Щуркова Н.Е. "Методики изучения семьи"
консультация на тему
Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми в
скрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchurkova_metodiki_izucheniya_semi.rar | 104.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
1 | Состав семьи ребенка | |
Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 | |
Только мать и отец | 4 | |
Мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
Одна мать, один отец | 2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники (опекуны) | 1 | |
2 | Школьная успеваемость | |
Хорошая и отличная | 5 | |
удовлетворительная | 4 | |
неудовлетворительная | 3 | |
оставил школу, работает | 2 | |
оставил школу, не работает | 1 | |
3 | Здоровье ребенка | |
Практически здоров | 5 | |
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
Имеет хронические заболевания | 3 | |
Отставание в умственном развитии | 2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
Благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
Отдельная квартира с родителями супругов | 4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 | |
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
5 | Доход семьи | |
Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
Денег в основном хватает, но берут кредит для товаров длительного пользования | 4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затрудняет | 3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
6 | Уровень социального благополучия семьи | |
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю | 3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или более родителей | 2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
7 | Поведение ребенка в школе | |
Хорошее | 5 | |
Удовлетворительное | 4 | |
Неудовлетворительное | 3 | |
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение | 2 | |
Стоит на учете в ОПДН | 1 |
8 | Внешкольное общение ребенка | |
Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 | |
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ | 2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ОПДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | |
9 | Жизненные цели ребенка | |
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению целей | 5 | |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато | 4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось | 3 | |
Целевые ориентации носят, скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно-полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ОПДН) | 1 | |
10 | Эмоциональное отношение родителей с детьми | |
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя | 2 | |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет одновременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150 баллов.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА. АНКЕТЫ: "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....
Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»
Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей....
Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи....
Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина
Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...
Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...
Диагностические методики изучения семьи учащихся.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся...
Проект по методике обучения физике Методика изучения темы « Электрические явления » в 8 классе
Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, ум...