РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
статья на тему
В статье представлена коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса по развитию речи у обучающихся с ОВЗ, как условие для успешной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st-ya.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Современное понимание социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это обеспечение их возможностью максимально компенсировать ограничения жизнедеятельности через получение таких знаний и умений, которые помогут им успешно интегрироваться в социум. Основная задача педагогов коррекционной школы - научить обучающихся навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы, подготовить к самостоятельной жизни в обществе, поддержать в профессиональной реабилитации. Современная система обучения обязана обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами, возможностями.
В специальной (коррекционной) школе организация учебно-воспитательной деятельности, как особой формы активности ребёнка, тесно связана с решением проблемы развития его речи. Трудности заключаются в том, что у обучающихся наблюдается системное недоразвитие речи. Процесс же обучения предполагает анализ и обобщение родного языка как знаковой системы. В тоже время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Такой уровень предполагает определённую степень сформированности средств языка: произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй. Помимо этого, должна быть определённая сформированность умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Успех социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ напрямую зависит от глубины и качества получаемых знаний, умений и навыков. Чем выше уровень сформированных знаний, усвоенных на уроках и во внеурочное время, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, тем выше качество его жизни.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде, обеспечивая полноценное, всестороннее его развитие и самореализацию в социуме.
Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развёртывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Учащиеся подготавливаются к продуцированию развёрнутых высказываний, требующих усложнённых синтаксических конструкций, использования отвлечённой лексики, свободного владения морфологическими изменениями слов.
Отбор языкового материала также подчинён коммуникативным целям и осуществляется с учётом его частотности, продуктивности и доступности усвоения. Система работы по развитию речи предусматривает постепенное освоение речевого материала. Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлечённого характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов.
Таким образом, работа педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений позволяет наполнить смыслом жизнь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его близких людей. Приобретённые в школе умения позволят учащимся рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....
«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».
Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...
Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся.
Доклад на семинаре...
ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практ...
« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»
О необходимости взаимодействия общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...
Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...
Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о формах и методах работы на уроке....