Выступление социального педагога "Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению"
материал на тему
Выступление возможно на педагогическом совете, родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поярова А.А., социальный педагог, МБОУ «Ясненская СОШ № 7»,
п. Ясный, Пинежский район, Архангельская область
Выступление социального педагога
«Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению».
Тема проявления детьми жестокости и агрессии в наши дни особенно актуальна. К сожалению, эти явления «живут» среди нас.
В более или менее развитом обществе агрессия всегда находится под контролем, но более эффективным этот контроль будет только там, где присутствует сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия применяется для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет…). У старших детей, детей школьного возраста больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить боль человеку.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости. Но чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную деятельность.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видит постоянно, и она стала нормой его жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, а завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит детей к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие:
- Привлечение к себе внимания сверстников;
- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- Защита и месть;
- Стремление «быть главным».
И всегда надо помнить, что к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность его окружения.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
При проявлении расположения к ребенку мы помогаем ему: преодолеть трудности, используем умение слушать и слышать ребенка, включаем в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к самому факту существования ребенка.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, но если оно следует немедленно за проступком; объяснено ребенку; оно суровое, но не жестокое; оно оценивает действие ребенка, а не самого ребенка.
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми носил позитивный устойчивый характер, необходимо, чтобы работа была не эпизодической, а системной.
Есть притча, которую полезно рассказать детям: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не принося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»
Вывод: можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ!
Правила общения взрослого с агрессивным подростком:
- Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;
- Наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии подростка, но без жестких наказаний в случае проступка;
- Старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;
- Давайте возможность подростку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
- Старайтесь лишний раз поддержать подростка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
- Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении подростка, даже если они незначительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. В статье рассматриваются возможные проблемы и выясняются их причины....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"
Одно из занятий по развитию и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...
Выступление социального педагога "Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их семьями"
Выступление...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста...
Семинар для родителей и воспитателей. Тема: «Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции»
Да Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования, поэтому давайте посмотрим на это понятие, с точки зрения специалистов занимающихся этой проблемой....