Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.
презентация к уроку по теме
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:
«Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения»,
автором которых является учитель индивидуального обучения Каменской коррекционной школы № 15 – Рудакова Светлана Николаевна
«Ребёнок готов узнавать новое до тех пор,
пока у него есть на это силы.
Но количество этих сил зависит от педагога,
занимающегося с ребёнком».
Мария Монтессори
Уважаемые коллеги!
Все вы знаете, что глобальной проблемой нашего времени является охрана здоровья детей. Я, учитель коррекционной школы VIII вида, хочу поделиться с вами опытом применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на дому.
В нашей школе педагогами давно сформированы и работают программы по здоровьесбережению и здоровьеукреплению. А мы, учителя индивидуального обучения, работающие с самыми слабыми здоровьем детьми, переработали эти программы с учётом особенностей здоровья каждого из своих учеников. Принимая тот факт, что я работаю с ослабленными здоровьем детьми, важнейшей целью ставлю для себя – создание системы медико-педагогических оздоровительных мер с использованием комплекса средств и методов воздействия на здоровье и с учётом возможностей обучающихся.
Основные направления деятельности педагогов школы по здоровьесбережению: медицинское, психологическое, социальное и педагогическое.
Медицинское – предполагает проведение профилактических мед.мероприятий; профилактику утомляемости и переутомляемости; участие в ежегодных мед.осмотрах; просвещение семей обучающихся о нормах труда и отдыха детей, о возрастных особенностях организма, о нормах санитарии и гигиены, о режиме и нормах питания детей и подростков.
Психологическое – поддержка и укрепление психического здоровья ребёнка. Это формирование позитивного отношения к себе и окружающим. Это работа с семьями детей по созданию дома благоприятной среды развития для ребёнка, укрепляющей его здоровье. Это и создание «ситуаций успеха».
Социальное – профилактика появления вредных привычек, формирование навыков социальной адаптации.
Педагогическое – здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение:
- целесообразное планирование этапов урока;
- повышение двигательной активности обучающихся (зарядка, различные гимнастики и физ.минутки на уроках, активный отдых на переменах, на экскурсиях);
- внеклассная деятельность по здоровьесбережению (беседы о здоровье, инструктажи по ОБЖ, практические занятия, труд, сезонные прогулки, походы, занятия лечебной физкультурой, подвижные игры, изотерапия, музыкотерапия);
- выработка привычек здорового образа жизни и помощь ребёнку в осознании ценности здоровья (личностно-развивающие технологии).
Работа по укреплению здоровья требует в первую очередь осознания важности проблемы всеми участниками образовательного процесса. Это педагог, ребёнок и его родители. Так как влияние семьи на обучающегося с интеллектуальной недостаточностью очень велико, именно родители и прочее окружение ребёнка дома должны помочь педагогу. Создать условия для укрепления психического, соматического и физического здоровья членов семьи. Семьи детей помогают или не помогают учителю минимизировать неблагоприятные психические, физические или социальные состояния ребёнка. Поэтому учитель индивидуального обучения уделяет работе с семьями большое внимание (консультации, беседы, инструктажи).
Планируя урок, понимаю, что именно здоровьесберегающие технологии определяют его структуру, предотвращают состояния переутомления, ухудшения самочувствия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Укреплению психического здоровья, стремлению вести здоровый образ жизни помогают личностно-развивающие технологии. А применение элементов лечебно-оздоровительных технологий (массаж, ЛФК, смена видов деятельности) помогают укреплять физическое здоровье детей.
Каждую учебную программу я составляю для конкретного ребёнка на текущий учебный год. Поэтому есть возможность учесть все тонкости: развитие интеллектуальной сферы, проблемы соматического здоровья, утомляемость, развитие опорно-двигательной сферы, работоспособность ребёнка по временным периодам и др.
