«Россыпь добра» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
опыты и эксперименты на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Россыпь добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и реализуется в рамках духовно - нравственного направления развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rossyp_dobra_mosyagina_n.i._shkola_no25_g.nizhnevartovska.docx | 79.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Россыпь добра»
ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 4 года
Возраст детей:7– 11 лет
Разработчик:
Мосягина Н.И.
социальный педагог
г. Нижневартовск
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………….………3
- Актуальность программы………………………………….………4
- Цели и задачи программы……………………………….…...……5
- Планируемые результаты…………………………………….……6
- Базовые национальные ценности………………………….………8
- Принципы воспитания…………………………………….….……9
- Этапы реализации программы…………………………………….10
- Ресурсное обеспечение программы…………………………….…11
- Целевая аудитория…………………………………………………12
- Диагностика результативности……………………………………12
- Модель реализации программы…………………………...………12
- Задачи и содержание направлений…………………………13
- Тематическое планирование программы…………..………16
Литература…………………………………………………………….....22
Приложение…………………………………………………….………..23
Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Россыпь добра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и реализуется в рамках духовно - нравственного направления развития личности.
Приоритетным направлением программы является обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отношению человека к Родине и родному краю.
Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективным средством воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.
В структуру занятий включены пословицы, сказки, игры, песни и задания, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать, инсценировать ситуации.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.
Новизной данной программы является понимание духовно-нравственного воспитания как деятельностное приобретение духовного и нравственного опыта ребенка (в соответствии с возрастными возможностями), который является фундаментом активной, развитой, воспитанной личности. В связи с этим, для успешной реализации данной программы необходимо перемещение акцента с результатов деятельности на саму деятельность ребенка, что позволит продвинуться к содержанию образования как способу воспитания духовно-нравственной личности.
- Актуальность программы
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с несколькими моментами.
- «Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров….В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» [4].
- В результате чрезмерной занятости родителей во многих семьях воспитание сводится до уровня материального обеспечения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В некоторых семьях остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье.
- В условиях высокой доступности информации, распространяемой через телевидение, Интернет, на детей обрушивается поток сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
- Большинство младших школьников знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении, но на деле их поступки не соответствуют знаниям.
- В Федеральном государственном стандарте четко обозначен «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения. Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания нужно решать уже в младшем возрасте, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, когда сердца открыты для добродетели.
- Цели и задачи программы
Цель программы - формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи
- Создание условий для формирования у детей личностных качеств на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
- Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
- Выявлять склонности и познавательные интересы учащихся.
4. Планируемые результаты реализации программы
У обучающихся будут сформированы:
1 класс
- элементарные представления о государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
2 класс
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
3 класс
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
4 класс
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
А также у обучающихся будут сформированы УУД (универсальные учебные действия).
Личностные результаты:
- установка на коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
- уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметные результаты - обучающиеся научатся:
регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
познавательные УУД - проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.
коммуникативные УУД: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Базовые национальные ценности
В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности.
Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- Принципы воспитания.
В основу программы «Россыпь добра» положены следующие принципы:
- доступности и наглядности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
- патриотизма – идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;
- толерантности – воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;
- практической направленности курса - содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям, культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды;
- обеспечение мотивации - относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
- минимакса – каждому ученику предлагается возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
- индивидуализации воспитания - включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
- Этапы реализации программы
Этапы | Уровень результатов | Сроки |
1 этап Организационный Диагностический | Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Первый год реализации программы 2013 – 2014 учебный год |
2 этап Переходный и практический | Предоставление возможности свободно проявлять позитивный опыт ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды. | Второй год реализации программы 2014 – 2015 учебный год |
3 этап Стабильный | Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | 2015 -2016 учебный год |
4 этап Завершающий Диагностический | Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. | 2016-2017 учебный год |
- Ресурсное обеспечение программы.
Ресурсное обеспечение для осуществления духовно – нравственного воспитания обучающихся является достаточным для его реализации.
Программное обеспечение:
- рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию «Россыпь добра»,
Нормативно – правовые ресурсы:
- Закон об образовании РФ «Об образовании», Федеральный закон о внесении изменений в закон РФ «Об образовании», № 3266 от 02.02.2011г.
