Создание банка педагогических ситуаций
статья на тему
Предварительный просмотр:
Создание банка педагогических ситуаций
РЕФЕРАТ
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Городнянская Татьяна Николаевна.
2015
Содержание
Вступление……………………………………………………..3 стр.
Глава I. Методика «педагогическая ситуация» ………..........5 стр.
Глава II. Банк педагогических ситуаций…………………….8 стр.
Заключение……………………………………………………..16 стр.
Список использованной литературы…………………………17 стр.
Вступление
Академик В.Д. Шадриков разработал новую методику оценки уровня квалификации педагогических работников. Это письменное квалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Меня очень заинтересовала модель аттестации педагогических работников по системе академика Шадрикова, несмотря на то что она находится ещё в проекте. Составляющей частью проведения квалификационного испытания является решение педагогических ситуаций. Вот об этом я хочу рассказать подробнее.
С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой учитель сталкивается в повседневной работе и которая порождает педагогические задачи, требующие решения.
Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий.
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то это им необходимо.
Глава I. Методика «педагогическая ситуация»
Методика «педагогическая ситуация» позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив».
Алгоритм ответа педагога должен быть приблизительно таким.
1.Причины возникновения данной ситуации.
2.Постановка целей и задач, которых хочет достичь учитель при решении ситуации.
3.Описание возможных реакций учеников и других участников инцидента.
4. Варианты выхода из проблемной ситуации.
Инструкция для аттестуемого педагога: «В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия. За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов:
0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.
1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.
2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.
3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.
Глава II. Банк педагогических ситуаций
Ситуация 1
На уроке литературы учитель, заменяя коллегу, предлагает восьмиклассникам в тетрадях записать сравнительную характеристику героев в форме таблицы. Из класса раздались недовольные возгласы: “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.
Почему возникла эта ситуация? Во-первых, ребята не знают нового педагога и проверяют, как он поведёт себя. Во-вторых, им не хочется работать письменно, на уроке литературы они, возможно, привыкли только устно отвечать.
Какие цели и задачи учитель ставит перед собой? Необходимо, чтобы была дисциплина в классе, дети слушались учителя и получали прочные знания.
Если педагог пойдёт на поводу у учеников и откажется составлять таблицу, то продемонстрирует свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками, ведь дети это чувствуют. Если подобные ситуации будут повторяться, то ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет. Нельзя будет говорить и об уважении к учителю.
Решение. Планируя работу, учитель должен изначально решать, какой вид задания подойдет лучше. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. Если учитель по ходу урока вдруг решил заменить задание, то детям необходимо объяснить причину. Например: “Вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, запишем ключевые слова, а дома самостоятельно сделаете сравнительную характеристику героев в форме таблицы». В данном случае дети поймут, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их капризы. Ещё учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.
Ситуация 2
На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.
Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.
Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.
Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".
Ситуация 3
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.
Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.
Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдет лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.
Ситуация 4
Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.
Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …
Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.
Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.
Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.
Ситуация 5
Ученица отказалась участвовать в уборке класса.
Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.
Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.
Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.
Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.
Ситуация 6
На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.
Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.
Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.
Ситуация 7
Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».
Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.
Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.
Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.
Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.
Ситуация 8
Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи».
Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.
Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке.
Если проигнорировать его замечание, то, во-первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во-вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.
Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что-то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными примерами из жизни.
Ситуация 9
В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют.
Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства.
Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.
Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.
Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность».
Ситуация 10
К учителю постоянно подходит одна из учениц и «ябедничает» на своих одноклассников.
Выясняю причину. Оказывается, это поощрялось учителем в начальных классах. Так было ему легче быть в курсе всех событий.
Необходимо объяснить ребёнку, что это нехорошо, и сохранить здоровую атмосферу в классе.
Из-за доносительства девочку одноклассники не любят, не дружат с ней. Впоследствии могут дразнить, даже избить.
Решение. Говорю девочке, что я очень наблюдательна и сама знаю, что происходит в классе. А ябедничать очень неприлично, за это наказывают. Народная мудрость гласит: «Доказчику – первый кнут». Анализируя её отношения с детьми, я объясню, почему они так к ней относятся. Докажу, что ситуацию ещё не поздно изменить и дети будут относиться к ней гораздо лучше. А с ребятами проведу тематический классный час.
Заключение
Работая над рефератом, я поняла, что педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что каждый педагог должен уметь оперативно сориентироваться в педагогической ситуации и причинах ее возникновения, суметь выбрать линию собственного поведения, поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных (даже неожиданных) ситуациях, учитывая особенности обучающихся, выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации, предвидеть результаты воздействия.
Список использованной литературы
- Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
- Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования». - М., 1997.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.
- Немов Р.С. Психология образования. М., Владос, 2000.
6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. - 1996.
7. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.
8. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. Л., 1987.
9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1996.
10. Интернет-ресурсы: Сайт http://www.psylist.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.
Проект представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.Дидактическ...
Проект "Создание банка показателей и индикаторов для определения качества образования"
Цель: создание инструмента мониторинга соответствия эффективности ООП и результатов начального образования.Задачи: разработать мониторинг как инструмент соответствия эффективности ООП и ре...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родствен...
«Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Google Docs Delicious/BobrDobr)»
Доступ к обучающим материалам, созданным учителями, знающими все особенности и нужды своих учеников, может быть обеспечен путем создания базы дистанционных уроков и сохранении ее на сервере школ...
Тезисы доклада: «Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (создание «Банка» аргументов из художественной и публицистической литературы)».
В докладе указаны структура и схема создания банка аргументов....
Рабочая таблица-копилка для создания "банка аргументов" при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
Таблица поможет учащимся записать и сохранить в удобной форме выбранные аргументы для создания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ...