ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
проект
Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практике обсуждения новых образовательных стандартов для основной и старшей школы. Ключевой идеей в двух этих документах является реализация принципа индивидуализации. Несмотря на возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, в современной предпрофильной и профильной школе пока нет модели реализации этой идеи.
Данный проект направлен на решение вопроса: каковы модели и механизмы реализации принципа индивидуализации в предпрофильной и профильной школе. Целевой аудиторией проекта являются педагоги предпрофильного и профильного направления, психологи, социальные педагоги, воспитатели. Проект может быть реализован на школьном уровне.
Практическая значимость проекта состоит в том, что опыт реализации проекта может быть использован как педагогами нашего образовательного учреждения, так и других образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
Проект подготовлен:
Бессоновой С. А. учитель географии
высшей квалификационной категории
Денещик Т. Б. учитель математики
высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение…………………………………………………………… | 3 |
2. | Актуальность…………………………….……………………… | 3 |
3. | Цель……………………………………………………………… | 5 |
4. | Задачи…………………………………………………………… | 5 |
5. | Основное содержание…………………………………………….. | 5 |
6. | Структура проекта ………………………………………………… | 7 |
7 | Этапы реализации ……………………………………………….. | 8 |
8. | Заключение……………………………………………………… | 15 |
12. | Список использованных источников…………………………… | 16 |
13. | Приложения……………………………………………………… | 17 |
Ведение
Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практике обсуждения новых образовательных стандартов для основной и старшей школы. Ключевой идеей в двух этих документах является реализация принципа индивидуализации. Несмотря на возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, в современной предпрофильной и профильной школе пока нет модели реализации этой идеи.
Данный проект направлен на решение вопроса: каковы модели и механизмы реализации принципа индивидуализации в предпрофильной и профильной школе. Целевой аудиторией проекта являются педагоги предпрофильного и профильного направления, психологи, социальные педагоги, воспитатели. Проект может быть реализован на школьном уровне.
Практическая значимость проекта состоит в том, что опыт реализации проекта может быть использован как педагогами нашего образовательного учреждения, так и других образовательных учреждений.
Актуальность
15 февраля 2011 года завершилось общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10-11 классы). Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается с 2005 года. Стандарт, по словам его авторов, ориентирован на потребности семьи, личности ребёнка, а также запросы общества и государства. Разработкой стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании. Ключевой темой в этом документе проходит идея реализации принципа индивидуализации. Но, несмотря на это, проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (стандарт старшей школы) вызвал негативную общественную и профессиональную реакцию. Главным образом, из-за отсутствия четко прописанных моделей и механизмов реализации принципа индивидуализации. Индивидуализация образовательного процесса в современной школе представляется нам важной и актуальной в связи с тем, что человек обладает не только общественной, социальной сущностью, но и индивидуальной, собственной сущностью. И именно эта индивидуальная сущность характеризует его как субъекта жизни и деятельности.
Методологические и концептуальные вопросы, а также общепедагогические аспекты индивидуализации образовательного процесса рассматриваются как вопросы привязки принципа индивидуализации к основной и старшей школе. Выделяя принципиальную культурную специфику юношеского возраста, можно связать ее с базовым возрастным процессом – поиском собственной идентичности. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Выделяют несколько периодов юношеского возраста:
- Первый период связан с постановкой жизненных целей;
- Второй – с определением условийдальнейшего развития человека;
- Третий – с выделением необходимых для этого ресурсов.
Старший школьный возраст главным образом связан с постановкой жизненных целей. К сожалению, современная школа организационно и содержательно мало соответствует задачам этого возрастного периода. Отсюда и возникает проблема сдвига подросткового возраста до третьего курса ВУЗа. Школа и родители, сами того не желая, воспитывают учащихся, которые иногда успешно могут решать чужие задачи, но не умеют при этом ставить собственные жизненные цели. Отчасти решение этой проблемы может быть реализовано появлением у участников образовательного процесса «педагогического сопровождения».
Педагогическое сопровождение - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.
Функциями педагога являются:
- проектировочная;
- организационно-мотивационная;
- информационно-консультационная;
- аналитическая и рефлексивная.
Цели и задачи проекта
Цель - создание модели педагогического сопровождения в старшей предпрофильной и профильной школе (на основе организационных и содержательных изменений деятельности педагогов и воспитателей)
Задачи:
- Анализ теоретического материала по данной проблеме.
- Описание практик реализации принципа индивидуализации.
- Разработка моделей педагогического сопровождения практик индивидуализации.
- Апробация инновационных моделей на классных коллективах 9-11 классов.
Основное содержание проекта
В старшей школе возможна реализация нескольких моделей педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения:
- Модель сопровождения индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ.
- Модель педагогического сопровождения в отдельном предпрофильном и профильном предмете.
- Модель педагогического сопровождения в межпредметной деятельности (технологии исследования, проектирования, творчества).
В старшей предпрофильной и профильной школе реализуется модель предпрофильного и профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Использование индивидуального учебного плана позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся и их семей. Все классы старшей школы являются профильными. Под индивидуальным учебным планом учащихся понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. ИУП составляется с учетом нормативов учебного времени, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 г., а также, исходя из возможностей школы в предоставлении выбора профильных учебных предметов и элективных курсов.
