Конспект урока о сквернословии в речи подростков, проведённый в 8 классе, в Каменской коррекционной школе № 15 VIII вида.
план-конспект урока (8 класс) на тему

Малахов Александр Александрович

"Вирус сквернословия" - кто из учителей средней и старшей школы не сталкивался с этим понятием!

А в коррекционной школе VIII вида эта проблема стоит особенно остро! Это конспект урока или занятия (классного часа) социального педагога в 8 классе коррекционной школы.  На уроке обществознания социальным педагогом школы была предпринята попытка разобраться в причинах сквернословия и методах искоренения скверных матерных слов из речи подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сквернословие23.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Каменская коррекционная школа №15

Конспект урока: «Сквернословие в речи подростков».

(Обществознание - 9-11 класс)

Составитель:

Малахов А.А.

(учитель)

"Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".

Владимир Даль 

2015 год.

Цель: содействие развитию речевой культуре подростков, культуре поведения в обществе.

1.Образовательные задачи:

-сформировать у учащихся представление о понятии «сквернословия» и его видах, о вреде здоровью от  использования в речи «бранных слов».

-выявить имеющиеся знания по данной теме.

2.Коррекционно-развивающие задачи:

-коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически-правильного произношения, пополнять и обогащать пассивный словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и мысли).

-развивать навыки сопротивления сквернословию.

3.Воспитательные задачи:

-формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы обучения:

-рассказ-объяснение;

-работа в группах по карточкам.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

3.Сообщение  нового материала.

4.Закрепление знаний (практическая часть).

5.Зеключительный этап.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Цель-подготовка учащихся к работе на уроке).

План:

-по звонку войти в класс и занять своё место;

-взаимное приветствие;

-определение отсутствующих;

-настрой учащихся на работу, организация внимания;

-проверка готовности к занятию (рабочее место, рабочая поза, внимание, внешний вид);

-сообщение целей и темы урока.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!

-Тихонечко присаживайтесь на своё место.

-Проверьте, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего кроме канцелярских принадлежностей и тетради.

-Сядьте ровно, спину держим прямо.

-Сегодняшний урок мы посвятим нашей речи, о часто используемых в речи нелитературных, так называемых «плохих» словах.

2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

(Цель-организовать познавательную деятельность учащихся. Показать практическую значимость изучаемого материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.)

Учитель:

-Какие эмоции человека вам известны?

Учащиеся:

-Радость, стыд, горе, страх, печаль….

Учитель:

-Давайте немного поговорим о стыде. Стыд-это одно из самых жизненно необходимых качеств человека. Нам необходимо испытывать стыд. В толковом словаре говориться, что стыд-чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины; позор бесчестие.

-Как вы думаете, чего может стыдиться человек?

-Можно ли стыдиться сказанных слов? (Выслушиваю мнения учащихся).

Учитель:

-Давайте подумаем о том, какого рода слова вы, подростки, чаще всего используете в речи, частности в разговоре друг с другом.

(Выслушиваю мнения учащихся).

-К какому выводу можно прийти?

-Какие слова, вы чаще всего используете в своей речи?

Учащиеся:

-Нелитературные, «плохие» слова.

3.Сообщение нового материала.

(Цель-дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.)

Учитель:

-Ученые пришли к выводу: при помощи словесных мыслеобразов человек создает или, напротив, разрушает свой наследственный аппарат. Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как выражающих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих. Сквернословие наносит вред здоровью самого матерщинника. Некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены "слышат" мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность.

Учитель:

-Что ещё можно отнести к плохим словам?

Учащиеся:

-Угрозы.

Учитель:

-Угрозы формируют у другого человека чувство страха, растерянности. Данный вид агрессии возникает в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Такая форма поведения становится привычной. Человеку трудно обойтись без крепких выражений, во всё произошедшем начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами.

-В состав группы «плохих слов» входят бранные выражения и оскорбления (матерная брань). Она используется для того, чтобы нанести человеку оскорбление, унизить другого, а кто-то при помощи матерной брани выражает свои эмоции, так сказать-снимает психологическое напряжение.

Учитель:

-Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Сквернословие-речь, наполненная скверными, непристойными словами. Сквернословить-значит употреблять в своей речи скверные непристойные слова.

-А вы знаете, что обозначает глагол «материться»? (Выслушиваю мнения учащихся). Материться-значит нецензурно выражаться, ругаться, сквернословить.

-Сквернословную речь можно сравнить по образу с курением-активным и пассивным. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание.

4.Закрепление полученных знаний

(Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.)

Метод:

-практическая работа.

Учитель:

Как можно избавиться от сквернословия? (Выслушиваю мнения учащихся).

-Я хочу вас познакомить с таким понятием как «целомудрие», что обозначает - чистота. Нравственный смысл этого слова огромен. Необходимо беречь целомудрие-чистоту собственной речи.

-В чём состоит чистота речи? (Выслушиваю мнения учащихся).

Работа в группах

Задание: определить условие для чистоты речи, наметить пути собственного поведения. Раздаю карточки с тезисами, обсуждение проходит с учётом полученной информации.

Тезис первый.

«Не говорить плохих слов самому».

Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Это действие потребует мужества, смелости, особенно среди сверстников-подростков, так как многие эти слова произносят вслух, а противостоять всегда сложно, появляется страх стать «белой вороной».- Как мы должны поступить в такой ситуации? (Мы должны постараться устоять, не испугаться насмешек, презрения. Надо понять, что в жизни бывают периоды, когда нет рядом друзей, близких, но есть желание стать лучше, познать себя! Древнейшее требование «Познай себя!» - означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!»)

Тезис второй.

«Желание жить в достойной среде несовместимо с недостойным словом».

Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).

Тезис третий.

«Мы можем исправить общество в целом, хватать за рукава всех бранящихся на улице прохожих, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно».

Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристаёт, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!

5.Заключительный этап.

(Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.)

Учитель:

-В словаре Владимира Даля сказано: "Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".

Язык – это душа народа, основа его культуры и Божиего Духа в нем. Употребляемые скверные слова разрушают и уничтожают главное богатство народа – наш родной язык, культуру и чистоту нравственного поведения. Скверные слова содержат и передают  энергию зла, которая вызывает болезни у человека и может убить его.

Чем больше стыда-тем лучше речь!

Моя речь-это моё зеркало, моё достоинство.

Используемая литература

1.Кузнецов Д. «Почему дети ругаются матом?» // Школьный психолог.-2005.-№21.

2.http://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-na-temu-virus-skvernosloviya.html

3.Хромова Ю. Зеленина Н. «Слово-не воробей… Сквернословие в речи подростков»//Школьный психолог.-2010.-№15.

4.Толковый словарь Владимира Даля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...

Обобщающий урок географии в 8 классе по программе коррекционной школы VIII вида

Урок географии по теме "Что  ты знаешь об  Австралии?". Данный конспект урока географии «Знаешь ли ты Австралию?» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебн...

Конспект занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сутки"

Цель: формирование представлений о частях суток в связи с деятельностью человека утром, днем, вечером, ночью.Задачи:- формирование представлений о частях суток;- развитие мышления (операций анализа, с...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида...

Конспект урока по географии 8 класс; тема:"Египет"(Коррекционная школа VIII вида)

Урок разработан для коррекционной школы VIII вида. В конспекте урока в занимательной форме представлен материал о Египте....

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...