ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
проект

Бессонова Светлана Алексеевна

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практике обсуждения новых образовательных стандартов для основной и старшей школы. Ключевой идеей в двух этих документах является реализация принципа индивидуализации. Несмотря на  возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, в современной предпрофильной и  профильной школе пока нет модели реализации этой идеи.

Данный проект направлен на решение вопроса: каковы  модели и механизмы  реализации принципа индивидуализации  в предпрофильной и профильной школе. Целевой аудиторией проекта являются педагоги предпрофильного и  профильного направления, психологи, социальные педагоги, воспитатели. Проект может быть реализован   на школьном  уровне.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  опыт реализации проекта может быть использован как педагогами нашего образовательного учреждения, так и других образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и  профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год

                                      Проект подготовлен:

                                                   Бессоновой С. А. учитель географии  

                                                   высшей квалификационной категории

                                           Денещик Т. Б. учитель математики

 высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение……………………………………………………………

3

2.

Актуальность…………………………….………………………

3

3.

Цель………………………………………………………………

5

4.

Задачи……………………………………………………………

5

5.

Основное содержание……………………………………………..

5

6.

Структура проекта …………………………………………………

7

7

Этапы реализации ………………………………………………..

8

8.

Заключение………………………………………………………

        15

12.

Список использованных источников……………………………

16

13.

Приложения………………………………………………………

17

Ведение

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практике обсуждения новых образовательных стандартов для основной и старшей школы. Ключевой идеей в двух этих документах является реализация принципа индивидуализации. Несмотря на  возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования, в современной предпрофильной и  профильной школе пока нет модели реализации этой идеи.

Данный проект направлен на решение вопроса: каковы  модели и механизмы  реализации принципа индивидуализации  в предпрофильной и профильной школе. Целевой аудиторией проекта являются педагоги предпрофильного и  профильного направления, психологи, социальные педагоги, воспитатели. Проект может быть реализован   на школьном  уровне.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  опыт реализации проекта может быть использован как педагогами нашего образовательного учреждения, так и других образовательных учреждений.

Актуальность

15 февраля 2011 года завершилось общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10-11 классы). Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается с 2005 года. Стандарт, по словам его авторов, ориентирован на потребности семьи, личности ребёнка, а также запросы общества и государства. Разработкой стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании. Ключевой темой в  этом  документе проходит идея реализации принципа индивидуализации. Но, несмотря на это, проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (стандарт старшей школы) вызвал негативную общественную и профессиональную реакцию. Главным образом, из-за отсутствия четко прописанных моделей и механизмов реализации принципа индивидуализации. Индивидуализация образовательного процесса в современной школе представляется нам важной и актуальной  в связи с тем, что человек обладает не только общественной, социальной сущностью, но и индивидуальной, собственной сущностью. И именно эта индивидуальная сущность характеризует его как субъекта жизни и деятельности.

Методологические и концептуальные вопросы, а также общепедагогические аспекты индивидуализации образовательного процесса рассматриваются как  вопросы привязки принципа индивидуализации к основной и старшей школе. Выделяя принципиальную культурную специфику юношеского возраста, можно  связать ее с базовым возрастным процессом – поиском собственной идентичности. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Выделяют несколько периодов юношеского возраста:

  • Первый период связан с постановкой жизненных целей;
  •  Второй – с определением условийдальнейшего развития человека;
  •  Третий – с выделением необходимых для этого ресурсов.

        Старший школьный возраст главным образом связан с постановкой жизненных целей. К сожалению, современная школа организационно и содержательно  мало соответствует задачам этого возрастного периода. Отсюда и возникает проблема сдвига подросткового возраста до третьего курса ВУЗа. Школа и  родители, сами того не желая, воспитывают  учащихся, которые иногда успешно могут решать чужие задачи, но не умеют при этом ставить собственные жизненные цели.  Отчасти решение этой проблемы может быть реализовано появлением у участников образовательного процесса «педагогического сопровождения».

