«Качества личности»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Учить детей определять линость человека, ни только видя перед собой цель. Уметь задавать правильно вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Через игру с детьми, учим определять людей. | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Качества личности»
Цель: Познакомить с личностными качествами человека.
Задача: Развить навыки самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.
Оборудование: Старые журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы плотной бумаги.
Ход занятия
I. Организационный момент.
а) готовность педагога и воспитанников к занятию
( тетради, ручки, доску и т.д.);
б) сообщение темы, цели и задач занятия.
II. Основной ход занятия.
а) Повторение пройденного материала предыдущего занятия:
(Упражнение «Я- источник чувств», «Наши чувства – наши поступки», «Как управлять своими чувствами»)
б) Изучение нового материала:
Упражнение «Кто на что похож»
Доброволец выходит за дверь. Группа загадывает одного участника. Вернувшись в комнату, подросток должен понять, на кого пал выбор группы, и с этой целью начинает задавать вопросы:
- С каким временем года ассоциируется загаданный человек?
- На какое животное он похож?
- На какое растение он похож?
- С каким явлением природы он ассоциируется?
- С каким праздником он ассоциируется?
Если загаданный будет «расшифрован», он выходит за дверь. Если нет, то отгадывающий может задать еще два вопроса на свое усмотрение, главное, чтобы не спрашивалось имя загаданного игрока. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли отгадывающего.
- Кого труднее всего было отгадать, а кого легче всего и почему?
Следует предупредить подростков, что обижаться на какие- либо ассоциации товарищей не стоит, нужно только избегать личностных оскорблений в выборе ассоциаций.
Упражнение «Маски»
Цель: развитие навыков самопознания
«Очень часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что не можем понять, почему человек поступил так или иначе, ведь внешне по нему не скажешь, что он способен на такое. Это происходит потому, что не всегда человек показывает свои внутренние мотивы. У каждого из нас есть определенные социальные роли, и, в соответствии с этими ролями, мы носим определенные маски. Попробуйте определить свои маски».
Каждому участнику предлагается склеить из листа бумаги трубку. На ее внешнюю сторону необходимо наклеить вырезанные картинки, которые символизировали бы поведение и личностные черты, которые видят в подростке окружающие. На внутреннюю сторону трубки приклеиваются картинки, обозначающие черты характера, которые он не показывает. Если не удалось подобрать картинки, участники сами могут придумать и нарисовать символы.
Вопросы:
- Насколько трудно было определить в себе скрываемые от окружающих черты?
- Нужны ли людям маски?
- Мешают они или помогают жить?
- Почему люди «надевают маски»?
Упражнение «Кто я есть на самом деле?»
Цель: Формирование адекватной самооценки.
«Внутри каждого из нас живет еще один человек, которому не нужно играть роль, который не боится того, что другие люди узнают его настоящие мысли и чувства. И к сожалению, многие, испытывая сильный страх, не готовы к тому, чтобы узнать, кто они есть на самом деле. Хотите ли вы познакомиться с самими собой?
Расположитесь удобно на стуле так, чтобы у вас не были скрещены руки и ноги. Закройте глаза и расслабьтесь. Сконцентрируйте внимание на дыхании. Сделайте несколько глубоких вдохов, почувствуйте, что вы еще больше расслабились.
Представьте себе, что вы спускаетесь по лестнице, с каждой ступенькой вы чувствуете себя все более и более спокойными.
Вы спустились и оказываетесь перед дверью. Открыв ее, вы видите другую лестницу и спускаетесь по ней. Когда вы спустились до самого конца, вы попадаете в комнату, похожую на музей. Все стены увешены причудливыми масками различной формы и цветов, некоторые выглядят очень старыми. кажется, что они могли бы пригодиться для ритуального танца какого-нибудь племени; другие могли бы использоваться в древнегреческих спектаклях, третьи – в маскарадах.
В этом калейдоскопе вас особенно заинтересовали две маски. Выберите одну, которую вам захотелось бы разглядеть получше. Подойдите к ней поближе и посмотрите внимательно. Что она напоминает вам? Что, на ваш взгляд, она должна представлять? Что скрывается за этой маской?
Теперь найдите вторую маску, которую вам хотелось бы рассмотреть, подойдите к ней. Как она выглядит? Чем отличается от предыдущей? Что она означает? Что скрывается под ней?
Обратите внимание на зеркало, висящее на противоположной стене. Подойдите к нему и посмотрите на свое отражение. ВЫ видите свое лицо. А теперь поднесите к нему руку и попытайтесь снять, может быть, это тоже маска? Если маска снимается, посмотрите, что находится под ней. Отступите от зеркала и найдите дверь на лестницу. Вы поднимаетесь по лестнице и возвращаетесь в нашу комнату с некоторым багажом знаний о себе».
Ребята делятся впечатлениями об увиденном. Совпадают ли те маски, которые вы увидели, то, что вы узнали о себе, с ранее сделанными вами «масками»? Если не совпадает, то почему? Может быть, мы не умеем заглянуть под собственную «маску» или нам не хочется признавать в себе некоторые стороны? А может быть, мы видим только одну сторону себя?
Притча «Трое слепых и слон»
Цель: Демонстрация ошибочности одностороннего видения и непринятия точки зрения других людей.
«Много лет назад на земле существовала деревня, в которой все жители были слепы. Из поколения в поколение передавалась история про монстра, живущего в лесу за деревней. Люди никогда не ходили в этот лес, так они боялись этого чудовища.
Однажды трое старейшин решили пойти в лес, чтобы выяснить, правдиво ли это предание. Войдя в него, они на лужайке наткнулись на отдыхавшего слона.
Один слепой потрогал слона за ухо, другой нащупал хобот, третий обхватил ногу слона. Вооружившись каждый своим знанием, они отправились в деревню, созвали жителей и стали рассказывать, как выглядит существо, которого все так боялись. Первый слепой, который ощупал ухо слона, сказал: «Это нечто большое, широкое и шершавое, как коврик». Второй, который трогал слона за хобот, воскликнул: «Нет, это нечто длинное, огромное и полое, как труба». Третий сказал: «Вы оба не правы, оно мощное и твердое, как столб». Так жители и не поняли, как выглядит чудовище, и почему они так его боятся».
Ребятам необходимо ответить на вопросы:
- На основании чего слепцы пришли к выводу о том, как выглядит чудовище?
- В чем они ошибались?
- Что было нужно, чтобы избежать ошибки?
- Встречались ли ребята в жизни с ситуациями, когда лишь по одному при знаку давали человеку оценку?
- Чем закончился их опыт?
в) Закрепление пройденного материала:
Упражнение «Укажи на партнера»
Цель: Достижение эмоциональной разрядки.
Участники стоят в кругу. По команде ведущего они выбрасывают в сторону любого игрока руку. Если указания на партнеров совпадают, пара покидает круг. Так продолжается до тех пор, пока не останется последняя пара. Уговор: словами перекидываться нельзя.
III. Заключительная часть.
а) Обобщение пройденного материала:
Рефлексия Получение обратной связи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»
Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...
Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках
Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....
Организация внеурочной воспитательной деятельности обучающихся школы по формированию гражданских качеств личности в пенитенциарном ОУ
Формирование гражданских качеств личности в школе закрытого социума...
"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"
Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал нации? Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и с...