Конспект урока о сквернословии в речи подростков, проведённый в 8 классе, в Каменской коррекционной школе № 15 VIII вида.
план-конспект урока (8 класс) на тему

Малахов Александр Александрович

"Вирус сквернословия" - кто из учителей средней и старшей школы не сталкивался с этим понятием!

А в коррекционной школе VIII вида эта проблема стоит особенно остро! Это конспект урока или занятия (классного часа) социального педагога в 8 классе коррекционной школы.  На уроке обществознания социальным педагогом школы была предпринята попытка разобраться в причинах сквернословия и методах искоренения скверных матерных слов из речи подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сквернословие23.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Каменская коррекционная школа №15

Конспект урока: «Сквернословие в речи подростков».

(Обществознание - 9-11 класс)

Составитель:

Малахов А.А.

(учитель)

"Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".

Владимир Даль 

2015 год.

Цель: содействие развитию речевой культуре подростков, культуре поведения в обществе.

1.Образовательные задачи:

-сформировать у учащихся представление о понятии «сквернословия» и его видах, о вреде здоровью от  использования в речи «бранных слов».

-выявить имеющиеся знания по данной теме.

2.Коррекционно-развивающие задачи:

-коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически-правильного произношения, пополнять и обогащать пассивный словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и мысли).

-развивать навыки сопротивления сквернословию.

3.Воспитательные задачи:

-формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы обучения:

-рассказ-объяснение;

-работа в группах по карточкам.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

3.Сообщение  нового материала.

4.Закрепление знаний (практическая часть).

5.Зеключительный этап.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Цель-подготовка учащихся к работе на уроке).

План:

-по звонку войти в класс и занять своё место;

-взаимное приветствие;

-определение отсутствующих;

-настрой учащихся на работу, организация внимания;

-проверка готовности к занятию (рабочее место, рабочая поза, внимание, внешний вид);

-сообщение целей и темы урока.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!

-Тихонечко присаживайтесь на своё место.

-Проверьте, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего кроме канцелярских принадлежностей и тетради.

-Сядьте ровно, спину держим прямо.

-Сегодняшний урок мы посвятим нашей речи, о часто используемых в речи нелитературных, так называемых «плохих» словах.

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

(Цель-организовать познавательную деятельность учащихся. Показать практическую значимость изучаемого материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.)

Учитель:

-Какие эмоции человека вам известны?

Учащиеся:

-Радость, стыд, горе, страх, печаль….

Учитель:

-Давайте немного поговорим о стыде. Стыд-это одно из самых жизненно необходимых качеств человека. Нам необходимо испытывать стыд. В толковом словаре говориться, что стыд-чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины; позор бесчестие.

-Как вы думаете, чего может стыдиться человек?

-Можно ли стыдиться сказанных слов? (Выслушиваю мнения учащихся).

Учитель:

-Давайте подумаем о том, какого рода слова вы, подростки, чаще всего используете в речи, частности в разговоре друг с другом.

(Выслушиваю мнения учащихся).

-К какому выводу можно прийти?

-Какие слова, вы чаще всего используете в своей речи?

Учащиеся:

-Нелитературные, «плохие» слова.

3.Сообщение нового материала.

(Цель-дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.)

Учитель:

-Ученые пришли к выводу: при помощи словесных мыслеобразов человек создает или, напротив, разрушает свой наследственный аппарат. Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как выражающих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих. Сквернословие наносит вред здоровью самого матерщинника. Некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены "слышат" мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность.

Учитель:

-Что ещё можно отнести к плохим словам?

Учащиеся:

-Угрозы.

Учитель:

-Угрозы формируют у другого человека чувство страха, растерянности. Данный вид агрессии возникает в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Такая форма поведения становится привычной. Человеку трудно обойтись без крепких выражений, во всё произошедшем начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами.

-В состав группы «плохих слов» входят бранные выражения и оскорбления (матерная брань). Она используется для того, чтобы нанести человеку оскорбление, унизить другого, а кто-то при помощи матерной брани выражает свои эмоции, так сказать-снимает психологическое напряжение.

Учитель:

-Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Сквернословие-речь, наполненная скверными, непристойными словами. Сквернословить-значит употреблять в своей речи скверные непристойные слова.

-А вы знаете, что обозначает глагол «материться»? (Выслушиваю мнения учащихся). Материться-значит нецензурно выражаться, ругаться, сквернословить.

-Сквернословную речь можно сравнить по образу с курением-активным и пассивным. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание.

4.Закрепление полученных знаний

(Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.)

Метод:

-практическая работа.

Учитель:

Как можно избавиться от сквернословия? (Выслушиваю мнения учащихся).

-Я хочу вас познакомить с таким понятием как «целомудрие», что обозначает - чистота. Нравственный смысл этого слова огромен. Необходимо беречь целомудрие-чистоту собственной речи.

-В чём состоит чистота речи? (Выслушиваю мнения учащихся).

Работа в группах

Задание: определить условие для чистоты речи, наметить пути собственного поведения. Раздаю карточки с тезисами, обсуждение проходит с учётом полученной информации.

Тезис первый.

«Не говорить плохих слов самому».

Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Это действие потребует мужества, смелости, особенно среди сверстников-подростков, так как многие эти слова произносят вслух, а противостоять всегда сложно, появляется страх стать «белой вороной».- Как мы должны поступить в такой ситуации? (Мы должны постараться устоять, не испугаться насмешек, презрения. Надо понять, что в жизни бывают периоды, когда нет рядом друзей, близких, но есть желание стать лучше, познать себя! Древнейшее требование «Познай себя!» - означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!»)

Тезис второй.

«Желание жить в достойной среде несовместимо с недостойным словом».

Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).

Тезис третий.

«Мы можем исправить общество в целом, хватать за рукава всех бранящихся на улице прохожих, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно».

Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристаёт, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!

5.Заключительный этап.

(Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.)

Учитель:

-В словаре Владимира Даля сказано: "Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".

Язык – это душа народа, основа его культуры и Божиего Духа в нем. Употребляемые скверные слова разрушают и уничтожают главное богатство народа – наш родной язык, культуру и чистоту нравственного поведения. Скверные слова содержат и передают  энергию зла, которая вызывает болезни у человека и может убить его.

Чем больше стыда-тем лучше речь!

Моя речь-это моё зеркало, моё достоинство.

Используемая литература

1.Кузнецов Д. «Почему дети ругаются матом?» // Школьный психолог.-2005.-№21.

2.http://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-na-temu-virus-skvernosloviya.html

3.Хромова Ю. Зеленина Н. «Слово-не воробей… Сквернословие в речи подростков»//Школьный психолог.-2010.-№15.

4.Толковый словарь Владимира Даля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сутки"

Цель: формирование представлений о частях суток в связи с деятельностью человека утром, днем, вечером, ночью.Задачи:- формирование представлений о частях суток;- развитие мышления (операций анализа, с...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида...

Конспект урока по географии 8 класс; тема:"Египет"(Коррекционная школа VIII вида)

Урок разработан для коррекционной школы VIII вида. В конспекте урока в занимательной форме представлен материал о Египте....

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...