        Педагогическое сопровождение - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

Функциями педагога являются:

  • проектировочная;
  • организационно-мотивационная;
  • информационно-консультационная;
  • аналитическая и рефлексивная.

Цели и задачи проекта

Цель - создание модели педагогического сопровождения  в старшей предпрофильной и  профильной школе (на основе организационных и содержательных изменений деятельности педагогов и воспитателей)

Задачи:

  1. Анализ теоретического материала по данной проблеме.
  2. Описание практик реализации  принципа индивидуализации.
  3. Разработка моделей педагогического сопровождения практик индивидуализации.
  4. Апробация инновационных  моделей  на классных коллективах  9-11 классов.

Основное содержание проекта

        В старшей  школе возможна реализация нескольких моделей педагогического сопровождения предпрофильного и   профильного обучения:

  • Модель сопровождения индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ.
  • Модель педагогического сопровождения в отдельном предпрофильном и   профильном предмете.
  • Модель педагогического сопровождения в  межпредметной деятельности (технологии исследования, проектирования, творчества).

        В старшей предпрофильной и  профильной  школе реализуется модель предпрофильного и профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Использование индивидуального учебного плана позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся и их семей. Все классы старшей школы являются профильными. Под индивидуальным учебным планом учащихся понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и  элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. ИУП составляется с учетом нормативов учебного времени, в соответствии с Федеральным базисным учебным  планом  2004 г., а также, исходя из возможностей  школы в предоставлении выбора профильных учебных предметов и элективных курсов.

     Учебный план старшей школы формируется на основе ИУПов учащихся.

      Ключевой фигурой в такой школе является педагог. Позиция педагога может быть реализована в качественной категории: формирование «педагогической компетенции» у ключевых фигур образовательного учреждения. В этом случае педагог может быть представлен разными позициями: педагог -менеджер, педагог в профильном предмете (педагог -консультант), социальный продюсер (ресурсный педагог). Должностные обязанности такого педагога определяются локальными актами ОУ.

Педагог – менеджер (в существующей системе общего образования, - директор ОУ, заместитель директора по НМР, УВР) - проектирует  образовательное пространство по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося (модель построения ИОП, ИУП, выстраивает связи между субъектами). Основными функциями такого педагога  являются:        проектировочная      и         организационно-мотивационная.

Педагог в профильном предмете (в существующей системе общего образования, - преподаватель профильного предмета высшей категории,  научный консультант ВУЗа, учитель-методист) - помогает выстраивать линию индивидуального сопровождения в профильном предмете. Организует иное, сложно организованное, пространство профильного предмета, где большая часть учебного времени принадлежит самостоятельной работе учащихся, участвует в обсуждении  образовательных целей и перспектив учащегося. Основными функциями такого педагога являются:  организационно - мотивационная       и          информационно-консультационная.

Изучив материал о существующих моделях, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, продуктивной, является модель «Педагог в профильном предмете», для которой характерны функциональность организационно - мотивационной      и          информационно-консультационной деятельности.

Структура проекта:

  1. Подготовительный этап.

Сбор и анализ теоретической информации.

Рассмотрение и обсуждение подборки  теоретических материалов на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла.

  1. Практический этап.

Планирование и разработка мероприятий по теме проекта в старшей школе.

  1. Заключительный этап.

 Анализ проведенных мероприятий.

Обобщение информации.

Представление опыта по данному проекту на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла, публикации материалов на образовательных порталах, информация о проекте на сайте Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД».

Этапы реализации:

Первый этап

 Срок: 2014-2015 гг.  (9-11 классы)- подготовительный. 

        Подготовительный этап включает в себя:

  • сбор и анализ теоретической информации;
  • рассмотрение и обсуждение подборки  теоретических материалов на методическом объединении учителей естественно-математическом цикла;
  •  максимально полное информирование учащихся и их родителей о базисном учебном плане, включающем основные элективные курсы,   для учащихся 9-11 классов  на 2013-2014 учебный год. 

 

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Подготовительный этап

Август

Сбор и анализ теоретической информации.

Утверждение рабочих программ элективных курсов для учащихся 9-11 классов.

Согласование планов, программ, режимных моментов организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

Учителя-предметники,

педагог-психолог,

руководитель методического объединения естественно-математического

цикла

Хромов Б. Н.

Сентябрь

Общешкольное родительское собрание (учащиеся и родители 9-11 классов)

«Профильное обучение и жизненные цели подростков»

Информировать учащихся и их родителей о базисном учебном плане, включающем основные элективные курсы,   для учащихся 9-11 классов  на 2014-2015 учебный год.

Администрация школы, учителя-предметники,

педагог-психолог, социальный педагог.

Практический этап

В течение года

Психолого-педагогическое, социально-педагогическое, медико – психологическое сопровождение личностного развития учащихся (диагностика, консультирование, тренинг, информационная работа с родителями и др.).

Помочь учащимся определить свои личностные качества и осознать себя как личность в сфере профессиональной деятельности.

Педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники, учителя-предметники.

Октябрь

Работа на базе школы центров  довузовской подготовки ОМГУПС, СГУПС.

Повысить образовательную активность школьников, уровень знаний и осознания ими своих целей и возможностей.

Преподаватели вузов железнодорожно-

дорожного транспорта, учителя-предметники

В течение года

Организация проектной деятельности учащихся, в том числе проектно-исследовательской в учебной, социальной и других видах деятельности

Способствовать  поддержанию высокой учебной мотивации школьников; расширение возможности обучения и самообучения.

Учителя-предметники, члены интеллектуального клуба «Альянс».

Ноябрь

Заседание учебного сектора детской организации «Радуга»

Показать значимость портфеля достижений учащегося в старшей школе. Настроить учащихся на самостоятельную работу по предпрофильной и профильной  подготовке в течение учебного года.

Бикева И. - ответственный по учебному сектору детской организации «Радуга», Никитина Е. П.

В течение года

Индивидуальные и групповые консультации для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей.

Изучать потребности учеников и их родителей в дополнительном образовании, соотнося спрос и реальные предложения.

Учителя-предметники, воспитатели.

Декабрь

«День открытых дверей» на базе железнодорожных вузов СГУПС и ОМГУПС и  СУЗов ОмТЖТ, НТЖТ «Обеспечение преемственности в вопросах профориентации, ярмарка профессий»

Обеспечить информирование учащихся и их родителей о профессиональной подготовки в вузах железнодорожной транспорта.

Заместители директора школы, воспитатели.

В течение года

Проведение обучения на  элективных курсах, ориентированных на выбор профессии, профиля обучения («Общий курс железных дорог», «Методы решения задач по физике», «Интенсивный курс подготовки к экзамену»)

Ориентировать учащихся на профессии железнодорожного транспорта, развивать их интерес и устойчивое желание работать в этой отрасли ОАО «РЖД»

Учителя-предметники.

Январь-апрель

Организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД», проведение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта, встречи с ветеранами, тружениками и руководителями железной дороги.

Привлекать специалистов – железнодорожников, использовать технические кабинеты предприятий, базу предприятий железнодорожного транспорта.

В течение года

Оформление портфолио. Представление, защита проектов по созданию портфолио.

Накопление и систематизация личных достижений воспитанниками

Учителя-предметники, воспитатели,  воспитанники

Февраль

Родительские собрания по станциям с приглашением заместителей по кадрам  и социальным вопросам предприятий  Барабинского узла «Выбор профессии - дело серьезное»

Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков.

Заместители по кадрам  и социальным вопросам предприятий  Барабинского узла, администрация школы, воспитатели

Март

Совместная работа с вузами и техникумами по разработке контрольно- измерительных материалов по предметам физико- математического цикла

Проверить степень усвоения базового и повышенного уровня знаний по предметам физико- математического цикла.