Очень важно выработать у обучающегося привычку к различным методам здоровьеукрепления. И в этом я очень полагаюсь на помощь семьи. Если ребёнок с удовольствием выполняет на каждом уроке, перемене и во внеурочное время требования взрослых по укреплению здоровья, у него вырабатывается потребность в них, потребность здорового образа жизни. Значит ли это, что педагогу нужно творчески подходить к проблеме формирования здоровьеукрепляющей среды? Конечно. Например, всем известные физ.минутки на уроках – это могут быть логоритмические упражнения для всех видов мышц под музыку. Гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная – всё есть в логоритмике. А сколько эмоций! Повышают настроение и кинесиологические упражнения. С предметами и без них, возможно и не сразу удаются, но учат преодолевать трудности и повышают самооценку ребёнка, укрепляют веру в расширение своих возможностей. На перемене – игротерапия, массаж и самомассаж.
Излишне даже говорить о том, что в работе с нашими детьми обязательно для результативности нужна система. Очень популярными стали уроки-экскурсии, уроки-прогулки на свежем воздухе. Так провожу уроки социально-бытовой ориентации, естествознания, уроки развития речи, а, иногда, и хозяйственно-бытового труда. Перед началом первого урока – зарядка.
Важный момент: создание «ситуации успеха» для ребёнка! Так участвуем в школьных конкурсах или дома, в семье проводим соревнования. Да даже и в областных, городских и федеральных интернетконкурсах. Победители награждаются, а успех, как известно, побуждает к продолжению работы, повышает интерес к жизни, стимулирует потребность охранять своё здоровье! Кроме того, участие в общих мероприятиях помогает ребёнку домашнего обучения не замыкаться на своих проблемах, а адаптироваться в социуме, почувствовать себя частью этого социума, гражданином своей страны, несмотря ни на что. Очень важно, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья осознал такую мысль: «Чтобы сохранить моё здоровье, нужно много трудиться; а чтобы укрепить моё здоровье, я должен очень много и упорно трудиться. И тогда мне разные дела будут «по плечу»!
В презентации на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения» вы можете подробнее познакомиться со спецификой и особенностями работы по здоровьесбережению и улучшению здоровья детей в условиях домашнего обучения. Надеемся на то, что она будет интересна всем, кого волнует состояние здоровья подрастающего поколения!
С уважением ко всем,
учитель Рудакова С. Н
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Начало презентации "Применение здоровьесберегающих технологий..." | 312.5 КБ |
Продолжение презентации (II-я часть) | 2.79 МБ |
Продолжение презентации (III-я часть) | 167.5 КБ |
Окончание презентации (IV-я часть) | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели использования здоровьесберегающих технологий в индивидуальном обучении: 1) осознание ценности здоровья обучающимся и его семьёй; 2) использование комплекса лечебно-оздоровительных воздействий для укрепления здоровья ребёнка с ОВЗ; 3) создание системы медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с ОВЗ в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.
Актуальность темы презентации Ещё с древних времён люди пытались лечить и оздоравливать себя разными средствами. Это были воздух, вода, солнце, растения – всё то, что их окружало. Тем более актуально оздоравливание и здоровьесбережение в современной жизни; и конечно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с учащимися коррекционной школы предполагает, что учитель в образовательной деятельности уделяет обязательно внимание сбережению и укреплению здоровья обучающихся. А, если принимать во внимание то, что индивидуально обучаются на дому дети неспособные по состоянию здоровья посещать занятия в школе, требующие особого внимания взрослых к состоянию их самочувствия, то актуальность темы невозможно переоценить! Только большая любовь к профессии, особый склад характера помогают учителям индивидуального обучения, преподающим детям с ограниченными возможностями здоровья не навредить, а напротив укрепить здоровье ребёнка, расширить границы его возможностей, заставить его поверить в свои способности, поверить, если хотите, даже в чудо.
Задачи: Приносить пользу здоровью ребёнка и его семье посредством обоснованного выбора здоровьесберегающих технологий. Не допускать эмоциональных стрессов и негативных ситуаций, преобладания отрицательных оценочных суждений во время занятий. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических и физиологических требований. Учить соблюдению меры во всём, что касается здоровья, учить сознавать ценность здоровья. Учить осознавать необходимость приложения усилий для поддержания и укрепления здоровья всеми участниками образовательного процесса.
