Конспект урока о сквернословии в речи подростков, проведённый в 8 классе, в Каменской коррекционной школе № 15 VIII вида.
план-конспект урока (8 класс) на тему
"Вирус сквернословия" - кто из учителей средней и старшей школы не сталкивался с этим понятием!
А в коррекционной школе VIII вида эта проблема стоит особенно остро! Это конспект урока или занятия (классного часа) социального педагога в 8 классе коррекционной школы. На уроке обществознания социальным педагогом школы была предпринята попытка разобраться в причинах сквернословия и методах искоренения скверных матерных слов из речи подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сквернословие | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Каменская коррекционная школа №15
Конспект урока: «Сквернословие в речи подростков».
(Обществознание - 9-11 класс)
Составитель:
Малахов А.А.
(учитель)
"Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".
Владимир Даль
2015 год.
Цель: содействие развитию речевой культуре подростков, культуре поведения в обществе.
1.Образовательные задачи:
-сформировать у учащихся представление о понятии «сквернословия» и его видах, о вреде здоровью от использования в речи «бранных слов».
-выявить имеющиеся знания по данной теме.
2.Коррекционно-развивающие задачи:
-коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически-правильного произношения, пополнять и обогащать пассивный словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и мысли).
-развивать навыки сопротивления сквернословию.
3.Воспитательные задачи:
-формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы обучения:
-рассказ-объяснение;
-работа в группах по карточкам.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
3.Сообщение нового материала.
4.Закрепление знаний (практическая часть).
5.Зеключительный этап.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Цель-подготовка учащихся к работе на уроке).
План:
-по звонку войти в класс и занять своё место;
-взаимное приветствие;
-определение отсутствующих;
-настрой учащихся на работу, организация внимания;
-проверка готовности к занятию (рабочее место, рабочая поза, внимание, внешний вид);
-сообщение целей и темы урока.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!
-Тихонечко присаживайтесь на своё место.
-Проверьте, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего кроме канцелярских принадлежностей и тетради.
-Сядьте ровно, спину держим прямо.
-Сегодняшний урок мы посвятим нашей речи, о часто используемых в речи нелитературных, так называемых «плохих» словах.
2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
(Цель-организовать познавательную деятельность учащихся. Показать практическую значимость изучаемого материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.)
Учитель:
-Какие эмоции человека вам известны?
Учащиеся:
-Радость, стыд, горе, страх, печаль….
Учитель:
-Давайте немного поговорим о стыде. Стыд-это одно из самых жизненно необходимых качеств человека. Нам необходимо испытывать стыд. В толковом словаре говориться, что стыд-чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины; позор бесчестие.
-Как вы думаете, чего может стыдиться человек?
-Можно ли стыдиться сказанных слов? (Выслушиваю мнения учащихся).
Учитель:
-Давайте подумаем о том, какого рода слова вы, подростки, чаще всего используете в речи, частности в разговоре друг с другом.
(Выслушиваю мнения учащихся).
-К какому выводу можно прийти?
-Какие слова, вы чаще всего используете в своей речи?
Учащиеся:
-Нелитературные, «плохие» слова.
3.Сообщение нового материала.
(Цель-дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.)
Учитель:
-Ученые пришли к выводу: при помощи словесных мыслеобразов человек создает или, напротив, разрушает свой наследственный аппарат. Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как выражающих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих. Сквернословие наносит вред здоровью самого матерщинника. Некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены "слышат" мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность.
Учитель:
-Что ещё можно отнести к плохим словам?
Учащиеся:
-Угрозы.
Учитель:
-Угрозы формируют у другого человека чувство страха, растерянности. Данный вид агрессии возникает в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Такая форма поведения становится привычной. Человеку трудно обойтись без крепких выражений, во всё произошедшем начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами.
-В состав группы «плохих слов» входят бранные выражения и оскорбления (матерная брань). Она используется для того, чтобы нанести человеку оскорбление, унизить другого, а кто-то при помощи матерной брани выражает свои эмоции, так сказать-снимает психологическое напряжение.
Учитель:
-Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Сквернословие-речь, наполненная скверными, непристойными словами. Сквернословить-значит употреблять в своей речи скверные непристойные слова.
-А вы знаете, что обозначает глагол «материться»? (Выслушиваю мнения учащихся). Материться-значит нецензурно выражаться, ругаться, сквернословить.
-Сквернословную речь можно сравнить по образу с курением-активным и пассивным. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание.
4.Закрепление полученных знаний
(Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.)
Метод:
-практическая работа.
Учитель:
Как можно избавиться от сквернословия? (Выслушиваю мнения учащихся).
-Я хочу вас познакомить с таким понятием как «целомудрие», что обозначает - чистота. Нравственный смысл этого слова огромен. Необходимо беречь целомудрие-чистоту собственной речи.
-В чём состоит чистота речи? (Выслушиваю мнения учащихся).
Работа в группах
Задание: определить условие для чистоты речи, наметить пути собственного поведения. Раздаю карточки с тезисами, обсуждение проходит с учётом полученной информации.
Тезис первый.
«Не говорить плохих слов самому».
Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Это действие потребует мужества, смелости, особенно среди сверстников-подростков, так как многие эти слова произносят вслух, а противостоять всегда сложно, появляется страх стать «белой вороной».- Как мы должны поступить в такой ситуации? (Мы должны постараться устоять, не испугаться насмешек, презрения. Надо понять, что в жизни бывают периоды, когда нет рядом друзей, близких, но есть желание стать лучше, познать себя! Древнейшее требование «Познай себя!» - означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!»)
Тезис второй.
«Желание жить в достойной среде несовместимо с недостойным словом».
Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).
Тезис третий.
«Мы можем исправить общество в целом, хватать за рукава всех бранящихся на улице прохожих, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно».
Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристаёт, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!
5.Заключительный этап.
(Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.)
Учитель:
-В словаре Владимира Даля сказано: "Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".
Язык – это душа народа, основа его культуры и Божиего Духа в нем. Употребляемые скверные слова разрушают и уничтожают главное богатство народа – наш родной язык, культуру и чистоту нравственного поведения. Скверные слова содержат и передают энергию зла, которая вызывает болезни у человека и может убить его.
Чем больше стыда-тем лучше речь!
Моя речь-это моё зеркало, моё достоинство.
Используемая литература
1.Кузнецов Д. «Почему дети ругаются матом?» // Школьный психолог.-2005.-№21.
2.http://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-na-temu-virus-skvernosloviya.html
3.Хромова Ю. Зеленина Н. «Слово-не воробей… Сквернословие в речи подростков»//Школьный психолог.-2010.-№15.
4.Толковый словарь Владимира Даля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...
Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...
Конспект занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сутки"
Цель: формирование представлений о частях суток в связи с деятельностью человека утром, днем, вечером, ночью.Задачи:- формирование представлений о частях суток;- развитие мышления (операций анализа, с...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида...
Конспект урока по географии 8 класс; тема:"Египет"(Коррекционная школа VIII вида)
Урок разработан для коррекционной школы VIII вида. В конспекте урока в занимательной форме представлен материал о Египте....
Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...