Учебный план старшей школы формируется на основе ИУПов учащихся.
Ключевой фигурой в такой школе является педагог. Позиция педагога может быть реализована в качественной категории: формирование «педагогической компетенции» у ключевых фигур образовательного учреждения. В этом случае педагог может быть представлен разными позициями: педагог -менеджер, педагог в профильном предмете (педагог -консультант), социальный продюсер (ресурсный педагог). Должностные обязанности такого педагога определяются локальными актами ОУ.
Педагог – менеджер (в существующей системе общего образования, - директор ОУ, заместитель директора по НМР, УВР) - проектирует образовательное пространство по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося (модель построения ИОП, ИУП, выстраивает связи между субъектами). Основными функциями такого педагога являются: проектировочная и организационно-мотивационная.
Педагог в профильном предмете (в существующей системе общего образования, - преподаватель профильного предмета высшей категории, научный консультант ВУЗа, учитель-методист) - помогает выстраивать линию индивидуального сопровождения в профильном предмете. Организует иное, сложно организованное, пространство профильного предмета, где большая часть учебного времени принадлежит самостоятельной работе учащихся, участвует в обсуждении образовательных целей и перспектив учащегося. Основными функциями такого педагога являются: организационно - мотивационная и информационно-консультационная.
Изучив материал о существующих моделях, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, продуктивной, является модель «Педагог в профильном предмете», для которой характерны функциональность организационно - мотивационной и информационно-консультационной деятельности.
Структура проекта:
- Подготовительный этап.
Сбор и анализ теоретической информации.
Рассмотрение и обсуждение подборки теоретических материалов на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла.
- Практический этап.
Планирование и разработка мероприятий по теме проекта в старшей школе.
- Заключительный этап.
Анализ проведенных мероприятий.
Обобщение информации.
Представление опыта по данному проекту на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла, публикации материалов на образовательных порталах, информация о проекте на сайте Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД».
Этапы реализации:
Первый этап
Срок: 2014-2015 гг. (9-11 классы)- подготовительный.
Подготовительный этап включает в себя:
- сбор и анализ теоретической информации;
- рассмотрение и обсуждение подборки теоретических материалов на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла;
- максимально полное информирование учащихся и их родителей о базисном учебном плане, включающем основные элективные курсы, для учащихся 9-11 классов на 2013-2014 учебный год.
Сроки | Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
Август | Сбор и анализ теоретической информации. Утверждение рабочих программ элективных курсов для учащихся 9-11 классов. | Согласование планов, программ, режимных моментов организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; | Учителя-предметники, педагог-психолог, руководитель методического объединения естественно-математического цикла Хромов Б. Н. |
Сентябрь | Общешкольное родительское собрание (учащиеся и родители 9-11 классов) «Профильное обучение и жизненные цели подростков» | Информировать учащихся и их родителей о базисном учебном плане, включающем основные элективные курсы, для учащихся 9-11 классов на 2014-2015 учебный год. | Администрация школы, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог. |
Практический этап | |||
В течение года | Психолого-педагогическое, социально-педагогическое, медико – психологическое сопровождение личностного развития учащихся (диагностика, консультирование, тренинг, информационная работа с родителями и др.). | Помочь учащимся определить свои личностные качества и осознать себя как личность в сфере профессиональной деятельности. | Педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники, учителя-предметники. |
Октябрь | Работа на базе школы центров довузовской подготовки ОМГУПС, СГУПС. | Повысить образовательную активность школьников, уровень знаний и осознания ими своих целей и возможностей. | Преподаватели вузов железнодорожно- дорожного транспорта, учителя-предметники |
В течение года | Организация проектной деятельности учащихся, в том числе проектно-исследовательской в учебной, социальной и других видах деятельности | Способствовать поддержанию высокой учебной мотивации школьников; расширение возможности обучения и самообучения. | Учителя-предметники, члены интеллектуального клуба «Альянс». |
Ноябрь | Заседание учебного сектора детской организации «Радуга» | Показать значимость портфеля достижений учащегося в старшей школе. Настроить учащихся на самостоятельную работу по предпрофильной и профильной подготовке в течение учебного года. | Бикева И. - ответственный по учебному сектору детской организации «Радуга», Никитина Е. П. |
В течение года | Индивидуальные и групповые консультации для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей. | Изучать потребности учеников и их родителей в дополнительном образовании, соотнося спрос и реальные предложения. | Учителя-предметники, воспитатели. |
Декабрь | «День открытых дверей» на базе железнодорожных вузов СГУПС и ОМГУПС и СУЗов ОмТЖТ, НТЖТ «Обеспечение преемственности в вопросах профориентации, ярмарка профессий» | Обеспечить информирование учащихся и их родителей о профессиональной подготовки в вузах железнодорожной транспорта. | Заместители директора школы, воспитатели. |
В течение года | Проведение обучения на элективных курсах, ориентированных на выбор профессии, профиля обучения («Общий курс железных дорог», «Методы решения задач по физике», «Интенсивный курс подготовки к экзамену») | Ориентировать учащихся на профессии железнодорожного транспорта, развивать их интерес и устойчивое желание работать в этой отрасли ОАО «РЖД» | Учителя-предметники. |
