Профилактика подросткового алкоголизма
проект по теме

Казакова Наталия Владимировна

Тема "Подростковый алкоголизм" выбрана не случайно, так как в подростковом возрасте дети во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

  Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Красивский детский дом»

                               Педагогический проект                                

            «Профилактика подросткового                  

                   алкоголизма»

Автор: Казакова Наталия Владимировна  - социальный педагог ТОГБОУ «Красивский детский дом» Инжавинский район, Тамбовская область.

                   

                                          Красивка - 2013

   

       Профилактика подросткового                  

                   алкоголизма

К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна.

Решаемая проблема

Увеличение числа подростков, злоупотребляющих спиртными напитками.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Актуальность. В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего села и детского дома. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму.      

Важным следствием роста зависимости от алкоголя стали увеличение уровней безопасности, социального сиротства и подростковой преступности.

При этом наблюдается снижение рождаемости, увеличение смертности, снижение средней продолжительности жизни, рост заболеваемости, особенно среди детей и подростков.

Что же касается подростков, то в этом возрасте, они во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь, чтобы справиться с ней.

Тема «Подростковый алкоголизм» была выбрана не случайно, так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ.

Эта проблема  актуальна  стала и для нашего района, и для нашего села, и для нашего детского дома, где наблюдается рост числа, употребляющих спиртные напитки среди детей и подростков.

Причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте.

Причинами алкоголизации подростков нашего села можно считать:

  • доступность алкогольной продукции;
  • расширение ассортимента алкогольных напитков;
  • негативный пример взрослых,
  • отсутствие жизненных идеалов и стремлений у молодежи и подростков,
  • проблема свободного времени.

Гипотеза. Учащиеся нашего детского дома, хотя бы один раз в жизни пробовали спиртные напитки, а некоторые их употребляют достаточно часто.  

Приобщение подростков к алкоголю наблюдается в среднем в 13-14 лет, и, как правило, происходит либо в семье, либо среди сверстников.

Знания подростков о влиянии алкоголя на организм человека являются общими и поверхностными. По нашим данным,  большинство школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако это не останавливает их от его употребления. Так, в 8 классе 75% учеников употребляют алкоголь, зная о его вреде, а к 11 классу их число возрастает до 98%. Пивопитие сегодня стало и модным, и недорогим. К примеру, в старшей школе 60% учащихся регулярно употребляют на дискотеках пиво, 2% – крепкие спиртные напитки.  Большая часть школьников и молодежи в селе не  посещают спортивные секции, кружки, которые проводятся внутри школы, считая это занятие глупым, бесполезной тратой времени.

Увеличивается число девушек употребляющих алкогольные напитки до 58% среди 16-17 летней молодежи, что особенно опасно для женского организма, так как алкоголь негативно влияет на здоровье будущей матери.

Употребление алкоголя наносит вред не только здоровью самого употребляющего, но и имеет огромные социальные последствия:

  • рост преступности;
  • увеличение смертности;
  • увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                         Идея проекта

профилактика алкоголизма в подростковом возрасте при совместной работе детского дома, педагогов школы, с родителями.

 Уменьшение употребления подростками алкоголя возможно при ограничении продажи алкогольных  напитков детям на территории нашего села.  Большое значение для формирования трезвого образа жизни имеет неравнодушие взрослых к пьянству несовершеннолетних.

 Профилактику   алкоголизма  в подростковом и юношеском возрасте необходимо строить на трех принципах:

Первый принцип: направленность воспитания не против  алкоголизма  в целом, а против каждого из его элементов, каждого его проявления.

Второй принцип: направленность воспитания в первую очередь на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиться в ближайшее время, а не через 10-15 лет и даже позже. Подростки и юноши, а тем более дети не склонны (а часто не способны в связи с возрастом) реально задуматься над тем, что может случиться с ними через 10-15 лет. Но для них может быть убедительной мысль о том, что в данный конкретный период жизни они теряют многое из-за употребления алкоголя.

Третий принцип: вырабатывать отрицательное отношение к алкоголю следует не только на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, но и путем оценки всех отдельных моментов неприглядного поведения пьющего, вскрытия несостоятельности всех тех "преимуществ" и "достоинств", которыми бахвалятся алкоголики в целях самоутверждения.

Поэтому задача профилактики – сделать так, чтобы те, кто не употребляет – не употребляли, а  те, кто употребляет – не употребляли. На наш взгляд, самая главная форма профилактики – это занятость.

 Целевая группа

Воспитанники детского дома, педагоги детского дома, педагоги школы.

Цель проекта

Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя и алкогольных напитков (пиво, джин-тоник, т. д.). 

Задачи:

  • Формировать у детей и подростков представление о социальных и психологических последствиях  алкоголизма  (в том числе пивного  алкоголизма);
  • Определить меры профилактики употребления спиртных напитков;
  • Создавать в детском доме среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса;
  • Обеспечить занятость детей в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
  • Изучить ситуацию употребления алкогольных напитков в детском доме;
  • Оценить социальные последствия  алкоголизма  в нашем селе;
  • Привлечь внимание общественности, педагогов, администрации сельского Совета к данной проблеме.

    Описание проекта

Проект будет проводиться в детском доме с детьми подросткового возраста. Участники  проекта : педагоги детского дома,  сотрудники РОВД, ППДН, МОУ «Красивский сельский совет», МОБУ «Красивская СОШ», психолог, социальный педагог, медицинские работники детского дома, работник библиотеки.

     Проект будет включать различные виды деятельности (игровые и лекционные).