Преподаватели вузов железнодорожно-

дорожного транспорта, учителя-предметники.

Заключительный этап

Апрель

Работа сетевых школ по анализу и оценке результативности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Структурировать материалы предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11 классов

Учителя-предметники, воспитатели.

Май

Создание информационного банка передового педагогического опыта по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.  

Проанализировать, обобщить и оформить материалы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Учителя-предметники, воспитатели.

        

Планируемые результаты:

  • Расширение экспериментальных площадок  по программе «Педагогическое сопровождение» среди образовательных учреждений  железнодорожного транспорта.
  • Формирование рынка  спроса-предложения педагогических услуг посредством формирования независимого консультационного Центра «Педагогическое сопровождение»  на базе школы-интерната № 18 ОАО «РЖД». 
  • Повышение компетентности участников образовательного процесса

(родителей, учащихся, педагогов) по вопросам  предпрофильного и профильного обучения через родительские собрания, выступления на методических объединениях, довузовскую подготовку, семинары, научно-практические конференции, конкурсы, мастер-классы, классные часы, деловые игры.

  • Введение  «Общего курса железных дорог», практики на Детской железной дороге, а также встреч с представителями ВУЗов и СУзов железнодорожного транспорта, посещение Ярмарки профессий, встречи с профессионалами, представителями железнодорожных профессий,  экскурсии на предприятия.
  • Введение ИУПов в теорию и практику педагогического сопровождения.
  • Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности воспитанников Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД».
  • Мониторинг индивидуального образования воспитанников Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» в  педагогическом сопровождении.
  • Педагогическое сопровождение учебных затруднений по профильным предметам.
  • Создание сообщества педагогов в  реальном и виртуальном пространстве в следующих формах:

     а) «Клуб педагогического сопровождения » на базе Школы – интерната №18 ОАО «РЖД»;

   б) действующий сайт Школы – интерната №18 ОАО «РЖД».

  • Увеличение количества выпускников, ориентированных на профессии железнодорожного транспорта.
  • Повышение участия воспитанников в конкурсных мероприятиях железнодорожной направленности.
  • Создание  моделей педагогического сопровождения практик индивидуализации.

Объем финансирования проекта

        Объем финансирования проекта предполагается за счет средств Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД», Компании ОАО «РЖД».

Детализированный бюджет проекта

Наименование

статьи

Кол-

во единиц

Стоимость единицы (руб.)

Запраши-ваемая сумма

(руб.)

Софинансирование

Общая стоимость проекта

(руб.)

Привле -

чённые финансовые средства для реализации проекта

(руб.)

Привле -

чённые и собственные нефинансовые ресурсы для реализации проекта в денежном выражении

(руб.)

Системный блок

1

25 000-00

25 000-00

25 000-00

25 000-00

25 000-00

Монитор

1

8 000-00

 8 000-00

8 000-00

8000-00

8 000-00

Стенд для размещения требований оформления портфолио

1

2 000-00

2 000-00

2 000-00

2 000-00

2 000-00

Ноутбук

1

25 000-00

25 000-00

25 000-00

25 000-00

25 000-00

Фотоаппарат

1

10 000-00

10 000-00

10 000-00

10 000-00

10 000-00

Принтер (цветной)

1

10 000-00

10 000-00

10 000-00

10 000-00

10 000-00

Сканер, ксерокс

1

7 000-00

7 000-00

7 000-00

7 000-00

7 000-00

Итого (руб):

87 000-00

Заключение

        Проект «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и  профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников» позволит  выйти на качественно новый уровень образования через использование  индивидуальных образовательных программ (ИОП).

        Представленные материалы  дают широкое представление о динамике и учебной активности ученика, направленности его интересов и дальнейшей его социализации.

        Мы считаем, что использование индивидуальных образовательных программ в школе позволит социализироваться учащимся при  поступлении в профильный класс и дальнейшем обучении в  средне-специальных  и высших учебных заведениях образовательных учреждений железнодорожного транспорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....

Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве

Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...