сообщение о проблемах подготовки молодых людей интерната к самостоятельной жизни
статья на тему
Проблемы подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Из опыта работы в интернате
,+0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenietrud_deyatelnost.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С О О Б Щ Е Н И Е
Тема: « Проблемы социально-трудовой подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Особенности переходного периода» .
В течение длительного времени проблемы молодых людей оставшихся без попечения родителей не были объектом пристальных научных исследований, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.
Наиболее важные их них следующие:
- Проблемы медицинского характера обусловленные патологическими отклонениями в состоянии здоровья . У них наиболее частая причина патологии – поражение головного мозга.
- Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение в адаптации и интеграции молодых людей имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения.
Исходя из понимания такого положения дел в нашем обществе и, учитывая особенности молодых людях с нарушениями интеллекта, главная задача - организация систем воспитания и образования, имеющая целью комплексную подготовку молодых людей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. Учитывая то, что такая тенденция в нашем детском доме существует. На данный момент за последние 5 лет 8 воспитанника нашего учреждения находятся на самостоятельном проживании в своих квартирах с постоянным местом работы.
Для решения задач в подготовке молодых людей детского дома к самостоятельной жизни необходимо, учитывая их индивидуальные возможности, удовлетворить потребности во всестороннем их развитии, а также получении ими какого-либо профессионального образования. Организации непрерывного образования, в том числе в системе реабилитации молодых людей с отклонениями в развитии по престижным профессиям на рынке труда.
На сегодняшний день в системе реабилитации профессиональные знания получили 19 молодых людей и девушек Реабилитационного Центра. Основная их профессиональная направленность – это швеи, специалисты по ремонту обуви, 9 из них – получили профессию «рабочий зеленого хозяйства».
Как известно основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. трудом.
Можно выделить следующие принципы социально-трудовой адаптации:
1.Всесторонее изучение особенностей ребенка, а также сохраненных личностных и деятельностных образований для разработки путей коррекции и развития.
3.Прогностический характер коррекционно-педагогической работы с воспитанником с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и интеграции в трудовых коллективах.
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки воспитанников в условиях детского дома.
1. Труд по самообслуживанию. Содержанием этой работы для педагогов являются следующие виды деятельности:
а) соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексный навык ухода за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;
б) формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т.е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовывать место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания.
2. Труд по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве.
3.Подготовка воспитанников к трудовой деятельности.
Основной задачей в этом направлении является: создание условий для коррекции и развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями.
Анализ трудовой занятости воспитанников Реабилитационного Центра
показал, что из 105 молодых людей и девушек 88 работают в мастерских и на производстве, расположенном на территории детского дома,25 человек работают на ставках детского дома. Основная мотивация их трудовой деятельности, исходя из опроса большинства проживающих в Реабилитационном Центре, является зарабатывание денег, умение ими распоряжаться на свое усмотрение и заполнение своего свободного времени.
Вопрос о системе подготовке к самостоятельной жизни молодых людей волнует многих.Опрос отдельных молодых людей Реабилитационного Центра на вопрос: «Что бы вы изменили в практике работы детского дома по подготовке к самостоятельной жизни?» показал, что многие из них хотели бы, чтобы - учили воспитанников практическим навыкам (готовить пищу, расходовать деньги, экономить, самостоятельно выходить в город), расширить сеть предприятий, мастерских для трудовой реабилитации .
В течение последних лет проводится постоянная систематическая работа по успешной интеграции и комплексной социализации молодых людей Реабилитационного Центра. Одной из основных задач которой является максимально научить молодых людей самостоятельности во всех вопросах их жизнедеятельности. Обучение практическим навыкам экономических знаний во всех группах Реабилитационного Центра проводятся постоянно через планирование покупок, выбор и расходование денег непосредственно на рынках, в магазинах. Проводятся занятия по счету доходов и расходов, практическому счету денег.
Экскурсии, нахождение в социуме помогают воспитанникам адаптироваться в социальной среде, умение налаживать социальные контакты в различных сферах жизни.
Некоторый анализ трудовой адаптации отдельных воспитанников показал, что, находясь во взрослых профессиональных коллективах, наши молодые люди не испытывают затруднений в социальных контактах и с коллегами по работе. Однако, у некоторых молодых людей , проблемы обостряются из-за своеобразности словарного запаса, отсутствия стремления проявлять себя, недостаток критичности, завышенная самооценка, недоразвитие сложных эмоциональных проявлений.
Находясь в трудовых коллективах среди своих сверстников, молодые люди могут проявлять агрессивность поведения.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на которые способны умственно отсталые подростки. Специально проведенные научные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам и в целом он недостаточно высок для успешной социализации.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнения других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющие контакты бедны по содержанию и эмоционально не насыщены.
Большинство выпускников интернатных учреждений испытывают трудности в начальном периоде самостоятельной адаптации в жизни. Испытывают затруднения в трудоустройстве, не умеют обустроить свой быт, составить и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Значительно осложняется их жизнь из-за отсутствия опыта социальных контактов, а также иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, неумения планировать и принимать решения.
Использованная литература:
- Л.М.Шипицына «Психология детей-сирот».С.Петербург 2005г.
- В.И.Слуцкий «Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов» Вопросы психологии № 5 2006 г.
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская «Развитие личности ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками».С.Петербург 1998г.
- Т.Школьник. « Центр социальной адаптации и независимого проживания детей сирот в работе с выпускниками школ-интернатов» Материалы конференции М.2001г.
Подготовила: Сергеева Г.К
17 января 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обощение опыта...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обобщение опыта...
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
Подготовка обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и адаптации в обществе на уроках истории
Главной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной трудовой деятельности и адаптация их в обществе....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...