- Международная Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. № 44/25.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под ред. А. Я. Данилюка, А.М. Кондакова,В. А. Тишкова, 2009г.;
- Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа.
- Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 год» от 06.07.2011г.
Материально – технические ресурсы:
- кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям;
- имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документкамера;
- в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по курсу для обучающихся и учителя;
- имеются электронные пособия, создается медиабиблиотека.
Кадровое обеспечение:
- учитель начальных классов, воспитатель.
- Целевая аудитория
Целевой аудиторией участников проекта являются ученики начальной школы и их семьи. В настоящий момент это ученики 1 б класса в количестве 25 человек.
- Диагностика результативности
Планируемые результаты освоения программы отслеживаются при помощи следующих методов: педагогическое наблюдение, беседы, диагностика, анкетирование обучающихся и родителей. За основу берется «Методика уровня воспитанности ученика» Н.П.Капустина (см. Приложение).
11. Модель реализации программы
Программа включает в себя общие для каждого класса направления.
- Родина – мать, умей за нее постоять (патриотическое воспитание).
- Старание и труд к счастью ведут (культура учебного труда).
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит (культура общения).
- Против милосердия и меч бессилен (общечеловеческие ценности).
- Вежливость ничего не стоит, но много приносит (культура поведения)
11.1. Задачи и содержание направлений программы
Родина – мать, умей за нее постоять.
Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России, ХМАО - Югре; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы). Воспитывать патриотические чувства.
Понятие «Родина», «страна», «государство». Понятие «семья» и история её возникновения. Роль семьи в жизни современного человека. Понятия «родственники», «предки», «потомки». Генеалогическое древо рода. Родословная семьи.
Понятия «национальность» и «народ». История возникновения национальностей. Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. Представление о национальном характере. Понятие «общество» и его социальная структура. Понятие «наше государство», «гражданин».
Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - ХМАО - Югре», уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников.
Старание и труд к счастью ведут
Задачи: прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; дать элементарные представления об основных профессиях; первоначальные навыки коллективной работы; умение соблюдать порядок на рабочем месте; прививать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит
Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье; ознакомить с правилами совместной деятельности; воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики, развивать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Против милосердия и меч бессилен
Задачи: воспитывать важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого; воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; дать элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Любовь к близким и друзьям. Любовь к природе как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Отношение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
Толерантность. Правилах сотрудничества в классе. Доброта и жестокость, уважительное отношение к старшим. Правила вежливого отказа, несогласия. Уважать чужое мнение. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Быть сострадательным к чужому горю. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит
Задачи: различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; дать знания правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; прививать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
11.2. Тематический план программы
Направление «Старание и труд к счастью ведут»
(культура учебного труда)
Форма работы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Экскурсия | «Здравствуй школа!» | «Мы в гостях у старшей школы» | ||
Теоретическое занятие | Школьные вещи –наши помощники. Как организовать рабочее место | Правила школьной жизни | Права и обязанности учащихся | Устав – основной закон школы |
Практическое занятие | Как вести себя на уроке, на перемене, за партой? | Режим дня школьника | Что помогает учиться лучше? | Учусь учиться. Развиваем память, мышление, внимание |
Беседа | Это теперь моя школа! (знакомство с историей школы) | Дискуссия «Зачем я хожу в школу?» | Откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится» | Откровенный разговор «Хорошо ли мне в школе» |
Конкурс | Конкурс рисунков «Моя школа» | Конкурс рисунков «Я школьник!» | Конкурс проектов «Мой класс» | Конкурс сочинений «Мои школьные друзья» |
Праздник | «День рождения класса» | «День рождения класса» | «День рождения класса» | «День рождения класса» |
Работа с родителями | Род.собрание «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | Семинар «Не тревожиться, а удивляться» |
Направление «Родина – мать, умей за нее постоять»
(патриотическое воспитание)
Форма работы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Экскурсия | Экскурсия по городу | Заочная экскурсия по ХМАО – Югре «Мой любимый край» | Заочная экскурсия по России «Мое Отечество» | ||||
