшебные рассказы являются довольно сильным действующим средством ,  психологическим и психотерапевтическим, в решении многих проблем. Являясь своеобразной картой внутреннего мира  человека, сказочные истории, созданные мудростью предков и прошлых поколений, изначально, содержат жизненные сценарии, вопросы и ответы, способы их решения,  выполняя функцию психологического щита.

Программируя сознание ребенка, подростка, взрослого человека, загадочные истории помогают поступать правильно, обдуманно, логично, заранее ориентируя на поведенческие модели, которые в нужный момент включаются на уровне  сознания и подсознания, на уровне нашей памяти, напитанной «мудрыми подсказками», связывая  волшебные истории с событиями в реальной жизни, корректируя наше поведение, нашу реакцию на ту или иную проблему, дают нам ответы в сложных  жизненных ситуациях. Такие ответы содержатся на страницах красочных сказочных изданий, в кадрах кинолент, во многих театральных постановках, в произведениях искусства.

Эти «волшебные»знания можно спроецировать непосредственно из сказочной среды в нашу реальность и  применить их при работе с детьми, школьниками в целях психологической корреляции и регуляции подросткового поведения и восприятия...

Благодаря методу арт-терапии, сказкотерапии, это можно  сделать с интересом, увлеченно, минуя «психологические замки» и барьеры  при работе с подростками, школьниками, без ущерба для  психики ребенка, школьника.

Психология ( точнее, её младшая сестра - психотерапия), обратившись к сказочному наследию, прошлому и современному,  увидела в хорошо знакомых нам детских историях  ответы на волнующие  вопросы, серьёзные и  далеко «недетские». Ответы на эти вопросы содержатся в сказках...

Сказкотерапия,  суммируя этот опыт, помогает  нам путем практических упражнений (формы их различны- это и театральные постановки сказочных историй, творческие игры , художественные квесты и множество других  «сказочных» арт-средств)» увидеть ребенку и даже взрослому человеку , что с нами не так, с точки зрения психологии, позволяя нашей личности легко и свободно  раскрыться, понять свои сильные и слабые стороны, «настроить  себя» буквально, во всем психологическом смысле этого слова, позитивно .  

Игровая и любая другая  «артистическая» форма , которых сегодня в арсенале  работников  школ и учебных заведений, психологов, специалистов данной области и педагогов разнообразное множество, позволяет это сделать с легкостью, с интересом, как и для  подростка, так и для самого специалиста. Помещая ребенка,  в определенные психологические условия, завуалированные «сказочным антуражем», в искусственно созданную театрализованную( один из методов) среду, сказкотерапия погружает ребенка, ученика, подростка в состояние психотерапевтического переживания, сопереживания, позволяет ему непосредственно испытать момент осознания самого себя на «сцене жизни», да-да, именно на сцене, даже в главной роли, увидеть себя, почувствовать миг своего психологического прозрения, понять не только свой внутренний мир, но и мир внешний, его связи и взаимоотношения, его систему и ценности.

Таким образом, сказкотерапия позитивно влияет на  развитие самосознания обучающегося, налаживает контакт с самим собой, помогая взаимопониманию с другими людьми.

Этот метод доступен, открыт и привлекает детей своей сказочной формой, не приносит вред  восприятию подростка. Метод сказкотерапии даёт , поистине, безграничные возможности, для обучения, воспитания и коррекции личности ребенка. Позитивно влияет на формирование у обучающегося творческих, интеллектуальных и психо-физических качеств.
Работа со сказкой помогает как педагогу, так и родителю наиболее эффективно установить доверительный контакт с ребенком, без последствий для самого ребенка, его психики и без потери времени. Этому способствует то, что сказка содержит уже проверенные  модели поведения, скрытые «волшебной оболочкой» и, таким образом, способствует усвоению новых знаний о мире, не вызывая у детей психологического диссонанса.
В настоящее время форма сказки широко используется  педагогами и психологами, однако, этот метод пригодится, конечно, и родителям.  Задачей сказкотерапии, в последнее время, стало объединение многих психологических приемов и форм для более широкого и эффективного  использования этого метода при обучении и корреляции школьников в процессе их обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Научусь быть человеком"

Успешность воспитательной работы зависит от планирования и системы взаимодействия между всеми членами коллектива. Данная презентация была предложена вниманию учителей на одном из педагогических совето...

"Человек-природа, или в природе человек!"

Диспуп-беседа с учащимися по экологическому воспитанию. В беседе участвуют три команды. Жюри отценивает ответы детей....

Воспитательная система 8 «б» класса «Я человек, но какой?»

Актуальность   В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность...

Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

воспитательная система "Стань человеком" для 5-11 класса

воспитательная система содержит пояснительную записку, характеристику компонентов и направлений ВС, психолого-педагогические рекомендации по реализации ВС, диагностический компонент ВС, характеристику...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...