СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Организация семейного досуга»
проект на тему
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 48.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Организация семейного досуга»
Выполнил:
Муравьева Н.А.,
социальный педагог
«МБС(К)ОУ СКОШ VIII вида»,
г.Балахна
Проверил:
Сироткина Е.С.,
ст.преподаватель
кафедры теории и практики воспитания
и дополнительного образования
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2011
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.
Данные мониторинга, проведенные социальным педагогом за 3 года находят своё подтверждение в снижении социального статуса семьи.
Социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается семья, усугубляют и внутрисемейными проблемами. Поэтому, работа с семьей является одной из приоритетных направлений социального педагога, которому приходится сталкиваться с различными типами семей.
«Социальный статус семей учащихся»
Статус семьи | 2008 | 2009 | 2010 |
Полные | 68 | 65 | 47 |
Неполные | 41 | 89 | 107 |
Многодетные | 44 | 46 | 54 |
Малообеспеченные | 44 | 61 | 64 |
Неблагополучные | 5 | 8 | 9 |
Опекаемые | 17 | 13 | 24 |
Типичные формы семейного неблагополучия проявляются в комплексе семейных проблем, которые становятся факторами девиантного поведения детей:
- неполный состав семьи;
- смещение ролевых функций родителей;
- дефецит времени на воспитание;
- недостаточный уровень педагогической подготовки родителей;
- отсутствие ответственности за воспитание;
- отсутствие должного контроля над поведением ребенка, организацией его досуга;
- отсутствие эмоционального контакта, внимательного, теплого заботливого отношения к ребенку, незнание его потребностей и интересов и другое.
Практика показывает, что на сегодняшний день остается главной проблемой низкий воспитательный потенциал семьи, отсутствие положительных семейных традиций, занятость родителей, которые приводят к отсутствию контроля за детьми.
Преступность, правонарушения (за 3 года)
Уч.год | Общее ко-во уч-ся | На ВШУ | На проф. учёте ПДН | |||
Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
2008\2009 | 173 | 176 | 9(5%) | 8(4,5%) | 4 (2%) | 4 (2%) |
2009\2010 | 180 | 186 | 17(9%) | 14(8%) | 5(3%) | 5(3%) |
2010/2011 | 180 | 174 | 7 (3%) | 5 (3%) | 4 (2%) | 3 (2%) |
3 учащихся в 2010\2011учебном году были осуждёны - ст.158 УК РФ, часть 2
Поэтому первоочередной задачей социального педагога становится изучение собственного воспитательного потенциала семьи.
Проблема воспитательного потенциала семьи была раскрыта в трудах многих ученых, таких как: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и др. Где семьи характеризуются ими как «совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно».
Основными компонентами воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственная направленность семьи, педагогическая культура родителей их личностные особенности.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является потребность у детей в общении с родителями, заинтересованность их в совместной деятельности.
Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже - в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности. Предпочтительное занятие в семье - просмотр телепередач.
Известный создатель концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени С. А. Шмаков в своей работе «Уроки детского досуга» большое внимание уделял значению досуговой педагогики, считал, что каждый родитель должен знать хотя бы некоторые методы и формы организации досуга в семье. Опираясь на имеющиеся ресурсы семьи необходимо посредством осуществления социальных, психолого-педагогических мер создать условия, которые давали бы семье возможность преодолеть факторы жизненого риска.
Поэтому, исходя из объективной реальности кризиса семейного воспитания и положения о том, что усиление воспитательной функции семьи возможно только при условии целостности внутренней структуры микросоциума, мы решили провести родительское собрание в виде деятельностной игры «Свободное время и семейный досуг», целью которого станет оптимизация воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
1) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;
2) выработать рекомендации для родителей и учащихся по совместному времяпрепровождению.
Срок исполнения:
Январь 2012г.
Участники:
Учащиеся 8-9 классов, воспитатели, педагог-организатор, социальный педагог.
Подготовка:
- организация воспитателями выставки рисунков учащихся «Мои интересы», с целью выявления интересов подростков;
- анкетирование учащихся социальным педагогом на тему: «Мой досуг», в котором содержатся вопросы, например: в свободное время я обычно..., мне нравится, что в свободное время..., в свободное время я с друзьями, подругами..., основные увлечения в моей семье.., всей семьей мы...
я мечтаю о том, что в свое свободное время…, в свободное время я с родителями..., я мечтаю, что с родителями я..т.д.;
- изготовление учащимися приглашений на родительское собрание и вручение их родителям.
Оформление, оборудование и инвентарь.
- выставка рисунков учащихся;
- рабочее место – столы, стулья;
- ручки, карандаши и бумага для записей;
Ход собрания
- презентация интересов учащихся в творческой форме о своих интересах и увлечениях;
- ознакомление социальным педагогом родителей с результатами анкетирование учащихся;
- совместное выявление проблем и противоречий в организации свободного времени и семейного досуга (учащиеся и родители называют основные проблемы в организации семейного досуга);
- мозговой штурм по решению основных проблем по организации семейного досуга с предложениями родителей и детей и консультирование специалистов школы.
Такая форма групповой работы направлена на развитие результативности следующих критериев функционирования семьи:
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- проявление общности целей родителей и детей.
Дети будут больше времени проводить дома, совместно с родителями, занимаясь в свободное время чтением и обсуждением книг, художественным творчеством, помогать в ведении домашнего хозяйства.
Повлиять на устойчивость отношений «родители - дети» поможет:
- регулярная диагностика семейных отношений и ознакомление родителей с результатами;
- повышение всеми доступными средствами авторитета семьи, родителей. Основной принцип педагогической деятельности - отказ от тактики констатации и критики, поиска негативного как в ребёнке, так и в его семье, а опора на практику поддержки и сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА:
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.
- Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: учебное пособие /Гуров В.Н.- М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Организация досуговой деятельности и занятости школьников как средство профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков"
Социальный проект посвящен проблеме социальной адаптации детей...
Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ
Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ...
Анимационные технологии социально-культурной деятельности, как форма организации семейного досуга
Анимационные технологии социально-культурной деятельности, как форма организации семейного досугаЦЕЛЬ:ОБЩЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ В СЕМЬЕ.ЗАДАЧИ:Помочь в творческой сам...
Социальный проект "Организация клуба "РОДНОЕ СЛОВО"
Цель проекта - активизация внеклассной работы по русскому языку и литературе, вовлечение в неё максимального количества участников через реализацию (в рамках долгосрочного проекта - 1 год) ряда мини-п...
Родительское собрание "Мальчики и девочки 3-4 классы", "Организация семейного досуга"
Первый материал предназначен для родителей и учителей с целью ознакомления особенностей развития девочек и мальчиков с их физиологическими и эмоциональными различиями, носит рекомендательный характер ...
Привитие навыков организации семейного досуга у воспитанников детского дома как один из аспектов подготовки детей к проживанию в замещающей семье.
В рамках реализации проекта "Дорога к дому"...
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...