Родительское собрание "Мальчики и девочки 3-4 классы", "Организация семейного досуга"
методическая разработка по психологии по теме

Шестакова Валентина Ивановна

Первый материал предназначен для родителей и учителей с целью ознакомления особенностей развития девочек и мальчиков с их физиологическими и эмоциональными различиями, носит рекомендательный характер по их воспитанию. Второй - для понимания значения  семейных традиций в воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мальчики и девочки — почему они разные?

Сценарий родительского собрания в 3-м классе

Цели и задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.

2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.

Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступление

Психолог. Давайте вернемся на 6–7 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «Кто у меня, мальчик или девочка?» А на вопросы близких: «Ну кто?» — гордый ответ: «Мальчик!» — или счастливый: «Девочка».

Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен...» И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое — индивидуальное и разное. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.

2. Основная часть

Психолог. Начнем с того, как наши дети воспринимают мир. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первом-втором классе у девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Задайте себе вопрос: а вы умеете понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Опять же если среди мальчиков много двоечников, трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, врачи, писатели, конструкторы — мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? А еще среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.

Оказывается, мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома — мама и бабушка, в детском саду — воспитательница, в начальной школе — учительница, и лишь в старшей школе иногда появляются мужчины — предметники. Утверждают, что женщина вряд ли может вырастить настоящего мужчину. У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте посмотрим рисунки детей: особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «Космос». Определите, где рисовали мальчики, а где девочки?

Вообще мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит и шумит. А девочки рисуют людей, в том числе и себя.

Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какой у нас следующий урок?»), а девочки — для установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию, а женщины — на отношения между людьми.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок, — период врабатываемости — у детей зависит от пола.

Раздаем родителям карточки с графиком работоспособности каждого ребенка по проведенному нами заранее тесту (см. ниже). Можно предложить родителям провести такой тест и построить графики.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей

 Теппинг-тест

Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой, карандаш и расчерченный лист бумаги.

Очень важно:

1. В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров).

2. Объяснить ребенку, что прямоугольник заполняется в порядке, пронумерованном цифрами от 1 до 6.

3. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

4. На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.

Инструкция. Перед каждым из вас лист с пронумерованными квадратами. Сейчас вы будете стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде: «Дальше!» Начинаем работать — стучать — по команде: «Начали!» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом, напоминаю, по команде «Дальше!» переходим к следующему квадрату. Ваша задача — поставить в квадрате как можно больше точек. Итак, вы готовы? Начали! Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

График работоспособности

Составьте график работоспособности, используя точки, расставленные в квадратах. Напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено. Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности.

1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает к середине, а затем постепенно снижается.

2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, а затем постепенно снижается.

3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).

4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента начала деятельности и остается сниженным до конца работы.

Для детей 9–12 лет

20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

20–25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.

26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе. Девочки обычно быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Когда они достигли пика работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать.

Психолог. У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, они не думают, не ищут решений, а поиск идет.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку».

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности велики.

Итак, девочке нужно объяснить, как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними — неверно.

• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала объясните, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.

• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.

3. Заключительная часть

Ведущий подводит итоги, отвечает родителям на возникшие вопросы, дает родителям высказать свое мнение по обсуждаемой теме.



Предварительный просмотр:

Организация семейного досуга

Досуг – это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV веке и произошло от глагола «досягать», буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов.

Досуг служит средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения. Для прочных и гармоничных семейных отношений важны беседы, совместные занятия, семейные увлечения, прогулки, культурные мероприятия. Проводя вместе свободное время, мы уделяем друг другу внимание, чувствуем и ощущаем, что мы вместе. Неслучайно в семьях, где что-то не ладится, супруги предпочитают отдельно друг от друга обедать, врозь проводить своё свободное время. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводят досуг вместе только одна из пяти «проблемных» супружеских пар, среди счастливых – эта цифра в 2–5 раз выше. В счастливых семьях происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции. Семейные традиции – один из основных способов воспитания, т.к., прежде чем попасть в школу (ясли, детский сад, другой коллектив), ребенок познает себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку гордиться своей семьей, осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками. К сожалению, в наше сложное время, когда разрушены многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место сильная потребность выработать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи Нового года или дни рождения, совместные поездки за город, даже субботние обеды, когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Психологами сегодня доказано, что совместные обеды имеют для развития детей большее значение, чем время, посвященное играм, учебе. Очевидно, есть какая-то особая сила в совместном вкушении пищи. Семейные традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи. Они способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дом – это не только место, где его кормят, а место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности человека, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и подменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов, где начиналось творчество. Умение слушать – огромный труд, который является толчком к творчеству.

«...Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал... Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров» (А.Н. Толстой).

Традиции – это не только определенные дни празднования юбилеев и дней рождений или традиционные увлечения, это нечто большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существовать семья.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени сегодня является хождение в гости, прием гостей и просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание. Одно дело, когда гостей приглашают и идут в гости ради застолья. Совсем другое дело, когда собираются 2–3 молодые семьи с детьми для просмотра фотографий, видеофильмов или с целью устроить детский концерт, театр. При этом застолье – лишь эпизод приема гостей.

Превращение телевизора в «теленяньку», когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельствуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систему, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста передачу.

Досугом является также и проведение отпуска. Прекрасно, если есть возможность провести отпуск всей семьей. Воспоминания о проведенных вместе днях способствуют укреплению внутрисемейных связей. О желательности проводить супругам отпуск вместе рассуждает А. Моруа.

«У супругов есть две возможности провести отпуск: вместе и врозь. Провести отпуск вместе для счастливой пары — предел мечтаний. Наконец-то можно вдоволь наглядеться друг на друга, открыть истинный облик близкого человека, прежде скрытый заботами и усталостью. А главное – это новое обрамление, которое окружает любовь ореолом экзотики. Счастлив тот, кто может предложить своей жене провести две чудесные недели на фестивале музыки и поэзии: он обратит себе на пользу приятные эмоции, вызванные к жизни Моцартом или Мюссе. Но довольно и одной лишь природы. Море – лучший из наперсников. А безмятежный покой и красота лугов и полей превратят супружескую любовь в идиллию. На природе горожане вновь приобщаются к молодости земли — и к своей собственной.

Проводить отпуск врозь следует только в том случае, если это необходимо в интересах детей, либо для здоровья одного из супругов» (А. Моруа. «Письма к Незнакомке»).

Следует также добавить, что досуг должен быть разнообразным и полезным для развития семьи. Это может быть чтение, театр, концерт, походы, экскурсии, рисование, рукоделие и т.д.; главное, чтобы совместное времяпрепровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Это интересно

Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приемы с фуршетом. Понятно, что не ради еды государственные мужи, главы государств приезжают друг к другу, но совместный стол есть символическая демонстрация единства – вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым (Зубов А. «История религии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6 классе на тему«Свободное время и семейный досуг».

Данное родительское собрание посвящено актуальной теме нашего времени, теме свободного времяпровождения детей. Очень часто современные родители заняты собой и работой, у них не остается  времени ...

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ...

Анимационные технологии социально-культурной деятельности, как форма организации семейного досуга

Анимационные технологии   социально-культурной  деятельности,  как форма организации  семейного досугаЦЕЛЬ:ОБЩЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ В СЕМЬЕ.ЗАДАЧИ:Помочь в творческой сам...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Организация семейного досуга»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время с...

Методическая разработка урока технологии (девочки) в 8 классе «Построение семейного бюджета»

Вниманию читателя предлагается методическая разработка урока технологии (девочки) в 8 классе «Построение семейного бюджета». Автор – Найденова Алена Анатольевна, учитель тхнологии ГБ...