Принципы здоровьесбережения в процессе индивидуального обучения: - Использование в обучении только тех методов, которые гарантируют сохранность здоровья и безопасность жизни ребёнка. - Учитель - образец для подражания. - Особенности развития данного ребёнка учитываются при составлении учебных планов. - Физкультура обязательна для обучающихся с ОВЗ (в нашем случае – лечебная физкультура). Без затраты значительных усилий нет мотивации удовлетворённости. Привычки здорового образа жизни способствуют реализации определённого уровня здоровья почти неосознанно.
ЗДОРОВАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ во внеурочное время, профилактические мероприятия сохранения здоровья Образ жизни семьи и работа с родителями Возможность осознанного укрепления здоровья во время занятий Три кита, на которых базируется использование здоровьесберегающих технологий при индивидуальном обучении
Не допущение нервных перегрузок и негатива, создание ситуаций успеха в повседневной жизни Полноценное питание, сказать нет всему вредному, гигиена тела и жилища, мед. мероприятия. Сохранение соматического здоровья Запросы и ожидания Укрепление психического здоровья Движение, физкультура, труд и участие в общественной жизни Активный образ жизни и физическое здоровье. Составляющие здоровья обучающихся на дому:
Работа с родителями (беседы, консультации, инструктажи)
Учить развивать двигательную активность ребёнка, ловкость, правильную осанку. Аргументировать в необходимости получения медикаментозного лечения. Знакомить с принципами здорового полноценного питания и здорового образа жизни. Задачи работы с семьёй обучающегося : Убедить соблюдать правила гигиены тела и жилища.
Трудно переоценить родительскую любовь, а так же готовность всегда помогать учителю в его работе по развитию способностей ребёнка, по его обучению правилам здоровьесбережения.
очень важная проблема – психологическая стабильность и микроклимат семьи здоровьесбережение – тяжёлый труд личный пример родителя – наиболее важен для ребёнка Необходимо убедить родителей в том, что :
Семья – наша главная опора:
Возможности укрепления здоровья в учебное время. В комплексе регулярное проведение на уроках индивидуального обучения запланированной оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности с ребёнком. Рациональная организация двигательной активности участников образовательного процесса во время занятий, на переменах, во время прогулок, экскурсий, хозяйственно-бытового труда. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса. Систематическая работа по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни с обучающимися и их семьями.
Гимнастики: пальчиковая, дыхательная, глаз, артикуляционная Кинесиологические упражнения. Уроки- экскурсии в природу. Физ.минутки. Логоритмичес- кие упражнения . Упражнения для осанки. Массаж и самомассаж. Музыкотерапия, изотерапия. Игротерапия. Формы и средства работы по здоровьесбережению, применяемые учителями индивидуального обучения:
Начало учебного дня: Лена и Дима могут рассказать вам о пользе зарядки и соблюдения режима каждого дня!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа педагогов в системе: пальчиковая гимнастика на уроке.
Всем известны ИЗО терапия, музыкотерапия (рисуем - лечимся; слушаем музыку – она оздоравлива- ет, а награды стимулируют продолжать эти занятия.)
Физминутка на уроке обязательна!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз:
А помогают глазкам схемы:
Кинесиология. Эта наука и практика изучает взаимосвязь тела с психическими и эмоциональными процессами. Кинесиологические упражнения учитывают законы развития сознания и тела, экологичны, не допускают интервенции во внутренний мир ребёнка. Привести в порядок развитие движений тела на основе рефлексов; а так же связь мозга и тела нам помогают кинесиологические упражнения. Систематически применяя эти упражнения с предметами и без них, развиваем не только мыслительные процессы, но и пространственную координацию движений, моторные функции, ловкость, силу, выносливость. Укрепляем костно-мышечный аппарат. А главное – создаём ситуации эмоционального комфорта, ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Какая радость, когда получается что то, как у всех!
Жонглёр: Дима С. (14 лет) научился жонглировать двумя предметами по системе В. П. Дудь- ева. (диагноз: аутизм, глубокая умственная отсталость, нарушения поведения, недоразвитие мелких и крупных мышц)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...
статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"
Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью....
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника
Представлен материал по использованию ИКТ технологий в работе учителя начальных классов...
Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт
Тип занятия- индивидуальное Цель- Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...
Статья «Особенности трудового обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии»
Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития это одна из значимых областей знаний, разрабатываемой педагогикой и психологией. Это неотъемлимая часть програм...