Теоретическое занятие | Государственные символы. Москва – столица России | Символы ХМАО - Югры | Библиотечный урок «Ваши права» | Конституция – основной закон страны | |||
Практическое занятие | Составление альбома «Мой город самый лучший» | Составление журнала «Игры народов ханты и манси» | Викторина «Кто лучше знает свой город?» | Игра «Имею право» (посвящено Дню конституции) | |||
Моя Родина – Россия. Встреча с работником УВД. | Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | Мы и закон (разбор ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». | Мы и закон (разбор ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». | ||||
Работа с библиотекой | Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | Книжная выставка «Дни и ночи войны» | Книжная выставка «Ни шагу назад!» | ||||
Встреча | Встречи с ветераном ВОВ Болдыревой А. И., с воинами интернационалистами, защитниками Отечества | ||||||
Конкурс | Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто» | Конкурс чтецов, стихотворений о ВОВ | Конкурс чтецов, стихотворения о защитниках Отечества | Конкурс сочинений «Я память вечную буду хранить» | |||
Проекты | Проект «Защитники Отечества в моей семье» | Проект «Патриоты России» | |||||
Совместная работа с родителями | Встреча с папами класса, служившими в армии | Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». |
Направление «Против милосердия и меч бессилен»
(общечеловеческие ценности)
Форма работы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Словарь | ||||
Теоретическое занятие | «Что такое толерантность?» | «Земля – наш общий дом» | Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание. | Школа человечности. |
Что такое характер? | Душевность и бездушие | Достоинства и недостатки | Отзывчивость и доброта | |
Практическое занятие | Знаешь ли ты себя? Какой Я? Какой ТЫ? | Разбор ситуаций Отношение к младшим и старшим | Игра «Экипаж одного корабля» | Игра «Репортаж об однокласснике» Викторина «Каждый правый имеет право». |
Беседа | Доброта начинается с детства | Дискуссия «Имеете ли вы свое мнение?» | Быть белой вороной легко? | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. |
Конкурс | Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» | Исследовательская работа «Чтобы иметь друга, надо быть им». | ||
Праздник | Будем знакомы, будем друзьями! | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | Народы разные нужны, народы всякие важны! | |
Акция «Спешите делать добро» | Акция «Кормушка для птиц» | Акция «Посылка солдату» | Акция «Они нуждаются в нашей помощи» |
Направление «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»
(культура общения)
Форма работы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Теоретическое занятие | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | Азбука общения | Культура общения | «Культура общения в семье» |
Практическое занятие | Играем и работаем все вместе | «Учимся говорить. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?» | Внимательный ли ты слушатель? | Ссоры и споры |
Когда без извинения не обойтись? | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | Вежливый отказ | Правила общения с окружающими | |
Беседа | Как дарить подарки? | Культурный человек: кто он такой? | Почему люди ссорятся? Как избежать конфликта? | «Умеете ли вы спорить?» |
Конкурс | Волшебная палочка - это речь (Кто самый вежливый в классе по итогам триместра?) | |||
Праздник | Неделя вежливости (фоторепортаж) | |||
Проект | Проект «Вежливые слова» | Проект «Правила общения со взрослыми» | Проект «Правила общения с младшими» | Проект «Как слушать собеседника и вести себя во время разговора» |
Работа с родителями | Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол». Индивидуальные консультации |
Направление «Вежливость ничего не стоит, но много приносит»
(культура поведения)
Форма работы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Теоретическое занятие | «Волшебные слова» | «Поговорим об этикете» | Этикет разговора. Разрешите обратиться. | «Правила, по которым мы живем» |
Практическое занятие | «К вам пришли гости» | «День рождения только раз в году! Пригласи и развлеки» | «Знакомство с народными традициями» | «Людские пороки – что это? Помоги ближнему своему» |
Беседа | «Что такое этикет и для чего он нужен?» | Правила поведения в гостях. Правила дарения. | Я не могу согласиться. Этикетные ситуации. | «Этикет и мы. Корректный и галантный человек» |
Конкурс | Конкурс «Самый вежливый». | Викторина «Ежели вы вежливы» | Игра – путешествие «Путешествие в страну невежд» | Устный журнал «Афоризмы. В мире умных мыслей» |
Праздник | Устный журнал «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном». | Ролевая игра «Чему мы научились». | Ролевая игра «Играем роль воспитанного человека». | Праздник леди и джентльменов |
Литература
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
- Григорьев Д.В.. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» , 2009
- Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения», 2009
- Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- «Духовно-нравственное воспитание» Научно-просветительский журнал №4,5,6/2007, №4,5/2008
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
- Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
- Селиванова О.Г., Арасланова Е.В.. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
Приложение 1
Методика оценки уровня воспитанности ученика.
