Профилактика вредных привычек в образовательном учреждении
методическая разработка по теме
Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.
В это время подросток пытается обрести свое взрослое «Я». Эти поиски своего нового «Я», а также моральные и физические искания могут приводить к стрессам и возникновению трудностей в общении со взрослыми. Выглядя взрослыми и уже не чувствуя себя детьми, подростки очень переживают, что их не воспринимают как взрослых и что в силу возраста они все еще ограничены в свободе действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_vrednyh_privychek_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Профилактика вредных привычек в образовательном учреждении»
Постановка проблемы Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.
В это время подросток пытается обрести свое взрослое «Я». Эти поиски своего нового «Я», а также моральные и физические искания могут приводить к стрессам и возникновению трудностей в общении со взрослыми. Выглядя взрослыми и уже не чувствуя себя детьми, подростки очень переживают, что их не воспринимают как взрослых и что в силу возраста они все еще ограничены в свободе действий.
В общественной жизни подростка важным моментом являются их личные привязанности. В этом возрасте они стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы до принадлежности к одной группе или команде. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от взрослых и быть принятым среди сверстников: начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, использовать в своем поведении так называемые атрибуты взрослой жизни (косметика, манеры поведения, сигареты, спиртные напитки и т.п.). Но знания подростков о влиянии алкоголя и табака на организм человека не удерживают их от проб этих веществ. То же верно и в отношении других вредных привычек, которые возникают как ответ на необходимость справиться с трудными ситуациями или как ответ на средовые сигналы. Молодые люди начинают брать на себя определенные обязательства и сталкиваются с проблемами, таящими в себе опасность. Одновременно происходит и отчуждение от родителей. Теперь главную роль, оказывающую влияние на принятие решений, играют их сверстники. Именно референтная группа становится для них местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважения. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания, определяет ведущие ценности группы. Поэтому очень важно, чтобы кумиром подростков оказался человек, чьими жизненными ценностями являлись бы здоровье, самосовершенствование, независимость и автономность. Таким человеком может стать подросток, обладающий качествами социального лидера. Говоря на одном языке со своими сверстниками, он может создать условия для открытого, искреннего общения, обсуждения и осознания многих вопросов, стоящих перед подростком.
Знание психологических особенностей детей подросткового возраста позволило нам разработать Программу первичной профилактики пагубных пристрастий.
Цель проекта: Разработать и апробировать программу по профилактике вредных привычек детей подросткового возраста.
Задачи проекта:
1. Изучение психолого-педагогической литературы об особенностях детей подросткового возраста, выявление причин приобщения подростков к психо-активным веществам.
2. Разработка программы первичной профилактики вредных привычек в образовательном учреждений.
3. Апробация программы профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.
4. Обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.
Целевая группа проекта
Учащиеся 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений.
Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Семьи, в которых проживают дети
Педагогические работники.
Срок реализации проекта 2011 - 2014 год.
Этапы реализации проекта
Первый этап (апрель – август 2011 год)
- информационно-подготовительный. Обучающий.
Второй этап (2011/2014 год)
- основной
Третий этап (апрель-май 2014 год)
- заключительный, подведение итогов.
Социальная эффективность программы:
- Программа рассчитана на работу с учащимися общеобразовательной школе.
- Программа рассчитана на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни.
- Формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Формы и методы работы:
Методы:
В работе с подростками мы применяем разнообразные методы.