     При работе над  проектом использовались следующие методы: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение.

     Данный  проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры профилактики употребления алкогольных напитков.

Этапы и план реализации проекта

                         I этап – Организационная работа

   1.Изучение статистических и информационно-аналитических данных (группа аналитиков).

2.Изучение законодательных актов (группа правоведов).

     3.Получение конкретной достоверной информации от компетентных лиц (группа экспертов).

     4. Социологические исследования среди воспитанников детского дома (группа социологов):

 Выявление отношения подростков к данной проблеме;

 Выявление информированности подростков о вреде алкоголя.

    5.Привлечение к участию в проекте:  сотрудников РОВД, МОУ «Красивский сельский совет», МОБУ «Красивская СОШ», психолог, социальный педагог, медицинские работники детского дома, работник библиотеки.

                                II этап – Основной

Задача

Способ действия

Ответственные

Сроки реализации

Формирование у детей и подростков представлений о социальных и психологических последствиях  алкоголизма  (в том числе пивного  алкоголизма )

1. Оформление стенда «Вред алкоголя на организм человека»

Социальный педагог

сентябрь

2. Внеклассное занятие «Новое поколение выбирает здоровье»

Психолог

Социальный педагог.

Врач

февраль

3. Круглый стол «Самое интересное в твоей жизни только начинается»

Администрация детского дома.

октябрь

4. Создание информационных зон «Крутая тусовка»

Библиотекари

Зам. директора по ВР

ноябрь

5. Беседа «История появления алкогольных напитков»

Социальный педагог.

декабрь

6. Социологическое исследование на темы: «Проблема пьянства в молодежной среде»,

«Влияние алкоголя на потомство»

Психолог

Социальный педагог

октябрь

декабрь

7.Молодежная акция «Нет вредным привычкам»

Зам.директора по УВР, социальный педагог, библиотекарь, медики.

январь

8. Правовой ликбез «Шаг за шагом к погибели»

Социальный педагог

Библиотекари

Сотрудник ОВД

сентябрь-май

Создавать в детском доме  среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье воспитанников.

1.Индивидуальное консультирование с узкими специалистами

Нарколог, сотрудник ПДН, психолог.

По мере необходимости

2.Конкурс рисунка «Жизнь без пива».

Воспитатели.

Социальный педагог

октябрь

3.Творческий конкурс «Открытое письмо ровеснику»: «Скажи «нет» вредным привычкам»

Социальный педагог.

Воспитатели

февраль

4. Дискуссия «Алкоголь - наш враг»

Социальный педагог.

Психолог

март

5.Психологическая игра-тренинг

Психолог

Библиотекарь

декабрь

Обеспечение занятости в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.

1. Молодежно-физкультурный фестиваль «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

Социальный педагог.

Сельская администрация.

Школа

март

2. Акция «Не допустить беды»

Психолог

Врач

апрель

3.  Конкурс художественной самодеятельности «Молодежь за здоровый образ жизни»

Воспитатели

Зам по ВР

декабрь

4.Организация и проведение спортивных мероприятий

Воспитатели

Зам по ВР

Социальный педагог

В течение года

5. Тематические дискотеки

Библиотекарь

сентябрь-май

6. Кружки по интересам

Педагоги ДО

Библиотекарь

сентябрь-май

                         

                      III этап – Заключительный

      1.Подготовить ряд статей в СМИ.

      2.Дать оценку результатов проекта.

      3.Оформление презентации по данному проекту.

                                         Заключение.

Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с воспитанниками, противоалкогольная пропаганда. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.

    Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.

                Ожидаемые результаты проекта

Повышение уровня информированности подростков по данной проблеме. Уменьшение числа подростков злоупотребляющих алкоголем.

Снижение мотивации к употреблению алкоголя.

Формирование у подростков представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.

100% вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность.

 Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Коллективное обсуждение с подростками по данной теме.

 Использование методики на определение уровня мотивации.

Оценка специалистов, экспертов.

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Данный проект является обязательным для воспитанников подросткового возраста

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

1.Особенности подросткового возраста.

2.Владеть информацией об алкоголе и его вреде.

3.Иметь базовые навыки тренера.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

1. Работник УВД.

2. Нарколог.

 Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

http://www.narcom.ru/cabinet/online/17.html 

http://www.megamed.spb.ru/ 

http://opodrostkah.ru/pravilnoe-vospitanie/70/raspoznaem-i-boremsya-s-podrostkovym-alkogolizmom 

http://www.rg.ru/2009/03/04/alkogol.html 

http://www.gala-med.ru/ 

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

1. Тренерские способности.

2. Знания в определенных сферах(наркологии, возрастной психологии, семейных отношениях)

                 Список литературы

1. http://alku.ru/alkogolnaya-zavisimost/podrostkovyi-alkogolizm.html Подростковый алкоголизм.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Алкоголизм

3. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;

4. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 2005;

5. Простакова  Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".

Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы ...

ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ

В наше время профилактика алкоголизма  имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узна...

"Подростковый алкоголизм"

Предлагается беседа с подростками в рамках соц.патронажа. В ходе индивидуальной беседы с несовершеннолетними рассмотриваются причины подростковогоалкоголизма, статистика и последствия подросткового ал...

Профилактика подросткового алкоголизма

Профилактика подросткового алкоголизма...

Профилактика подросткового алкоголизма в образовательном учреждении.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи, например об алкоголе. Проблема употребления алкого...

Профилактика подросткового алкоголизма

Профилактика подросткового алкоголизма...

Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте

Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...