Формы и методы развития социальных потребностей у старшеклассников
статья (10 класс) на тему

Санковская Анастасия Дмитриевна

Формы и методы развития социальных потребностей у старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_razvitiya_sotsialnykh_potrebnostey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы развития социальных потребностей у старшеклассников

Помещая в основу концепции воспитательной системы потребности школьника, следует заметить, что потребности как таковые лежат в основе любой модели воспитания. В основе социоцентрической модели лежат потребности общества: воспитывать гражданина, солдата, труженика, коллективиста, добропорядочного семьянина и т.д. В основе педоцентрической модели лежат потребности человеческого индивида: быть любимым (защищенным), не быть одиноким (быть принятым), стать сильным, независимым, обрести в жизни цель (смысл), реализовать свои потенции на пути к поставленной цели, стать личностью, оставить след на земле и т.д.

Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выдвигают следующую структуру воспитательной системы на основе социальных потребностей школьника:

1)        концепция личности и развития ребенка как свод теоретико-
методологических ориентаций, определяющий педагогический метод, положенный в основание воспитательной системы ;

  1. цели системы и принципы ее реализации;
  2. содержательные направления воспитательной деятельности педагога, определяемые структурой базовых потребностей школьника;
  3. отношения субъектов воспитания как взаимодействие потребностей «я» и «других»;
  4. внутренние и внешние механизмы воспитания и самовоспитания (воспитательная среда, педагогическая техника и базовые потребности школьника);
  5. управление: принципы, критерии и показатели эффективности воспитания и самовоспитания, модель выпускника.

1.        Организация воспитательной деятельности (реализация социальных потребностей в деятельности).

Требования: деятельность должна быть

  • разнообразной по видам (т.к. разнообразны задатки, дарования и интересы детей);
  • личностно- и социально-значимой;
  • профессионально организованной, технологически завершенной;
  • творческой, интересной, увлекательной, эмоционально наполненной;
  • производительной, продуктивной: труд - основа жизни;
  • успешной.

Ребенок должен иметь право выбора, т.е. мигрировать, пробовать себя в разных видах деятельности - клубах, кружках, секциях, выбирая дело по душе.

2.        Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым).

Школа требует реформирования с точки зрения валеологизации учебно-воспитательного процесса, например:

  • овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями;
  • увеличение общей двигательной активности детей: увеличение часов физкультуры, количества спортивных секций, походов, соревнований и т.д.;
  • изменение концепции физического воспитания: в школе должны преподавать физкультуру, а не спорт с его нормативами и оцениванием, которые отбивают у детей любовь к движению;
  • повышение качества врачебного контроля за образовательным процессом и оказания помощи детям;
  • выполнение санитарно-гигиенического режима: освещение, проветривание, уменьшение шума, пыли и т. д.;
  • работа с расписанием, количеством домашних заданий, контрольных и т.д.;
  • и многое другое, исходя из конкретных условий деятельности лицея.

3. Обеспечение условий защищенности ребенка в школе (реализация потребности в защищенности):

  • формирование общего нравственно-психологического климата в школе, справедливого уклада школьных отношений;
  • освоение гуманистических, психосберегающих образовательных технологий и методик (РО, БМТО, КСО и др.);
  • переход на тематический учет знаний, реформирование школьной оценки и т.д.;
  • овладение педагогически гуманной профессиональной позицией, основанной на новом, помогающем, возвышающем отношении к ребенку;
  • овладение эффективными методиками организации воспитательного мероприятия, индивидуальной беседы и т.д.;
  • гуманизация школьного управления, справедливая регламентация школьной жизни;
  • повышение уровня правовой просвещенности («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»);
  • повышение роли органов детского, учительского, родительского самоуправления как органов защиты прав ребенка (и педагога);
  • повышение компетентности психологической и социальной службы в школе;
  • другое, например, школьный суд (А.Н.Тубельский).

4. Создание условий для успешного самоутверждения детей подросткового возраста в формах общественно полезной деятельности и социально приемлемого поведения, обретения каждым воспитанником необходимого статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании).

К сведению: все предыдущие условия, касающиеся психологического комфорта школьника в ОУ, не теряют своей актуальности, но подросток - это другой человек по сравнению с младшим школьником, и для работы с ним необходимо:

  • освоение новой педагогической позиции: признание «взрослости» подростка, открытая демонстрация уважения (несмотря, к примеру, на невысокие учебные отметки, т.к. личность важнее успеваемости), делегирование ответственности при тактичном контроле и сопровождении, фиксация достижений (портфолио);
  • вовлечение подростка во всевозможные органы детского самоуправления, предоставление сфер самостоятельности (досуг, спорт, самодеятельность, издательство, школьное радио и др.);
  • предоставление возможности проявить себя в разных видах деятельности: технических, художественных, спортивных;
  • оптимизация полоролевого (досексуального) воспитания: воспитание в девочке будущей женщины, матери, в мальчике - юноше, мужчины, рыцаря;
  • демонстрация школьному сообществу «звезд» и героев - победителей в олимпиадах, соревнованиях, технических выставках как привлекательных моделей поведения (смотры, соревнования, линейки, КВН, «Доски почета»);
  • обучение родителей новым отношениям с ребенком-подростком;

5.        Создание условий для личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся старшего возраста и подготовки их к самореализации, к исполнению будущих социальных ролей (реализация потребности в смыслах жизни):

  • вариативность образования, профилизация обучения с ориентацией на жизненное призвание: определенный вуз, профессию, социальную роль;
  • предоставление юноше возможно больших степеней школьных свобод: свободное посещение определенных дисциплин, перевод на индивидуальные программы обучения, очно-заочные формы образования и т.д.;
  • организация дополнительного образования: дисциплин, курсов, факультативов, репетиторства;
  • организация допрофессиональной и профессиональной подготовки старшеклассников в стенах школы;
  • организация производительного труда: в школьных мастерских или на земле в сельской школе.

