Профилактика подросткового алкоголизма в образовательном учреждении.
рабочая программа на тему
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи, например об алкоголе. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в нашей стране характеризуется огромными цифрами. В связи с этим все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост подросткового алкоголизма до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией подросткового алкоголизма гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - один из главных участников этого процесса. Основная задача социального педагога в профилактики алкоголизма заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с алкоголем, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростков установки на желание даже попробовать алкоголь. Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики алкоголизма полностью совпадают с задачами воспитания. Проникая в различные сферы нашей жизни, алкоголь оказывает все более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Все это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи. Проблема профилактики подросткового алкоголизма должна решаться в образовательных учреждениях, именно в системе образования в ходе воспитательного процесса можно организовать работу по профилактике употребления алкогольных напитков. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправить уже допущенные подростками ошибки. Таким образом проблема обусловлена стремлением найти правильные пути профилактики подросткового алкоголизма в образовательных учреждениях. Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков - это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной. 1. Проблема алкоголизма имеет глубокие исторические корни и на современном этапе особенно остро стоит в сельской местности. Этому способствует ряд причин: отсутствие системы дополнительного образования, низкий уровень образования родителей, отдаленность от социокультурных центров, тяжелое материальное положение и т.д. 2. Алкоголь негативно влияет на организм человека. Выделяют ряд особенностей подросткового алкоголизма: быстрое привыкание к алкоголю, быстрое развитие алкоголизма, злокачественное течение алкоголизма, низкая эффективность лечения. 3. Целью социально - педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации. 4. Содержание социально - педагогической деятельности с подростками склонными к употреблению алкоголя, реализуется в следующих направлениях: деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростков, склонных к употреблению алкоголя; деятельность по профилактике алкоголизма включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя; деятельность по просвещению родителей; посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом.Только в результате совместных действий в решении данной проблемы можно научить подростков позитивному общению с окружающим их миром, уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при разрешении их к алкоголю и наркотикам. К задачам школьной психологической службы и психологам, работающим с населением села, относятся привитие навыков, позволяющих учащимся отказаться от употребления наркотиков и находить разумные способы сопротивления негативным явлениям. Через работу групп, проведение тренингов личностного роста научить школьников соблюдать законы социального общения, жизни без насилия и помочь подростку сделать свой собственный выбор. Беда всех теорий профилактики алкоголизма в их рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что профилактика - это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления алкоголя. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики - это плохо - недостаточно. Знать - это не значит уметь. Это даже не значит - понимать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_modeli.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель модели: 1. Обучающая - дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни. 2. Воспитательная - через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна. |
Задачи модели: 1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде. 2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок. 3. Пропаганда здорового образа жизни. 4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение. |
Условия организации: 1.создание благоприятной обстановки для работы с подростками 2.расположить учащегося так, чтобы он полностью мог доверять специалисту 3.войти в положение подростка, почувствовать его переживания |
Направления: • диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя; • информационное обеспечение учащихся по данной проблеме; • формирование негативного отношения к употреблению алкоголя; • совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя; • проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя; • индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя; | Методы: -профилактический; -диагностический; -социально-педагогический; -организационный; -коррекционно-терапевтический; -реабилитационный Принципы: -принцип гуманизма; -принцип толерантности; -принцип взаимопонимания; -принцип ответственности за ребенка; -принцип комплексности; -принцип объективности; -принцип последовательности; -принцип конфиденциальности и т.д. | Технологии: -формирование банка данных о подростке; -диагностика проблем личностного и социального развития подростка; -разработка и утверждение программы; -консультирование; -межведомственные связи социального педагога | Участники реализации: -педагог-психолог; -специалист по социальной работе; -социальный работник; -медицинский работник; - библиотекарь; -полиция и тд.. |
Этапы реализации модели: Первый этап – организационный. На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану. Второй этап – внедренческий. Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антиалкогольного просвещения. Третий этап. Анализ и обобщение информации по проблемам алкоголизма среди подростков. |
Ожидаемые результаты: • Формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни; • Формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков; • Снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю; • Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся. |
Рисунок 1 – «Комплексная модель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика вредных привычек в образовательном учреждении
Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое разв...
CОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье рассказывается о СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. В ней отражена работа с детьми «группы риска», стоящими на внутришкольном учёте...
Профилактика подросткового алкоголизма
Тема "Подростковый алкоголизм" выбрана не случайно, так как в подростковом возрасте дети во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь...
"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"
Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....
Профилактика подросткового алкоголизма
Профилактика подросткового алкоголизма...
Профилактика подросткового алкоголизма
Профилактика подросткового алкоголизма...
Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков
В статье рассматриваются причины и мотивы суицидального поведения, факторы риска и личностные особенности суицидента, профилактическая работа, рекомендации для родителей, педагогов,...