- Метод убеждения (доверие, сотрудничество)
- Метод переключения – занятие подростка трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью (надо заметить, что общественные поручения – часто меняем)
Формы:
- Лекционные занятия;
- Тренинги;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Тесты и анкетирование;
- Диспуты;
- Родительские лектории;
- Ролевые игры;
- Рефераты;
- Выпуск газет; листовок;
- Просмотр учебных фильмов;
- Экскурсии;
- Конкурсы;
- Спортивные мероприятия;
- Беседы, встречи;
- Встреча с врачами (из СПИД – центра, из гинекологической консультации, из наркоцентра);
- Ежеквартальная встреча учащихся и родителей с инспекторами по работе с молодежью.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1. | Глубокое изучение нормативно- правовой документации | Апрель-август 2011 год | ||
2. | Разработка методик для реализации проекта | |||
3. | Разработка программы профилактики вредных привычек у детей среднего школьного возраста (см.Прил.1) | |||
4. | Инвентаризация материально-технической и методической базы | |||
Основной этап | ||||
Реализация комплекса мер по сохранению жизни и здоровья учащихся (см.Прил.2) | 2011-2014 год | |||
Семинары (см.Прил.3) | ||||
Практикумы | ||||
Круглый стол | ||||
Единые классные часы (см.Прил.4) | ||||
Выставка книг в школьной библиотеке | ||||
Психологические тренинги (см.Прил.5) | ||||
Индивидуальные беседы и консультации учащихся | ||||
Дни Здоровья (см.Прил.6) | ||||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований | ||||
Родительские собрания по программе «Путь к успеху» (см.Прил.7) | ||||
Заключительный этап | ||||
9. | Обобщение результатов эксперимента (круглый стол). | Апрель-май 2014 год | ||
10. | Выступление на педсоветах. | |||
11. | Семинар – практикум на базе городского МЦ «Профилактика вредных привычек» | |||
12. | Публикация статьи в научно – методическом журнале. | |||
13. | Размещение материалов на образовательных сайтах. |
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: 1.Конвенция о правах ребенка 2.Конституция Российской Федерации 3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ 4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г 5. Закон РТ от 14 октября 2010 г. N 71-ЗРТ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан"
6. Федеральная программа «Здоровье детей России». 7. Республиканская комплексная целевая программа «Профилактика наркотизации населения РТ» | ||||
Материально-технические: 1.Интерактивная доска 2.Мультимедийный проектор 3.Видеокамера 4.Фотоаппарат 5.Телевизор 6.DVD плеер 7.Музыкальный центр 8.Компьютер | ||||
Кадровые: 1. Педагог-организатор 2. ЗДВР 3. Классные руководители 4.Школьное самоуправление 5. Социальные институты | ||||
Научно-методические: 1.Методические разработки по профилактике вредных привычек. 2.Лекционный материал по данной тематике. | ||||
Информационные: 1.Создать школьный сайт. 2. Разработать школьную газету. 3. Использование интернет ресурсов. | ||||
Мотивационные:
| ||||
Организационные:
2.Создание рабочей группы. 3.Организационные совещания 4.Сотрудничество с администрацией города, Управлением Образования | ||||
Финансовые:
|
|
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей подросткового возраста.
2. Усиление личностных ресурсов сознания обучающихся, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
3. Развитие стратегии преодолевания проблем и избегания ситуаций, связанных с риском употребления ПАВ.
4. Наличие навыков противодействия пагубных пристрастий, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.
Методы диагностики: Анкетирование, тестирования, экспериментальная апробация, метод наблюдения, диагностические методики развития лидерских качеств у детей и подростков.
Оценка эффективности программы
- Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- Снижение числа обучающихся,− поставленных на внутришкольный учет за совершение поступков, связанных с употреблением веществ, вредных для здоровья;
- Оценка качества материалов,− подготовленных в ходе реализации программы;
- Итоги медицинского обследования − учащихся школы.
Список использованной литературы
1. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // М.: Институт психотерапии, 2000;
2. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;
3. Интернет ресурсы;
4. Касаткин В. Н., Паршутин И. А., Рязанова О. Л., Симонятова Т. П., Сударкина М. А., Балабан Ю. Л. «Здоровье» - Программа профилактики курения в школе // М., 2003;
5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 2005;
6. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;
7. Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2000.
Ключевые понятия
Алкоголи́зм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
Вре́дные привы́чки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны.
Куре́ние — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.
Наркома́ния — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Психоактивные вещества — любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный.
Тематика родительских собраний
Классы | 2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год |
6-7 классы | Секреты здоровья ребёнка. | Поговорим о наркомании. | Предупреждение вредных привычек |
8 класс | Курение и статистика | Вредным привычкам скажем «нет» | Наркомания и статистика |
9 класс | Вредным привычкам скажем «нет» | Наркомания и статистика | СПИД – реальность или миф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...
Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»
Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному...