Инклюзивное образование в школе
презентация к уроку на тему
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_shkole.pptx | 140.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009г. № 373)- основной документ, регламентирующий деятельность образовательных учреждений . Он представляет собой «систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Образовательные результаты
Правовое обеспечение инклюзивного ОУ Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу) Образовательная программа ОУ, включающая коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями Договор между ОУ и ОПМПК Договор с ППМС-центром Договор с Окружным ресурсным центром Договор с СКОУ( при необходимости) Лицензии на обучение по программам 7,8 вида Лицензии на программы дополнительного образования Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в данной общеобразовательной школе.
Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ ; разработанная программа коррекционной работы ОУ с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе; наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса; специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду .
Архитектурно-планировочная среда (Универсальная среда) Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. (Тех. стандарты) С енсорные знаки и дорожки, ограничители и показатели Туалет с душем, специально оборудованный для детей с ОВЗ Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)
Образовательная среда «Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом». Выготский Л.С. Образовательная среда – это элемент социокультурной среды, зона взаимодействия различных образовательных систем, пространственной среды, элементов всевозможных социальных систем и субъектов образовательных процессов. Основные параметры – насыщенность и структурированность
Критерии оценки доступности ориентация: имеете ли вы необходимую информацию? независимость (что): выбираете ли вы то, что хотите делать? мобильность (куда): можете ли вы идти, куда хотите? времяпровождение (когда): можете ли вы заниматься чем-нибудь, когда захотите? социальная интеграция (с кем): принимают ли вас другие? финансовая самообеспеченность (чем): имеются ли у вас необходимые средства? переход (изменение): готовы ли вы к переменам?
Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных) Парты с регулируемой высотой и наклоном стола Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ. Индивидуальное освещение Специальные средства индивидуального пользования Приспособления для фиксации рук, туловища . Специальная мебель.
Условия для восстановления работоспособности Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой) Специальная комната для парной или индивидуальной работы-ресурсная комната Зона для двигательной активности Организация временного режима обучения
Организация образовательного процесса в соответствии с об разовательными программами. Общеобразовательная Программы I-VIII вида Программы коррекционной работы Программы дополнительного образования: -Программа по формированию коммуникативных навыков; -Программа по формированию социально-бытовых навыков; -Программа профессиональных навыков -Программа по информационной технологии -Программы художественно-эстетического цикла -Программа по трудовому воспитанию Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов , не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников
Условия освоения ООП учащимися учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся ; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП ; оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся; « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».
Программа коррекционной работы «Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса». (из ФГОС НОО) Программа коррекционной работы должна - быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа; - учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; - предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение .
При составлении ПКР важно учесть факторы: контингент обучающихся и педагогов, материально -техническую базу учреждения, возможные формы образования , направления коррекционной работы.
Требования к составлению ПКР программа коррекционной работы не должна зависеть от выбранных для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении; программа коррекционной работы не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ; для реализации программы коррекционной работы в школе нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе; для определения содержания программы коррекционной работы педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации; невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе; поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей программы коррекционной работы.
Индивидуализация обучения Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях: если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети; если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями; при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением; обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс; неблагополучной обстановкой в семье.
Понятия
Формы и методы организации образовательного процесса Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей) Организация деятельности и сотрудничества в малых группах Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала) Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ. Наличие тьюторов в соответствии с ИОП
Особые требования к организации учебного процесса раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы; использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ; индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение « осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии ) «определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности» Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка – специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения Наличие в штатном расписании специалистов Консультации специалистов для учителей, реализующих образование детей с ОВЗ
ПМПконсилиум организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников; выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса; выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению или адаптация образовательной программы образовательного учреждения; выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы; обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса; формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
Уровни работы ПМПк
Включение родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Инклюзивное образование в школе
Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общео...
Инклюзивное образование в школе
Инклюзивное образование в школе...
Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.
В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ц...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ" посвящена актуальной обсуждаемой проблеме в настоящее время. В Санкт-Петербурге уже существует ряд общеобразовательных шко...
Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...
Статья "Инклюзивное образование в школе. Методические рекомендации учителям - предметникам".
В статье я рассказываю о своём опыте работы в школе, где обучаются дети с ОВЗ. Привожу конкретные примеры занятий с такими детьми....