6.        Создание условий для радостного проживания воспитанником школьной жизни, «радости завтрашнего дня» как важнейших компонентов воспитательной среды образовательного учреждения (реализация потребности в радости, удовольствии, счастье).

Среди многочисленных видов и направлений педагогической деятельности в школах данное «направление» обычно не значится и даже отдельной задачей в планах воспитательной работы не стоит. Оно известно педагогам-практикам как призыв, но естественным и обязательным принципом в методике отношений педагогов и учеников не стало. Мы расцениваем эмоционально-чувственное воспитание как стержневое направление деятельности воспитателя, как важнейший технологический принцип взаимодействия педагога и ученика. Важнейшую роль воспитания культуры чувств сегодня утверждает гуманистическая психология, в отечественной школе данная идея проходит красной нитью в теории и практике отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.

Позитивное настроение, оптимизм, активность сигнализируют субъекту о защищенности, продуктивном характере самодеятельности и самоутверждения. По утверждениям некоторых психологов, развитая эмоционально-чувственная сфера определяет жизненный успех человека в большей степени, чем интеллект.

Из сказанного в полной мере следует, что воспитание есть, прежде всего, воспитание чувств.

Опора на позитивные эмоции, развитие чувственной сферы внутреннего мира воспитанника заключается

  1. в гуманной педагогической позиции воспитателя, излучающего доверие и веру в ребенка, реализующего педагогику поддержки и помощи воспитаннику в достижении успеха;
  2. это особая технология проведения воспитательного мероприятия, учебного занятия, беседы, в результате чего воспитанник испытывает удовольствие, радость, гордость - от доброго, бескорыстного поступка, от помощи товарищу, победы команды;
  3. это особая педагогическая техника, в результате использования которой в ребенке укрепляется вера в себя, повышается самооценка, взращивается чувство собственного достоинства: «Витя..., Коля..., Маша..., я верю в тебя», «...ты мой самый надежный помощник», «...я знаю, что ты обязательно справишься» и т.д.;
  1. это повышение «эмоциональной компетентности»: умения понимать свои чувства, их источник, причины возникновения и т.д. Это подобие психотерапии: назвав доминирующую эмоцию вербально, она уже перестает быть внутренним препятствием для саморазвития;
  2. это апелляция к красоте мира, природы, людей, самой жизни.

Это новая педагогика, в которой акцент перенесен с «педагогики мероприятия» на «педагогику отношений». В этом смысле серьезной реформы в отечественной школе требует коррекция отношений учащихся к

  • учебе: урок должен нести ребенку радость, удовольствие, интерес от новых знаний и от успеха;
  • физической культуре: урок физического воспитания должен доставлять ребенку «мышечную радость» от движения, психическую - от победы в состязании и игре, духовную - от ощущения здоровья, красоты своего тела, нормативы же - это спорт, а спорт для здоровья вреден;
  • природе, животному и растительному миру как естественной колыбели человечества;
  • любым формам созидательного труда: интеллектуального, физического, платного и бесплатного, памятуя, что труд - основа жизни;
  • школе, своему кабинету (классная комната), рабочему месту;
  • своему дому, родителям, истории рода, ибо отсюда начинается любовь к Родине - великая нравственная ценность, без которой жизнь для нашего соотечественника всегда будет постылой и несчастной;
  • и, наконец, к самому себе, как субъекту деятельности, общения и носителя чувств; актуализирующаяся, самореализующаяся личность, с развитой потребностью в самосовершенствовании, самовоспитании есть конечная цель воспитания, социально и психически зрелой личности.

7. Психолого-педагогическое просвещение воспитанников как теоретическое научение решать важнейшие жизненные задачи (потребность в самореализации) - тематика классных часов:

  • овладеть деятельностью (от учебной до профессионально-трудовой) как важнейшим условием самоактуализации и самоосуществления;
  • овладеть взаимодействием (общением) с другими: а) научиться защищать себя в формах социального поведения; б) научиться утверждать, выражать себя средствами культуры; в) найти себя, свое призвание как цель и смысл собственной жизни, сделать свои главные жизненные выборы;
  • овладеть собой, способами саморегуляции, самосовершенствования, самореабилитации как условие сохранить свою цельность, автономость, ответственность перед собой и, следовательно, перед другими.

Концепция личности ребенка и процесса его развития обусловила возможность сформулировать  методы и формы  педагогических условий развития социальных потребностей.

Сущность методов   и форм можно выделить в следующей формуле: воспитательная система на основе потребностей школьника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающих механизма: механизм воспитания - целенаправленную деятельность педагогического коллектива и механизм самовоспитания - психическую самоуправляемую деятельность субъектов - школьников, которые в совокупности (взаимосогласовании, взаимодополнении, взаимопомощи) способствуют реализации внутренних потенций - задатков, дарований, способностей детей, которые заложила в них природа как условие самореализации, самоосуществления человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...

"Современные формы и методы развития интеллектуальной активности" - статья Бердник С.В., учителя русского языка и литературы МОУ "Миасская СОШ №1"

В данной статье раскрывается содержательная характеристика понятия «интеллектуальная активность», рассматриваемого в качестве единицы анализа творчества. Выделяются основные структурные компоненты инт...

Формы и методы воспитания социально-успешной личности

Выступление на ШМО классных руководителей...

Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.

В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...

«Формы и методы работы социального педагога»

Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адапт...

Формы и методы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей в образовательном учреждении интернатного типа, защита его интересов, взаимодействие всех служб, направления работы....

Выступление по теме «Формы и методы воспитания социально-успешной личности»

Выступление по теме «Формы и методы воспитания социально-успешной личности»...