Январь-апрель | Организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД», проведение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта, встречи с ветеранами, тружениками и руководителями железной дороги. | Привлекать специалистов – железнодорожников, использовать технические кабинеты предприятий, базу предприятий железнодорожного транспорта. | |
В течение года | Оформление портфолио. Представление, защита проектов по созданию портфолио. | Накопление и систематизация личных достижений воспитанниками | Учителя-предметники, воспитатели, воспитанники |
Февраль | Родительские собрания по станциям с приглашением заместителей по кадрам и социальным вопросам предприятий Барабинского узла «Выбор профессии - дело серьезное» | Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков. | Заместители по кадрам и социальным вопросам предприятий Барабинского узла, администрация школы, воспитатели |
Март | Совместная работа с вузами и техникумами по разработке контрольно- измерительных материалов по предметам физико- математического цикла | Проверить степень усвоения базового и повышенного уровня знаний по предметам физико- математического цикла. | Преподаватели вузов железнодорожно- дорожного транспорта, учителя-предметники. |
Заключительный этап | |||
Апрель | Работа сетевых школ по анализу и оценке результативности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. | Структурировать материалы предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11 классов | Учителя-предметники, воспитатели. |
Май | Создание информационного банка передового педагогического опыта по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. | Проанализировать, обобщить и оформить материалы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. | Учителя-предметники, воспитатели. |
Планируемые результаты:
- Расширение экспериментальных площадок по программе «Педагогическое сопровождение» среди образовательных учреждений железнодорожного транспорта.
- Формирование рынка спроса-предложения педагогических услуг посредством формирования независимого консультационного Центра «Педагогическое сопровождение» на базе школы-интерната № 18 ОАО «РЖД».
- Повышение компетентности участников образовательного процесса
(родителей, учащихся, педагогов) по вопросам предпрофильного и профильного обучения через родительские собрания, выступления на методических объединениях, довузовскую подготовку, семинары, научно-практические конференции, конкурсы, мастер-классы, классные часы, деловые игры.
- Введение «Общего курса железных дорог», практики на Детской железной дороге, а также встреч с представителями ВУЗов и СУзов железнодорожного транспорта, посещение Ярмарки профессий, встречи с профессионалами, представителями железнодорожных профессий, экскурсии на предприятия.
- Введение ИУПов в теорию и практику педагогического сопровождения.
- Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности воспитанников Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД».
- Мониторинг индивидуального образования воспитанников Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» в педагогическом сопровождении.
- Педагогическое сопровождение учебных затруднений по профильным предметам.
- Создание сообщества педагогов в реальном и виртуальном пространстве в следующих формах:
а) «Клуб педагогического сопровождения » на базе Школы – интерната №18 ОАО «РЖД»;
б) действующий сайт Школы – интерната №18 ОАО «РЖД».
- Увеличение количества выпускников, ориентированных на профессии железнодорожного транспорта.
- Повышение участия воспитанников в конкурсных мероприятиях железнодорожной направленности.
- Создание моделей педагогического сопровождения практик индивидуализации.
Объем финансирования проекта
Объем финансирования проекта предполагается за счет средств Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД», Компании ОАО «РЖД».
Детализированный бюджет проекта
Наименование статьи | Кол- во единиц | Стоимость единицы (руб.) | Запраши-ваемая сумма (руб.) | Софинансирование | Общая стоимость проекта (руб.) | |
Привле - чённые финансовые средства для реализации проекта (руб.) | Привле - чённые и собственные нефинансовые ресурсы для реализации проекта в денежном выражении (руб.) | |||||
Системный блок | 1 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 |
Монитор | 1 | 8 000-00 | 8 000-00 | 8 000-00 | 8000-00 | 8 000-00 |
Стенд для размещения требований оформления портфолио | 1 | 2 000-00 | 2 000-00 | 2 000-00 | 2 000-00 | 2 000-00 |
Ноутбук | 1 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 | 25 000-00 |
Фотоаппарат | 1 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 |
Принтер (цветной) | 1 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 | 10 000-00 |
Сканер, ксерокс | 1 | 7 000-00 | 7 000-00 | 7 000-00 | 7 000-00 | 7 000-00 |
Итого (руб): | 87 000-00 |
Заключение
Проект «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников» позволит выйти на качественно новый уровень образования через использование индивидуальных образовательных программ (ИОП).
Представленные материалы дают широкое представление о динамике и учебной активности ученика, направленности его интересов и дальнейшей его социализации.
Мы считаем, что использование индивидуальных образовательных программ в школе позволит социализироваться учащимся при поступлении в профильный класс и дальнейшем обучении в средне-специальных и высших учебных заведениях образовательных учреждений железнодорожного транспорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности
Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...
Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся.
Доклад на семинаре...
«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».
Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....
Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве
Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...