/Н.П. Капустин/
Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её.
Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.
Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.
Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.
Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.
Отметка «1» не используется.
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель.
Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Классным руководителем на основании индивидуальных анкет заполняется карта воспитанности учащихся.
I уровень воспитанности – высокий- средняя отметка от 4 до 5 баллов.
II уровень воспитанности – средний- средняя отметка от 3 до 4 баллов
III уровень воспитанности – низкий- средняя отметка от 2 до 3 баллов
IV уровень воспитанности – отрицательный- средняя отметка от 1 до 2 баллов.
Карта воспитанности обучающихся
(1- 2-е классы)
№ | Ф.И.О. ученика | показатели | ||||||
любознательность | Отношение к школе | Отношение к труда | Бережное отношение | Красивое в моей жизни | Отношение к себе | Рейтинг | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
Итого: | ||||||||
Средний балл | ||||||||
1-й уровень | ||||||||
2-й уровень | ||||||||
3-й уровень |
Карта воспитанности обучающихся
(3- 5-е классы)
№ | Ф.И.О. ученика | показатели | ||||||
эрудиция | Отношение к школе | прилежание | Отношение к природе | Эстетический вкус | Отношение к себе | Рейтинг | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
Итого: | ||||||||
Средний балл | ||||||||
1-й уровень | ||||||||
2-й уровень | ||||||||
3-й уровень |
Анкета для обучающихся 3-5 классов.
Отношения и показатели. | самооценка | Оценка родителей | Классного руководителя | Итоговая отметка |
1 Эрудиция: Мне интересно учиться Я всегда выполняю домашние задания Я люблю читать Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы Я стремлюсь получать хорошие отметки. | ||||
2. Отношение к школе: Я выполняю Устав школы, Я выполняю Правила для учащихся, Я выполняю правила внутреннего распорядка, Я участвую в делах класса и школы Я добр в отношениях с людьми Я справедлив в отношениях с людьми. | ||||
3.Прилежание: Я старателен в учебе, Я внимателен, Я самостоятелен, Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью Мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||
4. Отношение к природе: Я берегу землю, Я берегу растения Я берегу животных Я берегу природу. | ||||
5. Эстетический вкус. Я аккуратен и опрятен, Я соблюдаю культуру поведения Я ценю красоту в своих делах, Я вижу прекрасное в жизни. | ||||
6. Отношение к себе. Я управляю собой, своим поведением, Я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой, Я забочусь о своём здоровье, Я умею правильно распределять время учебы и отдыха, У меня нет вредных привычек. |
Анкета для обучающихся 1-2 классов.
Мои отношения | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговая отметка |
1 Любознательность: Мне интересно учиться Я люблю читать Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы Мне нравится выполнять домашние задания Я стремлюсь получать хорошие отметки. | |||
2. Отношение к школе: Я выполняю Правила для учащихся, Я добр в отношениях с людьми Я участвую в делах класса и школы | |||
3.Отношение к труду: Я старателен в учебе, Я внимателен, Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью В семье мне нравится помогать выполнять домашнюю работу, Мне нравится дежурство в школе. | |||
4. Бережное отношение: К природе К земле К животным | |||
5 Красивое в моей жизни: Я аккуратен в делах, Мне нравится всё красивое вокруг меня Я вежлив в отношениях с людьми. | |||
6. Отношение к себе. Я управляю собой Я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой, У меня нет вредных привычек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...